Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Полина Габай — в «Российской газете» о правах пациентов на паллиативную помощь.

/

Во все нетяжкие: снизится ли число уголовных дел против врачей

/

Оплата перелета к месту лечения: почему НКО вынуждены открывать сборы на дорогу

/

Завершился XIX Ежегодный конгресс РООУ — один из самых масштабных профессиональных мероприятий в области отечественной онкоурологии

/

Проблемы и пути решения в сопроводительной терапии онкологических пациентов

/

Вице-президент Фонда «Вместе против рака» Полина Габай ответила на вопросы врачей сообщества «Врачи РФ»

/

Судебная практика «исключила» оплату обучения немедицинского персонала из структуры тарифа ОМС

/

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/
Онкослужба
20 июня 2025
612

Госзакупки 2025: на страже внутреннего рынка

Автор: Фонд «Вместе против рака»
Госзакупки 2025: на страже внутреннего рынка
В 2025 году правила закупки товаров для государственных и муниципальных нужд сильно изменились. Теперь национальный режим товаров и услуг обязателен для всех закупочных процедур. Уточнены требования к форме сделок, определению минимальной цены и объема закупок. Рассмотрим, как это повлияет на закупки для медицинских организаций и какие особенности для них предусмотрены.

Приоритет отечественному

Национальный режим:

  • предусматривает необходимость оказывать при проведении закупки предпочтение товарам, которые производятся на внутреннем рынке страны;
  • предполагает применение мер в виде:
    • запрета на участие в закупке товаров, работ и услуг иностранного производства;
    • ограничения на участие в закупках товара иностранного производства или предоставления преимущества товарам российского производства.

Так государство минимизирует зависимость деятельности госучреждений от импорта.

Ранее по нормам Федерального закона № 44-ФЗ требовалось размещать в ЕИС (Единой информационной системе) информацию о межгосударственных соглашениях о национальном режиме, запретах и ограничениях приобретения по контрактам товаров иностранного производства. При проведении закупочных процедур заказчики должны были ориентироваться на размещенную в ЕИС информацию. Теперь такие сведения размещению не подлежат.

Отдельные тонкости закупок, решения и рекомендации для практического применения от ведущих специалистов читайте в журнале «ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник».

Эксперты отвечают на актуальные вопросы:

Возможно ли правильно сформулировать специфические характеристики товара, которым будет соответствовать только одна модель, получить конкретную модель медизделия и избежать претензий антимонопольной службы?

Как доказать происхождение товара на территории ЕАЭС?

Национальный режим устанавливается для товаров иностранного производства независимо от страны происхождения (ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ). При этом Правительство РФ уполномочено принимать решения о запретах, ограничениях и преимуществах, предоставляемых товарам в зависимости от страны их происхождения.

Постановлением Правительства от 23.12.2024 № 1875 утверждены перечни товаров, работ и услуг, в отношении которых установлены запреты или ограничения закупок. Ими и следует руководствоваться заказчикам при размещении информации о проведении закупки.

Как применять национальный режим, Минфин разъяснил в Информационном письме от 31.01.2024 № 24-01-06/8697. Регулятор ответил на наиболее часто возникающие при его применении вопросы.

1. Применение национального режима обязательно при проведении закупки в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, определены группы заказчиков и способы применения ими мер по предоставлению национального режима. Регулятор подчеркнул, что применение мер в виде предоставления преимущества возможно только в отношении товаров.

Отдельный вопрос вызвали случаи, когда в один объект закупки включаются товары, в отношении которых установлено применение различных мер национального режима. Как отмечает Минфин, в таких случаях заказчику необходимо предусмотреть возможность предоставления в заявках информации о соблюдении запретов и ограничений по каждому товару отдельно. При этом следует учитывать, что для одного товара может быть указана только одна страна происхождения. Этому вопросу посвящено Информационное письмо от 13.03.2025 № 24-03-09/24756.

2. Законодатель и регулятор уделили внимание документам, подтверждающим соблюдение мер по предоставлению национального режима.

Перечень документов, подтверждающих страну происхождения товара, установлен п. 3 Постановления Правительства РФ № 1875. Происхождение товара на территории ЕАЭС может подтверждаться выпиской из реестра промышленных товаров ЕАЭС. Непредоставление документов влечет невозможность применения национального режима для конкретного товара (ст. 90 Федерального закона № 44-ФЗ).

3. Меры по обеспечению национального режима могут и не применяться.

Случаи, когда такое возможно для отдельного товара, установлены п. 5 постановления Правительства № 1875, например:

  • отсутствие на территории Российской Федерации производства необходимого товара, наличие разрешения на покупку товара иностранного производства в соответствии со ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ;
  • закупка товара за пределами территории Российской Федерации;
  • закупка товара у единственного поставщика.

Это допускается и для обслуживания имеющегося у заказчика оборудования в таких ситуациях, как:

  • приобретение товара определенного товарного знака;
  • несовместимость товаров другого товарного знака с оборудованием заказчика;
  • приобретение расходных материалов.

Кроме того, действует требование об использовании при описании объекта закупки характеристик товаров российского происхождения. В случае отсутствия отечественных товаров с требуемыми характеристиками заказчик обязан направить соответствующее уведомление в Минпромторг России и включить такое уведомление в описание объекта закупки.

Цена контракта

Урегулированы особенности определения начальной (максимальной) цены контракта. (п. «в» п. 7 Постановления Правительства РФ № 1875). Теперь при определении идентичности и однородности товаров для целей определения цены контракта можно использовать только товары из ЕАЭС.

При применении метода сопоставимости рыночных цен заказчик обязан направить запрос не менее чем 3 отечественным производителям соответствующих товаров информация о которых внесена в государственную информационную систему промышленности.

Определены случаи, когда порядок определения цены не применяется, среди них: если в отношении Заказчика уполномоченным органом установлен отдельный порядок определения цены контракта, если при заключении контракта могут не применяться меры национального режима в соответствии с п. 5 и 6 постановления Правительства № 1875, осуществляется закупка товара в количестве 1 штуки по цене менее 5 тысяч рублей, закупка товара на сумму менее 1 млн. рублей при условии, что цена каждой позиции товара не превышает 5 тысяч рублей, либо когда производство товаров с требуемыми характеристиками в России отсутствует.

Если в объект закупки входят не только товары, в отношении которых установлены меры национального режима в виде запретов и ограничений, но и товары, в отношении которых меры национального режима не установлены, то особенности определения минимальной и максимальной цены применяются только к товару, в отношении которого меры установлены.

Лекарственные препараты и медицинские изделия

1. Меры национального режима применяются к лекарственным препаратам для медицинского применения, включенным в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Если в объект закупки входят препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП, меры национального режима не применяются.

Особенности определения максимальной цены контракта, установленные постановлением Правительства РФ № 1875, не применяются в отношении лекарственных препаратов и медицинских изделий, в отношении которых Минздравом установлен порядок определения цены контракта.

Происхождение лекарственного препарата для медицинского применения на территории РФ или ЕАЭС подтверждается сведениями из реестра российской промышленной продукции, а до 31 августа 2025 года – может подтверждаться сертификатом СТ-1. Подтверждением производства препарата по «полному циклу» является документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства, выданный Минпромторгом России

2. Минздрав уточнил порядок определения цены контракта на медицинские изделия в новой редакции приказа № 450н от 15.05.2020. Теперь для определения цены контракта необходимо брать цены на территории субъекта Федерации, где расположен заказчик, или сопредельных субъектов в пределах одного Федерального округа.

3. Для контрактов, объектом закупки которых является закупка лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, продлена возможность изменения цены дополнительным соглашением до 31 декабря 2025 года.

Чтобы воспользоваться возможностью продления, необходимо соблюдать следующие условия: изменения должны происходить по инициативе заказчика, количество товара, в отношении которого вносятся изменения не должно превышать 30% от объема закупки.

4. Отдельные особенности применения национального режима при закупках разъяснил в недавнем письме Росздравнадзор.

Ведомство напомнило о преимуществах для российской продукции, включая товары, поставляемые в рамках контрактов на работы и услуги, и действующих ограничениях и отметило, что защитные меры распространяются на всю указанную в перечнях № 1 — 3 постановления группу товаров, работ, услуг.

Например, при закупке одежды из вулканизированной резины и хирургических одноразовых перчаток из каучукового латекса следует установить минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения.

При этом точное совпадение наименований товаров в описании закупки с указанными в перечнях не обязательно. Достаточно, чтобы закупаемые товары соответствовали соответствующим группам по классификатору ОКПД 2.

telegram protivrakaru

Пункт 6 постановления Правительства № 1875.

Пункт 9 Информационного письма Минфина от 31.01.2024 № 24-01-06/869.

Подпункт «в» п. 3 постановления Правительства РФ № 1875.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 3 июня 2025 г. № 04-33744/25 «О предоставлении информации».

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все