Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Оплата перелета к месту лечения: почему НКО вынуждены открывать сборы на дорогу

/

Завершился XIX Ежегодный конгресс РООУ — один из самых масштабных профессиональных мероприятий в области отечественной онкоурологии

/

Проблемы и пути решения в сопроводительной терапии онкологических пациентов

/

Вице-президент Фонда «Вместе против рака» Полина Габай ответила на вопросы врачей сообщества «Врачи РФ»

/

Судебная практика «исключила» оплату обучения немедицинского персонала из структуры тарифа ОМС

/

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

В России вступили в силу положения о лечении детей препаратами офф-лейбл

/
Финансы
18 февраля 2025
723

Оплата медпомощи по ОМС в 2025 году

Автор: Фонд «Вместе против рака»

Оплата медпомощи по ОМС в 2025 году

По традиции Минздрав и ФОМС утвердили методические рекомендации по способам оплаты медпомощи в рамках терпрограмм ОМС (Методические рекомендации). Расскажем об основных изменениях в модели КСГ и оплате амбулаторной помощи. А также выясним, будет ли по-новому оплачиваться в этом году онкопомощь.

Оплата медпомощи по КСГ

Напомним, что модель финансового обеспечения медпомощи, оказанной в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, основана на объединении заболеваний в группы (КСГ) и построена на единых принципах независимо от условий оказания медпомощи.

Согласно Методическим рекомендациям в 2025 году изменилось число КСГ (+23):

  • в стационарных условиях – с 438 до 452 (+14);
  • в условиях дневного стационара – с 207 до 216 (+9).

Тенденция к увеличению количества КСГ наблюдается уже не первый год. В 2024 году их число выросло на 8, в 2023 году – на 53, а в 2022 году – на 25.

В текущем году число КСГ изменилось не только за счет прироста групп для оплаты лечения ХВГ С (+ 2 группы) и онкологии у взрослых (+ 3 группы), но и выделения новых КСГ.

Появились группы для оплаты:

  • баллонной вазодилатации с установкой стентов в сосуд (сосуды) (st25.013-st25.015), в целях оплаты МП при стентировании с подъемом сегмента ST электрокардиограммы, которая перенесена из перечня ВМП-I 2024 года;
  • краткосрочного (досуточного) пребывания пациента в стационарном отделении скорой медпомощи в диагностических целях (st36.048);
    важно: если пациент в последующем госпитализирован в отделение той же медорганизации, оплаты медпомощи по данной КСГ не будет;
  • медреабилитации детей в нейрореабилитационном отделении, соматическом и ортопедическом реабилитационных отделениях ФГУ (st37.027-st37.029, ds37.017-ds37.019);
  • комплексной медицинской реабилитации после протезирования нижних конечностей с установкой постоянного экзопротеза, в том числе с болевым синдромом, а также случаев медреабилитации пациентов с последствиями позвоночно-спинномозговой травмы, с нарушением функции нижних мочевыводящих путей (st37.030, st37.031);
  • интравитреального введения лекарств (ds21.008, st21.010);
  • диагностики и лечения сложных неврологических заболеваний, в том числе
    с применением плазмофереза и высокодозного иммуноглобулина (st15.021-st15.023).

Для расчета тарифа на оплату медпомощи по КСГ важен такой экономический параметр, как базовая ставка. Это размер средней стоимости законченного случая лечения, включенного в КСГ.

В программе госгарантий на 2025 г. и Методических рекомендациях впервые зафиксировано минимальное значение базовых ставок. Ниже них регионы не могут установить базовые ставки в тарифных соглашениях (без учета коэффициента дифференциации).

Оплата медпомощи в амбулаторных условиях

Для оплаты первичной (первичной специализированной) медико-санитарной помощи региональные минздравы в терпрограммах ОМС вправе установить дополнительные профили медпомощи, по которым выделяются отдельные подушевые нормативы финансирования на прикрепившихся лиц. Ранее такая возможность была только по профилям «акушерство и гинекология» и «стоматология».

Вышеназванные отдельные нормативы вычитаются из расчета общих подушевых нормативов на оплату медпомощи, оказанной в амбулаторных условиях (за исключением медпомощи, оплачиваемой за единицу объема (услугу/посещение/обращение).

Для расчета объема средств на оплату медпомощи в амбулаторных условиях впервые выделены нормативы объема и финансовых затрат для:

  • проведения диспансеризации репродуктивного здоровья населения (в 2025 году – для женщин и мужчин 0,134681 комплексных посещений стоимостью 1 842,7 рублей);
  • проведения отдельных диагностических (лабораторных) исследований, в том числе используемые при онкологических заболеваниях ПЭТ/КТ и ОФЭКТ/КТ (в 2025 году ПЭТ/КТ – 0,002086 исследований стоимостью 35 414,4 рублей, ОФЭКТ/КТ – 0,003622 исследований стоимостью 4 859,6 рублей);
  • ведения школ для больных хроническими заболеваниями, в том числе школах сахарного диабета (в 2025 году –0,005702 комплексных посещений стоимостью 1324,4 рублей);
  • посещений с профилактическими целями центров здоровья (в 2025 году – 0,0333105 комплексных посещений стоимостью 2 318,8 рублей в 2025 году).

Учитывая дифференцированный подход к установлению подушевых нормативов финансирования медпомощи для каждой МО, для ФГУ и негосударственных МО – единственных МО в населенном пункте, впервые предусмотрели, что он не может быть ниже «подушевика» для МО, расположенных в крупных городах региона, рассчитываемого по единой формуле.

Разработчики методических рекомендаций уверяют, что это позволит не допустить снижения доступности медпомощи в указанных медорганизациях.

Телемедицина

Уточнены способы оплаты медпомощи с применением телемедицинских технологий:

  • в МО, не имеющих прикрепленного населения – за единицу объема медпомощи;
  • в МО, имеющих прикрепленное население: «своему» пациенту – в рамках подушевого норматива, пациенту, прикрепленному к другой МО – в рамках межучережденческих расчетов из средств «подушевика» клиники, к которой прикреплен пациент.

Онкологическая медпомощь

При актуализации модели КСГ на 2025 год должны быть учтены клинические рекомендации, размещенные на официальном сайте Минздрава России до 1 января 2024 года. В то время как в 2024 году рубрикатор Минздрава пополнили более 30 клинреков по профилю «онкология», которые наряду с другими факторами должны влиять на стоимость соответствующих КСГ.

Невозможно учесть все клинреки за 2024 год в ПГГ- 2025. Поэтому при расчете оплаты лечения по КСГ на 2025 год были учтены клинреки, размещенные в рубрикаторе Минздрава до 1 августа 2024 года.

При пересмотре стоимости КСГ в 2025 году учтены 5 клинических рекомендаций, размещенных в рубрикаторе Минздрава в декабре 2023 года.

Базовая информация о КСГ, кодирующих случаи госпитализации пациентов с ЗНО, а также основные изменения, внесенные в модель в 2025 году, представлены в таблице.

Глобальных нововведений нет. Ряд изменений произошли в модели оплаты лекарственной терапии солидных ЗНО и ЗНО лимфоидной и кроветворной ткани.

Ключевым изменением для оплаты лекарственной терапии солидных ЗНО стало увеличение количества КСГ в условиях дневного стационара. В 2024 году было 19 КСГ, в 2025 году стало 22.

В оплате лекарственной терапии ЗНО лимфоидной и кроветворной ткани практически по всем КСГ пересчитаны коэффициенты затратоемкости (КЗ). Два дорогостоящих лекарственных препарата – леналидомид и нилотиниб – в связи с уменьшением стоимости исключены из КСГ дневного стационара, а в круглосуточном стационаре эти препараты перенесены в КСГ с меньшими КЗ.

Рассмотрим более подробно схемы лечения новых КСГ (уровни 20, 21 и 22).

В КСГ ds19.154 (уровень 20) использовано 3 схемы лечения, в КСГ ds19.155 (уровень 21) – 2 схемы. При этом из 5 схем лечения 4 схемы в приведенной комбинации препаратов в 2024 году отсутствовали: (1)кабозантиниб + ниволумаб (для лечения рака почек) и (2) атезолизумаб (используется в схемах sh1213, sh1215, sh1214 в разной дозировке и в разные дни введения) + вемурафениб + кобиметиниб (для лечения меланомы кожи).

В КСГ ds19.156 (уровень 22) закодированы 3 схемы лечения, но они не являются новыми (использовались в 2024 году при оплате случаев лечения по КСГ ds19.134 (уровень 19)).

Стоит отметить и КСГ ds19.150 (уровень 16), который сформирован в новом виде из 13 схем лечения, из них: 12 схем перенесены из КСГ ds19.130- ds19.133 2024 года и одна новая схема – sh1208 (кабозантиниб + ниволумаб).

Следует отметить, что в 2025 году в модели оплаты КСГ появилось 18 новых уникальных схем противоопухолевой лекарственной терапии и исключено 7 схем по причине отсутствия последних в обновленных клинических рекомендациях.

К уже существующим случаям оплаты медпомощи по двум и более КСГ добавлен новый – длительная госпитализация при лекарственной терапии пациентов с ЗНО лимфоидной и кроветворной тканей более 30 дней.

Обязательное условие для отдельных схем противоопухолевой лекарственной терапии, назначенных по решению консилиума врачей, − проведение молекулярно-генетических и (или) иммуногистохимических исследований (далее – исследования) с получением результата до назначения схемы лечения. В БП ОМС впервые закрепили, что при отсутствии исследований оплата противоопухолевой лекарственной терапии производиться не будет.

Сам же перечень лекарственных препаратов, при назначении которых необходимо обязательное проведение исследований, не претерпел изменений. Исключена необходимость подтверждать наличие транслокации в генах ROS1 для назначения алектиниба и церитиниба.

На практике у клиник нередко возникают вопросы по исследованиям:

  • Нужно ли учитывать срок действия результатов исследования, если не установлен? И можно ли использовать, к примеру, результат годичной давности?
  • Обязательно ли в качестве источника финансирования исследования использовать средства ОМС?

Ждем официальных разъяснений регулятора.

Важная новелла: с 2026 года отплата лечения с проведением противоопухолевой лекарственной терапии за счет ОМС с использованием препаратов по перечню, утвержденному Минздравом, будет осуществляться с учетом количества фактически использованного препарата.

Поэтому уже в этом году ФОМС изменил структуру реестра счета МО на оплату медпомощи.

Начиная с реестров на оплату за январь 2025 года, клиника обязана указать информацию о объеме лекарственного препарата, введенного пациенту, и о стоимости единицы действующего вещества препарата (за исключением прочих схем лекарственной терапии, не включенных в расшифровщик КСГ в качестве критерия отнесения случая к КСГ).

По мнению ФОМС, это позволит увидеть реальные затраты на химиотерапию для каждого конкретного пациента, в том числе понять, сколько списано/утилизировано остатков от использованных препаратов.

Этот шаг уже не первый в пересмотре подхода к расчету стоимости онкопомощи. Напомним, что с прошлого года ЦЭККМП Минздрава внедрил практику расчета стоимости схем лекарственной терапии ЗНО с учетом не предельной отпускной, как это делалось прежде, а средневзвешенной фактической закупочной цены препаратов.

Сопроводительная терапия

  • перечень осложнений, лечение которых оплачивается с использованием КСЛП, не изменился (например, так и нет препаратов для лечения анемии);
  • внесены изменения внутри самих схем сопроводительной терапии (новые дозировка и (или) дни введения лекарственных препаратов);
  • значения КСЛП не изменились;
  • схема группировщика 2024 года sh0718 «Винбластин + доксорубицин + метотрексат + филграстим + цисплатин» подверглась корректировке путем удаления из нее филграстима для того, чтобы у врача появилась возможность назначать в схеме «Винбластин + доксорубицин + метотрексат + цисплатин» как филграстим, так и эмпэгфилграстим. Теперь схема закодирована как sh1225.
telegram protivrakaru

в стационарных условиях – 32120,12 рубля;

в условиях дневного стационара – 17622 рублей.

Пункт 51 Требований к содержанию и структуре тарифного соглашения, утв. приказом Минздрава РФ от 10. 02.2023 № 44н.

Постановление Правительства РФ от 17.11.2021 № 1968 «Об утверждении Правил поэтапного перехода медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с частями 3, 4, 6 – 9 и 11 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

  • КР «Меланома кожи и слизистых оболочек»;
  • КР «Уротелиальный рак верхних мочевыводящих путей»;
  • КР «Рак уретры»;
  • КР «Рак мочевого пузыря»;
  • КР «Рак паренхимы почки».

КСГ

в зависимости от вида противоопухолевого лечения

Количество КСГ в зависимости от условий оказания медицинской помощи
в 2025 году

(ДС — дневной стационар,
КС — круглосуточный стационар)

Классификационные критерии формирования случая госпитализации

Основные изменения КСГ в 2025 году
по сравнению с 2024 годом

Лекарственная терапия солидных ЗНО

ДС — 22 КСГ

КС — 19 КСГ

Комбинации кода терапевтического диагноза класса «C» (C00–C80, C97,
D00–D09) и кода схемы лекарственной терапии (sh0001 – sh9003)

ДС:

- увеличилось на 3 КСГ по сравнению с 2024 годом: было 19 стало 22 КСГ (с 1 по 22 уровень);

- пересчитаны КЗ
(во всех случаях в сторону уменьшения)


КС:

- количество КСГ не изменилось;

- пересчитаны КЗ
(в подавляющем большинстве случаев – уменьшены)

Хирургическое
лечение ЗНО

ДС — 2 КСГ

КС — 28 КСГ

Комбинации кода диагнозов C00–C80, C97 и D00–D09 и услуг, обозначающих выполнение оперативного вмешательства

Без изменений

Лучевая терапия ЗНО

ДС — 8 КСГ

КС — 8 КСГ

Код медицинской услуги, а также в ряде случаев — количество дней проведения лучевой терапии
(числа фракций)

Без изменений

Лучевая терапия в сочетании с лекарственной терапией ЗНО

ДС — 4 КСГ

КС — 6 КСГ

Код медицинской услуги с учетом количества дней проведения лучевой терапии (числа фракций), при наличии,
а также кода МНН лекарственных препаратов

Без изменений

Лекарственная терапия ЗНО лимфоидной
и кроветворной ткани

ДС — 12 КСГ

КС — 9 КСГ

Комбинация кода диагнозов (C81–C96, D45–D47), кода длительности госпитализации, а также, при наличии, кода МНН или АТХ группы применяемых лекарственных препаратов

ДС:

- количество КСГ
не изменилось;

- пересчитаны КЗ по 10 из 12 КСГ с учетом актуализации цен
на лекарственные препараты;

- леналидомид (gemop10) и нилотиниб (gemop21)
исключены из КСГ
ds19.071 - ds19.074


КС :

- количество КСГ
не изменилось;

- пересчитаны КЗ
по всем КСГ с учетом актуализации цен
на лекарственные препараты;

- изменена оплата препаратов:

леналидомид (gemop10) нилотиниб (gemop21) перенесены из КСГ
st19.100- st19.102
в st19.097- st19.099

  • установка, замена порт-системы (катетера) для лекарственной терапии с последующим проведением лекарственной терапии или после хирургического лечения в рамках одной госпитализации;
  • этапное хирургическое лечение, не предусматривающее выписку пациента из стационара.

Приложение № 13 к Методическим рекомендациям.

Код схемы

Уровень КСЛП

Описание схемы

Условия применения

supt01

1

Филграстим 4 дня введения по 300 мкг


supt02

2

Деносумаб 1 день введения 120 мг

установленный клиренс креатинина <59 мл/мин на момент принятия решения о назначении препарата Деносумаб

supt03

2

Тоцилизумаб 1 день введения 8 мг/кг


supt04

2

Филграстим 8 дней введения по 300 мкг

supt05

3

Эмпэгфилграстим 1 день введения 7,5 мг


supt06

2

Филграстим 10 дней введения по 300 мкг

supt07

1

Микофенолата мофетил 30 дней введения по 1000 мг 2 раза в день

supt08

1

Такролимус 30 дней введения по 0,1 мг/кг

supt09

3

Ведолизумаб 1 день введения 300 мг

supt10

3

Инфликсимаб 1 день введения 5 мг/кг

supt11

3

Иммуноглобулин человека нормальный 5 дней
введения по 400 мг/кг

supt12

3

Иммуноглобулин антитимоцитарный 3-5 дней введения 1,5-5 мг/кг

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все