Есть в клинреках – нет в стандарте
Применять КР и контролировать их соблюдение будет сложно из-за несогласованности законодательства. Не все медицинские услуги, упомянутые в КР, попадают в стандарты медицинской помощи (СМП) — например, из-за отсутствия в Номенклатуре медицинских услуг (приказ Минздрава России от 13.10.2017 № 804н) или ошибок в перечне услуг. Те услуги, что попали в СМП, могут отсутствовать в КСГ — следовательно, их оказание не финансируется.
Отчасти это вызвано длительным процессом одобрения КР. О нем мы писали здесь.
Аналогичная проблема с лекарственными препаратами — не все лекарства из клинреков внесены в перечень ЖНВЛП. Хотя программы госгарантий де-юре основаны именно на КР, де-факто они не совпадают и часто опираются именно на СМП. Но при этом до последнего времени контроль качества оказания медпомощи проводился и по КР, и по СМП — то есть, несоблюдение любого из этих документов влекло для медорганизаций негативные последствия.
В Минздраве это поняли и стали обновлять нормативную базу. В сентябре 2024 г. утратили силу около 500 приказов об утверждении и изменении стандартов медпомощи, разработанных и принятых в период с 2012 по 2023 год (Приказ Минздрава РФ от 30.07.2024 № 397н).
В перечне 488 стандартов 2012–2016 годов и 30 приказов с изменениями стандартов, сформированных задолго до принятия КР в их современном виде. Среди отмененных документов, например, стандарты при доброкачественных новообразованиях яичников, доброкачественных заболеваниях шейки матки, меланоме, остром лимфобластном лейкозе (детям), глиобластоме (детям).
Как быть с контролем?
Вероятно, в перспективе министерство отменит все стандарты, которые были приняты не на основе КР, одобренных после 2019 года. А пока Минздрав исключил СМП из предмета контроля качества диагностики и лечения в системе ОМС.
Но в критериях оценки качества медицинской помощи стандарты остались.
О месте КР в системе госконтроля качества и безопасности медицинской деятельности высказался и Росздравнадзор в конце ноября 2024 г., подробно этот документ мы рассматривали здесь.
Ничего конкретного ведомство на вопрос интересанта тогда не ответило, но дало понять, что при проведении контрольных мероприятий не оставит без внимания соблюдение КР.
Всероссийскому союзу страховщиков (ВСС) предложили подготовить чек-листы для проведения экспертных мероприятий по оценке медицинской помощи в соответствии с КР.
В ответ на запрос рабочей группы по онкологии, онкогематологии и трансплантации комитета Госдумы по охране здоровья президент ВСС Евгений Уфимцев в августе 2024 года сообщил, что 1 июля страховое сообщество направило в Минздрав свои предложения. Они включают методологию описания и применения чек-листов с обязательным участием в их разработке ГВС Минздрава и дорожную карту с перечнем необходимых мероприятий.
В свою очередь Минздрав разработал новый проект приказа об утверждении критериев качества медпомощи, на который ВСС дал свое заключение. Эксперты сочли представленные критерии недостаточными и не отвечающими требованиям к обеспечению гарантий прав граждан на бесплатное оказание медпомощи надлежащего качества. Например, по мнению страховщиков, проект не содержит критерии по многим заболеваниям, по которым отсутствуют КР. В 2023 году 12,1 % всех случаев оказания медпомощи, подвергшихся экспертизам, относятся именно к таким заболеваниям, на долю этих случаев приходится 26,7 % от общего числа выявленных нарушений.
Эксперты ВСС отметили, что по сравнению с действующим приказом от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» существенно сокращено число критериев качества по онкологическим заболеваниям, что не отвечает поставленным задачам по снижению смертности. А часть добавленных критериев не соответствуют действующим клиническим рекомендациям.
По материалам Счетной Палаты
Нормативы объемов медпомощи непрозрачны и не поддаются оценке. В 2023 году Счетная палата провела масштабный анализ формирования и финансового обеспечения программы госгарантий. Согласно ч. 7 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ, ПГГ формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций, а также с учетом особенностей половозрастного состава, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики. Однако ни один из существующих НПА не содержит методики расчета и формирования средних нормативов объема медпомощи. Минздрав сообщает, что для расчета используются общие принципы 326-ФЗ и фактический учет показателей оказания медпомощи прошлых лет
Анализ затруднен и тем, что в ПГГ содержится понятие «средние нормативы», в то время как сами нормативы отсутствуют. Учитывается при формировании ПГГ и «сложившаяся потребность застрахованных лиц по группам возрастов», которая не соответствует фактически реальной потребности. Сложившиеся показатели, по мнению СП, могут быть необъективными в связи с недостаточностью финансового обеспечения.
Существующие механизмы формирования нормативов объемов медпомощи непрозрачны и не позволяют оценить их обоснованность.
Не утверждены законодательно и сроки принятия ПГГ. Фактически ПГГ принимается на основе закона о бюджете на будущий год в конце декабря, и регионам за несколько дней нужно утверждать территориальные ПГГ. Часто территориальный программы утверждают уже в текущем году — в таких случаях медпомощь оказывается в отсутствие территориальной программы.
Счетная палата фиксирует, что в 2019-2022 годы терпрограммы ПГГ устанавливали нормативы ниже средних — это напрямую влияет на обеспечение граждан бесплатной медицинской помощью, влечет обоснованные жалобы на несвоевременное или неполное оказание медпомощи в регионах.
Одновременно с этим увеличиваются объемы медпомощи и кредиторская задолженность медучреждений, т.к. превышение объемов часто не оплачивают. СП обнаружила факты невыставления реестров счетов на оплату — медицинские организации ожидают, что от страховых медорганизаций (СМО) последует отказ в оплате сверх установленных объемов.
В вопросе дефицита выявлена положительная тенденция. В 2020 году дефицит ТПГГ составлял 43,2 млрд руб. по 34 субъектам РФ, а в 2023 году — 19,7 млрд руб. по 13 субъектам.
Отдельная проблема формирования ПГГ — отсутствие актуальных стандартов медпомощи по большому числу нозологических единиц. Стандарты на декабрь 2023 года охватывали только 21,9 % от общего числа кодов МКБ-10. Наиболее стандартизированы онкологические заболевания — 78,7% классов нозологических единиц. Такие классы заболеваний как травмы, отравления, врожденные аномалии, охвачены стандартами менее чем на 10 %.
Стандарты не учитывают оказание паллиативной медпомощи, при этом расходы на нее осуществлялись (26,7 млрд руб. за 2022 год). Следовательно, расчетная стоимость паллиативной медпомощи определялась не реальными издержками медорганизаций, а предусмотренными в бюджете объемами ассигнований. Это значительно снижает расчетную стоимость медуслуги по сравнению с фактической себестоимостью.
Стандарты должны актуализироваться в соответствии с клиническими рекомендациями — однако нормативные сроки актуализации не установлены, в связи с чем положения КР фактически не учитываются при формировании ПГГ.
В терпрограммы включают не все критерии качества и доступности медпомощи, установленные в ПГГ. В 2023 году только 3 субъекта включили в ТПГГ все критерии, 31 субъект не включил лишь 2 критерия, а все остальные — 3 и более критериев. Отсутствие единообразия существенно затрудняет анализ показателей. Также отсутствует методика расчета и установления целевых значений — это может повлечь установление заведомо заниженных критериев качества и доступности медпомощи.
С отчетом о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка формирования и финансового обеспечения реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в 2021–2022 годах и истекшем периоде 2023 года» можно ознакомиться здесь.
Одной из ключевых задач, стоящих перед Минздравом, является унификация нормативной базы для того, чтобы обеспечить более четкое и последовательное регулирование. Отмена множества устаревших стандартов — шаг в правильном направлении, но необходимо также разработать новые критерии и стандарты, которые будут соответствовать современным требованиям и реальности здравоохранения.
Выводы
На рассогласованность в организационных документах, влияющих и на контроль, и на финансирование оказания медицинской помощи, влияет длительность одобрения КР. Это приводит к тому, что стандарты и ПГГ формируются без их учета. В результате после принятия КР не находят отражения в уже утвержденных СМП и ПГГ.
Критика со стороны страхового сообщества указывает на необходимость более активного взаимодействия Минздрава с заинтересованными сторонами, включая профессиональное медицинское сообщество и страховщиков. Создание чек-листов — хороший шаг, но важно, чтобы эти инструменты действительно учитывали все аспекты медпомощи и соответствовали актуальным КР.
Что касается критериев оценки качества медицинской помощи, главный вопрос – их универсальность. Кроме того, необходимо учитывать и те заболевания, по которым отсутствуют КР, так как это значительно влияет на качество оказания помощи и выявляемые нарушения.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.09.2024 № 449н «О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н, и Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2021 № 231н».
Например, пп. «ж» п. 2.1 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава РФ от 10.05.2017 № 203н.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 28.11.2024 № 08-Р-50121/г «О правовом статусе клинических рекомендаций».