Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Онкослужба
27 декабря 2024
446

Дисгармония законодательства, или еще раз о трудностях применения клинических рекомендаций

Дисгармония законодательства, или еще раз о трудностях применения клинических рекомендаций

Проблема согласования клинических рекомендаций и нормативного регулирования оказания и финансирования медицинской помощи – одна из ключевых в современном здравоохранении. Этот «разнобой» создает серьезные трудности для применения клинических рекомендаций и контроля их соблюдения. Разберем, в чем именно они заключаются и каковы их причины.

Есть в клинреках – нет в стандарте

Применять КР и контролировать их соблюдение будет сложно из-за несогласованности законодательства. Не все медицинские услуги, упомянутые в КР, попадают в стандарты медицинской помощи (СМП) — например, из-за отсутствия в Номенклатуре медицинских услуг (приказ Минздрава России от 13.10.2017 № 804н) или ошибок в перечне услуг. Те услуги, что попали в СМП, могут отсутствовать в КСГ — следовательно, их оказание не финансируется.

Отчасти это вызвано длительным процессом одобрения КР. О нем мы писали здесь.

Аналогичная проблема с лекарственными препаратами — не все лекарства из клинреков внесены в перечень ЖНВЛП. Хотя программы госгарантий де-юре основаны именно на КР, де-факто они не совпадают и часто опираются именно на СМП. Но при этом до последнего времени контроль качества оказания медпомощи проводился и по КР, и по СМП — то есть, несоблюдение любого из этих документов влекло для медорганизаций негативные последствия.

В Минздраве это поняли и стали обновлять нормативную базу. В сентябре 2024 г. утратили силу около 500 приказов об утверждении и изменении стандартов медпомощи, разработанных и принятых в период с 2012 по 2023 год (Приказ Минздрава РФ от 30.07.2024 № 397н).

В перечне 488 стандартов 2012–2016 годов и 30 приказов с изменениями стандартов, сформированных задолго до принятия КР в их современном виде. Среди отмененных документов, например, стандарты при доброкачественных новообразованиях яичников, доброкачественных заболеваниях шейки матки, меланоме, остром лимфобластном лейкозе (детям), глиобластоме (детям).

Как быть с контролем?

Вероятно, в перспективе министерство отменит все стандарты, которые были приняты не на основе КР, одобренных после 2019 года. А пока Минздрав исключил СМП из предмета контроля качества диагностики и лечения в системе ОМС.

Но в критериях оценки качества медицинской помощи стандарты остались.

О месте КР в системе госконтроля качества и безопасности медицинской деятельности высказался и Росздравнадзор в конце ноября 2024 г., подробно этот документ мы рассматривали здесь.

Ничего конкретного ведомство на вопрос интересанта тогда не ответило, но дало понять, что при проведении контрольных мероприятий не оставит без внимания соблюдение КР.

Всероссийскому союзу страховщиков (ВСС) предложили подготовить чек-листы для проведения экспертных мероприятий по оценке медицинской помощи в соответствии с КР.

В ответ на запрос рабочей группы по онкологии, онкогематологии и трансплантации комитета Госдумы по охране здоровья президент ВСС Евгений Уфимцев в августе 2024 года сообщил, что 1 июля страховое сообщество направило в Минздрав свои предложения. Они включают методологию описания и применения чек-листов с обязательным участием в их разработке ГВС Минздрава и дорожную карту с перечнем необходимых мероприятий.

В свою очередь Минздрав разработал новый проект приказа об утверждении критериев качества медпомощи, на который ВСС дал свое заключение. Эксперты сочли представленные критерии недостаточными и не отвечающими требованиям к обеспечению гарантий прав граждан на бесплатное оказание медпомощи надлежащего качества. Например, по мнению страховщиков, проект не содержит критерии по многим заболеваниям, по которым отсутствуют КР. В 2023 году 12,1 % всех случаев оказания медпомощи, подвергшихся экспертизам, относятся именно к таким заболеваниям, на долю этих случаев приходится 26,7 % от общего числа выявленных нарушений.

Эксперты ВСС отметили, что по сравнению с действующим приказом от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» существенно сокращено число критериев качества по онкологическим заболеваниям, что не отвечает поставленным задачам по снижению смертности. А часть добавленных критериев не соответствуют действующим клиническим рекомендациям.

По материалам Счетной Палаты

Нормативы объемов медпомощи непрозрачны и не поддаются оценке. В 2023 году Счетная палата провела масштабный анализ формирования и финансового обеспечения программы госгарантий. Согласно ч. 7 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ, ПГГ формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций, а также с учетом особенностей половозрастного состава, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики. Однако ни один из существующих НПА не содержит методики расчета и формирования средних нормативов объема медпомощи. Минздрав сообщает, что для расчета используются общие принципы 326-ФЗ и фактический учет показателей оказания медпомощи прошлых лет

Анализ затруднен и тем, что в ПГГ содержится понятие «средние нормативы», в то время как сами нормативы отсутствуют. Учитывается при формировании ПГГ и «сложившаяся потребность застрахованных лиц по группам возрастов», которая не соответствует фактически реальной потребности. Сложившиеся показатели, по мнению СП, могут быть необъективными в связи с недостаточностью финансового обеспечения.

Существующие механизмы формирования нормативов объемов медпомощи непрозрачны и не позволяют оценить их обоснованность.

Не утверждены законодательно и сроки принятия ПГГ. Фактически ПГГ принимается на основе закона о бюджете на будущий год в конце декабря, и регионам за несколько дней нужно утверждать территориальные ПГГ. Часто территориальный программы утверждают уже в текущем году — в таких случаях медпомощь оказывается в отсутствие территориальной программы.

Счетная палата фиксирует, что в 2019-2022 годы терпрограммы ПГГ устанавливали нормативы ниже средних — это напрямую влияет на обеспечение граждан бесплатной медицинской помощью, влечет обоснованные жалобы на несвоевременное или неполное оказание медпомощи в регионах.

Одновременно с этим увеличиваются объемы медпомощи и кредиторская задолженность медучреждений, т.к. превышение объемов часто не оплачивают. СП обнаружила факты невыставления реестров счетов на оплату — медицинские организации ожидают, что от страховых медорганизаций (СМО) последует отказ в оплате сверх установленных объемов.

В вопросе дефицита выявлена положительная тенденция. В 2020 году дефицит ТПГГ составлял 43,2 млрд руб. по 34 субъектам РФ, а в 2023 году — 19,7 млрд руб. по 13 субъектам.

Отдельная проблема формирования ПГГ — отсутствие актуальных стандартов медпомощи по большому числу нозологических единиц. Стандарты на декабрь 2023 года охватывали только 21,9 % от общего числа кодов МКБ-10. Наиболее стандартизированы онкологические заболевания — 78,7% классов нозологических единиц. Такие классы заболеваний как травмы, отравления, врожденные аномалии, охвачены стандартами менее чем на 10 %.

Стандарты не учитывают оказание паллиативной медпомощи, при этом расходы на нее осуществлялись (26,7 млрд руб. за 2022 год). Следовательно, расчетная стоимость паллиативной медпомощи определялась не реальными издержками медорганизаций, а предусмотренными в бюджете объемами ассигнований. Это значительно снижает расчетную стоимость медуслуги по сравнению с фактической себестоимостью.

Стандарты должны актуализироваться в соответствии с клиническими рекомендациями — однако нормативные сроки актуализации не установлены, в связи с чем положения КР фактически не учитываются при формировании ПГГ.

В терпрограммы включают не все критерии качества и доступности медпомощи, установленные в ПГГ. В 2023 году только 3 субъекта включили в ТПГГ все критерии, 31 субъект не включил лишь 2 критерия, а все остальные — 3 и более критериев. Отсутствие единообразия существенно затрудняет анализ показателей. Также отсутствует методика расчета и установления целевых значений — это может повлечь установление заведомо заниженных критериев качества и доступности медпомощи.

С отчетом о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка формирования и финансового обеспечения реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в 2021–2022 годах и истекшем периоде 2023 года» можно ознакомиться здесь.

Одной из ключевых задач, стоящих перед Минздравом, является унификация нормативной базы для того, чтобы обеспечить более четкое и последовательное регулирование. Отмена множества устаревших стандартов — шаг в правильном направлении, но необходимо также разработать новые критерии и стандарты, которые будут соответствовать современным требованиям и реальности здравоохранения.

Выводы

На рассогласованность в организационных документах, влияющих и на контроль, и на финансирование оказания медицинской помощи, влияет длительность одобрения КР. Это приводит к тому, что стандарты и ПГГ формируются без их учета. В результате после принятия КР не находят отражения в уже утвержденных СМП и ПГГ.

Критика со стороны страхового сообщества указывает на необходимость более активного взаимодействия Минздрава с заинтересованными сторонами, включая профессиональное медицинское сообщество и страховщиков. Создание чек-листов — хороший шаг, но важно, чтобы эти инструменты действительно учитывали все аспекты медпомощи и соответствовали актуальным КР.

Что касается критериев оценки качества медицинской помощи, главный вопрос – их универсальность. Кроме того, необходимо учитывать и те заболевания, по которым отсутствуют КР, так как это значительно влияет на качество оказания помощи и выявляемые нарушения.

telegram protivrakaru

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.09.2024 № 449н «О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н, и Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2021 № 231н».

Например, пп. «ж» п. 2.1 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава РФ от 10.05.2017 № 203н.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 28.11.2024 № 08-Р-50121/г «О правовом статусе клинических рекомендаций».

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все