Клинические рекомендации (КР) играют ключевую роль в современном здравоохранении, обеспечивая стандартизацию медицинской практики и гарантируя пациентам доступ к безопасным и эффективным методам лечения. Однако правовой статус этих документов продолжает оставаться предметом обсуждения и вызывает вполне обоснованные вопросы.
Об этом мы писали здесь и здесь.
Более того, отсутствие актуальных рекомендаций по ряду заболеваний создает серьезные пробелы в медицинском обслуживании. Процесс их разработки и обновления сталкивается с различными бюрократическими препятствиями и затяжками. В условиях нарастающего давления со стороны Правительства и общества, Минздрав России получил указание ускорить работу в этом направлении с целью обеспечения доступности и качества медицинских услуг.
Как боролись с проволочками?
Есть и другая проблема – банальное отсутствие самих документов по ряду заболеваний. Процесс рассмотрения проектов в Научно-практическом совете Минздрава (НПС) занимает длительное время, а доработка и повторное рассмотрение затягивались еще больше.
Своевременно не были завершены и процессы их обновления.
26 апреля 2024 г. Правительство направило в Министерство здравоохранения Поручение № ТГ-П12-12919. В нем говорилось о необходимости выявить заболевания, по которым нет клинических рекомендаций (КР), обеспечить разработку и одобрение их проектов. Также требовалось доработать уже существующие проекты КР и составить план-график их разработки и утверждения. Крайний срок выполнения — 1 января 2025 г.
В мае Минздрав приступил к выполнению задачи. В мае министр здравоохранения Михаил Мурашко поручил главным внештатным специалистам и НКО завершить разработку и пересмотр КР в 2024 году. Процессы стали ускоряться. Утвердили планы-графики, Научно-практический совет Минздрава стал заседать не ежеквартально, а каждый месяц.
В план-график по онкологии включили перечень клинических рекомендаций для разработки или пересмотра, разбитый на даты: поступление от НКО в Минздрав, направление заключения Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава России (ЦЭККМП) в НПС, заседание НПС, утверждение одобренных КР и размещение их в рубрикаторе.
В соответствии с планом-графиком уже в июне в Рубрикаторе должны были разместить пересмотренные КР по раку желудка и раку предстательной железы. Эти КР подлежали пересмотру не позднее 2022 и 2023 года соответственно. Их рассмотрение было назначено на 30.05.2024. Несмотря на требование Минздрава «обеспечить неукоснительное соблюдение указанных в плане-графике сроков», КР по данным нозологическим единицам так и не появились в повестке на эту дату.
Заявление о рассмотрении проекта клинических рекомендаций по раку предстательной железы поступило только 30 сентября 2024 г.
На сегодняшний день в Рубрикаторе размещены клинические рекомендации по данному заболеванию от 2021 года.
Мало одобрить — надо обучить
Предполагалось, что за последние полгода Минздрав укомплектует медицинские организации необходимыми кадрами, оборудованием и лекарственными препаратами — без этих составляющих качественное применение документов в клинической практике невозможно.
В рамках поручения правительства отдельный блок задач посвящен подготовке медицинских специалистов. Поэтому Минздрав провел совещание, результаты которого отразил в письме.
Медработникам было предписано освоить интерактивно-образовательные модули (ИОМ) по КР до 1 января 2025 г., а обеспечивать их − минздравам субъектов. ИОМ размещены на портале непрерывного медицинского образования и состоят из учебного материала с итоговыми тестами. Предусмотрен также мониторинг освоения ИОМ врачами со стороны региональных органов здравоохранения.
Мобильный сервис «Справочник врача» в июне-июле провел опрос среди 1,2 тыс. респондентов из всех субъектов РФ, чтобы узнать мнение врачей о системе ИОМ для КР. Работодатели обязали пройти обучение: в основном от 50 до 250 курсов, 6 % опрошенных сообщили, что им предписано пройти свыше 250 курсов. Почти 40 % медиков предупредили о санкциях за невыполнение задачи, включая уменьшение стимулирующих выплат и даже увольнение. 88 % врачей будут учиться в личное время.
А времени врачам оставили немного – доступ к модулям предоставлялся сначала через месяц с момента размещения клинических рекомендаций в рубрикаторе, потом этот разрыв сократился до 10-20 дней.
Сроки на освоение модулей отводились тоже сжатые. Например, в приказе одного из региональных минздравов на один модуль отводилось по два дня.
В начале декабря 2024 года на ежегодном совещании Председателя Совета Федерации со статс-секретарями Валентина Матвиенко подвергла критике подготовку врачей к переходу на работу по клиническим рекомендациям и обратила внимание на напряженность в медицинском сообществе – «врачи все гудят». Заместителя главы Минздрава спикер предупредила: «Если в субъектах Федерации начнутся проблемы, вы будете нести за это персональную ответственность. Так работать нельзя».
После этого Минздрав организовал базе РМАНПО образовательный онлайн-марафон для врачей с 12 по 23 декабря 2024 г.
Однако, едва ли можно считать эффективным обучением врачей краткосрочный курс в 8 рабочих дней.
Медицинское сообщество волнует и то, с какого момента будут обязательны клинические рекомендации, которые примут и разместят в рубрикаторе после Нового года. Вопрос вполне логичен – к работе по ним нужно подготовиться. Но Минздрав прямо и понятно не ответил на этот вопрос, а в письме лишь рассказал, кто и как принимает и размещает КР.
За чей счет?
По мнению экспертов, система здравоохранения в стране в целом не готова к переходу на клинические рекомендации с 1 января 2025 г. Нет понимания, как финансировать лечение по КР в полном объеме: методы, предусмотренные рекомендациями, не всегда имеются в программе госгарантий, а лекарственные средства могут отсутствовать в перечне ЖНВЛП.
Гендиректор ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России Виталий Омельяновский считает, что основной сложностью является постоянно растущая «стоимость» КР.
«Появляются новые методы лечения, технологии и лекарства, которые не может обеспечить система здравоохранения, — сказал Виталий Омельяновский 25 июня на круглом столе «Изменение роли клинических рекомендаций при организации и оказании медицинской помощи», организованном Ассоциацией онкологов России, — Есть два пути оценки того, вписываются ли технологии в реальный бюджет. Первый — оценивать эффективность методов и лекарств в совокупности с их стоимостью. Второй — сравнивать «цену» клинической рекомендации до и после обновления. Тогда система сможет принять решение, готова ли она обеспечить данную разницу в цене для одного пациента. Сегодня такая разница порой очень велика, и система этого не переваривает, поэтому деньги на онкологию часто забирают у других пациентов.»
Эксперт считает, что сейчас важно актуализировать КР, не выходя за рамки имеющегося бюджета. Он также добавил, что обязательным КР есть альтернатива: разработать обязательные протоколы лечения на уровне субъектов. Протоколы будут строго соответствовать КР, но методы лечения выбираться исходя из возможностей регионального бюджета.
Выводы
Несмотря на то, что для перехода на работу по клиническим рекомендациям было потрачено пять лет, остается множество заболеваний, для которых нет клинических рекомендаций либо они своевременно не обновлены.
Не решена и проблема финансирования. Система здравоохранения не готова полностью обеспечить финансирование методов, описанных в КР, что ставит под сомнение их практическое применение.
Система обучения врачей работе по клиническим рекомендациям фактически создала давление на медицинское сообщество и превратилась в очередное формальное мероприятие. Потому и качество подготовки специалистов к работе по новым КР небезупречно.
Письмо от 15 мая 2024 г. № 16-5/2658 «О направлении протокола совещания по вопросу подготовки необходимого количества медицинских специалистов по соответствующим специальностям, обеспечивающих реализацию утвержденных и утверждаемых клинических рекомендаций».
Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 декабря 2024 г. № 17-1/3156011-70958.
- доктор медицинских наук
- доктор медицинских наук
- профессор
- заведующий кафедрой экономики, управления и оценки технологий здравоохранения ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России