Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Онкослужба
25 декабря 2024
389

Как завершали переход на клинические рекомендации

Автор: Фонд «Вместе против рака»
 Как завершали переход на клинические рекомендации
Хотя клинические рекомендации и стали неотъемлемой частью современного здравоохранения, их внедрение и актуализация столкнулись с препятствиями, как бюрократическими, так и организационными. Рассмотрим, что происходило в месяцы, предшествовавшие старту нового режима, а также сложности, с которыми столкнулись специалисты в сфере здравоохранения на этом пути.

Клинические рекомендации (КР) играют ключевую роль в современном здравоохранении, обеспечивая стандартизацию медицинской практики и гарантируя пациентам доступ к безопасным и эффективным методам лечения. Однако правовой статус этих документов продолжает оставаться предметом обсуждения и вызывает вполне обоснованные вопросы.

Об этом мы писали здесь и здесь.

Более того, отсутствие актуальных рекомендаций по ряду заболеваний создает серьезные пробелы в медицинском обслуживании. Процесс их разработки и обновления сталкивается с различными бюрократическими препятствиями и затяжками. В условиях нарастающего давления со стороны Правительства и общества, Минздрав России получил указание ускорить работу в этом направлении с целью обеспечения доступности и качества медицинских услуг.

Как боролись с проволочками?

Есть и другая проблема – банальное отсутствие самих документов по ряду заболеваний. Процесс рассмотрения проектов в Научно-практическом совете Минздрава (НПС) занимает длительное время, а доработка и повторное рассмотрение затягивались еще больше.

Своевременно не были завершены и процессы их обновления.

26 апреля 2024 г. Правительство направило в Министерство здравоохранения Поручение № ТГ-П12-12919. В нем говорилось о необходимости выявить заболевания, по которым нет клинических рекомендаций (КР), обеспечить разработку и одобрение их проектов. Также требовалось доработать уже существующие проекты КР и составить план-график их разработки и утверждения. Крайний срок выполнения — 1 января 2025 г.

В мае Минздрав приступил к выполнению задачи. В мае министр здравоохранения Михаил Мурашко поручил главным внештатным специалистам и НКО завершить разработку и пересмотр КР в 2024 году. Процессы стали ускоряться. Утвердили планы-графики, Научно-практический совет Минздрава стал заседать не ежеквартально, а каждый месяц.

В план-график по онкологии включили перечень клинических рекомендаций для разработки или пересмотра, разбитый на даты: поступление от НКО в Минздрав, направление заключения Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава России (ЦЭККМП) в НПС, заседание НПС, утверждение одобренных КР и размещение их в рубрикаторе.

В соответствии с планом-графиком уже в июне в Рубрикаторе должны были разместить пересмотренные КР по раку желудка и раку предстательной железы. Эти КР подлежали пересмотру не позднее 2022 и 2023 года соответственно. Их рассмотрение было назначено на 30.05.2024. Несмотря на требование Минздрава «обеспечить неукоснительное соблюдение указанных в плане-графике сроков», КР по данным нозологическим единицам так и не появились в повестке на эту дату.

Заявление о рассмотрении проекта клинических рекомендаций по раку предстательной железы поступило только 30 сентября 2024 г.

На сегодняшний день в Рубрикаторе размещены клинические рекомендации по данному заболеванию от 2021 года.

Мало одобрить — надо обучить

Предполагалось, что за последние полгода Минздрав укомплектует медицинские организации необходимыми кадрами, оборудованием и лекарственными препаратами — без этих составляющих качественное применение документов в клинической практике невозможно.

В рамках поручения правительства отдельный блок задач посвящен подготовке медицинских специалистов. Поэтому Минздрав провел совещание, результаты которого отразил в письме.

Медработникам было предписано освоить интерактивно-образовательные модули (ИОМ) по КР до 1 января 2025 г., а обеспечивать их − минздравам субъектов. ИОМ размещены на портале непрерывного медицинского образования и состоят из учебного материала с итоговыми тестами. Предусмотрен также мониторинг освоения ИОМ врачами со стороны региональных органов здравоохранения.

Мобильный сервис «Справочник врача» в июне-июле провел опрос среди 1,2 тыс. респондентов из всех субъектов РФ, чтобы узнать мнение врачей о системе ИОМ для КР. Работодатели обязали пройти обучение: в основном от 50 до 250 курсов, 6 % опрошенных сообщили, что им предписано пройти свыше 250 курсов. Почти 40 % медиков предупредили о санкциях за невыполнение задачи, включая уменьшение стимулирующих выплат и даже увольнение. 88 % врачей будут учиться в личное время.

А времени врачам оставили немного – доступ к модулям предоставлялся сначала через месяц с момента размещения клинических рекомендаций в рубрикаторе, потом этот разрыв сократился до 10-20 дней.

Сроки на освоение модулей отводились тоже сжатые. Например, в приказе одного из региональных минздравов на один модуль отводилось по два дня.

В начале декабря 2024 года на ежегодном совещании Председателя Совета Федерации со статс-секретарями Валентина Матвиенко подвергла критике подготовку врачей к переходу на работу по клиническим рекомендациям и обратила внимание на напряженность в медицинском сообществе – «врачи все гудят». Заместителя главы Минздрава спикер предупредила: «Если в субъектах Федерации начнутся проблемы, вы будете нести за это персональную ответственность. Так работать нельзя».

После этого Минздрав организовал базе РМАНПО образовательный онлайн-марафон для врачей с 12 по 23 декабря 2024 г.

Однако, едва ли можно считать эффективным обучением врачей краткосрочный курс в 8 рабочих дней.

Медицинское сообщество волнует и то, с какого момента будут обязательны клинические рекомендации, которые примут и разместят в рубрикаторе после Нового года. Вопрос вполне логичен – к работе по ним нужно подготовиться. Но Минздрав прямо и понятно не ответил на этот вопрос, а в письме лишь рассказал, кто и как принимает и размещает КР.

За чей счет?

По мнению экспертов, система здравоохранения в стране в целом не готова к переходу на клинические рекомендации с 1 января 2025 г. Нет понимания, как финансировать лечение по КР в полном объеме: методы, предусмотренные рекомендациями, не всегда имеются в программе госгарантий, а лекарственные средства могут отсутствовать в перечне ЖНВЛП.

Гендиректор ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России Виталий Омельяновский считает, что основной сложностью является постоянно растущая «стоимость» КР.

«Появляются новые методы лечения, технологии и лекарства, которые не может обеспечить система здравоохранения, — сказал Виталий Омельяновский 25 июня на круглом столе «Изменение роли клинических рекомендаций при организации и оказании медицинской помощи», организованном Ассоциацией онкологов России, — Есть два пути оценки того, вписываются ли технологии в реальный бюджет. Первый — оценивать эффективность методов и лекарств в совокупности с их стоимостью. Второй — сравнивать «цену» клинической рекомендации до и после обновления. Тогда система сможет принять решение, готова ли она обеспечить данную разницу в цене для одного пациента. Сегодня такая разница порой очень велика, и система этого не переваривает, поэтому деньги на онкологию часто забирают у других пациентов.»

Эксперт считает, что сейчас важно актуализировать КР, не выходя за рамки имеющегося бюджета. Он также добавил, что обязательным КР есть альтернатива: разработать обязательные протоколы лечения на уровне субъектов. Протоколы будут строго соответствовать КР, но методы лечения выбираться исходя из возможностей регионального бюджета.

Выводы

Несмотря на то, что для перехода на работу по клиническим рекомендациям было потрачено пять лет, остается множество заболеваний, для которых нет клинических рекомендаций либо они своевременно не обновлены.

Не решена и проблема финансирования. Система здравоохранения не готова полностью обеспечить финансирование методов, описанных в КР, что ставит под сомнение их практическое применение.

Система обучения врачей работе по клиническим рекомендациям фактически создала давление на медицинское сообщество и превратилась в очередное формальное мероприятие. Потому и качество подготовки специалистов к работе по новым КР небезупречно.

 

telegram protivrakaru

Письмо от 15 мая 2024 г. № 16-5/2658 «О направлении протокола совещания по вопросу подготовки необходимого количества медицинских специалистов по соответствующим специальностям, обеспечивающих реализацию утвержденных и утверждаемых клинических рекомендаций».

Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 декабря 2024 г. № 17-1/3156011-70958.

Омельяновский Виталий Владимирович
Омельяновский Виталий Владимирович
генеральный директор ФГБУ ЦЭККМП Минздрава России
  • доктор медицинских наук
  • профессор
  • заведующий кафедрой экономики, управления и оценки технологий здравоохранения ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России
Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все