Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Закон
20 сентября 2024
422

Расходы по оплате проезда до места лечения и обратно

Автор: Фонд «Вместе против рака»

Расходы по оплате проезда до места лечения и обратно

Отдельные категории пациентов, в том числе онкобольные, имеют право на дополнительные меры поддержки, включая бесплатный проезд к месту лечения либо компенсацию затрат на перевозку. Кому полагается подобная помощь и в каких случаях, расскажем в материале.

Граждане имеют право получать медицинскую помощь в медицинской организации по своему выбору с соблюдением установленного порядка.

Это означает, что пациент при необходимости может получить лечение вне региона проживания, а в ряде случаев к тому созданы дополнительные условия.

Так, инвалиды и дети-инвалиды имеют право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Бесплатный проезд предусмотрен и для лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов к месту лечения и обратно (ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на оплату проезда к месту лечения и обратно. В случае если опекуны, попечители, приемные родители и патронатные воспитатели оплачивают проезд таких детей к месту лечения и обратно, им может предоставляться компенсация.

Перевозка граждан к месту лечения и обратно осуществляется:

  • железнодорожным транспортом;
  • водным транспортом третьей категории;
  • автомобильным транспортом общего пользования;
  • авиационным транспортом (экономический класс).

Для железнодорожного и авиационного транспорта установлены ограничения и условия.

Железнодорожный транспорт

Авиационный транспорт

Проезд фирменным поездом только
в случаях, если нет возможности проезда к месту лечения и обратно
в поездах других категорий

Если железнодорожного сообщения нет либо стоимость авиаперелета ниже,

чем цена проезда на поезде

Проезд в вагонах всех категорий кроме спальных вагонов с двухместными купе

и вагонов повышенной комфортности

Для перевозки инвалидов и детей-инвалидов с заболеваниями
или травмами спинного мозга


Для перевозки детей-инвалидов
с онкологическими, гематологическими
и иммунологическими заболеваниями, получающих противоопухолевую
и иммуномодулирующую терапию

Для перевозки детей-инвалидов, имеющих хроническую почечную недостаточность (находящихся на гемодиализе),

и сопровождающих их лиц, проживающих на удалении от места лечения более чемя

на 12 часов следования железнодорожным транспортом или 1000 км

Необходимые документы

Граждане обеспечиваются бесплатным проездом к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний на основании заявления, направления и талона № 2.

Направление гражданину выдают региональные органы здравоохранения, ими же в виде электронного документа оформляется талон № 2.

Далее гражданин или его представитель обращается с заявлением в территориальные органы ФСС либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями.

Заявление можно подать лично, по почте, через многофункциональный центр в письменной форме или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения по территории РФ осуществляется круглогодично без ограничения числа поездок и маршрутов следования.

Направление на лечение выдается в медучреждения из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ, и отнесенные распоряжением Правительства РФ от 19.07.2012 № 1286-р  к ведению Минздрава России учреждения.

Судебные споры

Действующее законодательство четко определяет, кому и в каких случаях положен бесплатный проезд к месту лечения и обратно, но это право не всегда реализуется беспрепятственно.

Обратимся к судебной практике.

Ребенок-инвалид был вызван на восстановительное лечение. Мать пациентки обратилась в ФСС РФ с заявлением о предоставлении ребенку-инвалиду и ей как сопровождающему лицу бесплатного проезда к месту лечения и обратно авиационным транспортом, однако ей отказали по причине отсутствия именных направлений, обеспеченных контрактами между ФСС РФ и авиаперевозчиками.

Тогда истица приобрела проездные документы за счет собственных средств и позднее обратилась с заявлением о возмещении расходов на оплату проезда.

В возмещении ФСС отказал: в случае если гражданин, имеющий право на социальную помощь, самостоятельно оплатил проезд, компенсация не предусмотрена.

Верховный суд РФ истицу поддержал и посчитал, что расходы подлежат возмещению как убытки (ст. 15 ГК РФ):

  • право ребенка-инвалида на бесплатный проезд к месту лечения и обратно не зависит от источника финансирования лечения и осуществляется ФСС РФ;
  • расходы истица понесла из-за действий ФСС;
  • ФСС отказал по основанию, которого нет в административном регламенте.

Но есть и другой пример. Верховный суд РФ отказал в компенсации стоимости авиаперелета ребенка-инвалида и сопровождающего лица по следующим мотивам:

  • цена авиабилетов выше цены железнодорожных билетов;
  • ребенок-инвалид не имел травм спинного мозга;
  • есть железнодорожное сообщение между Братском Иркутской области и Москвой;
  • истцу выданы талоны на право бесплатного проезда в поезде дальнего следования к месту лечения и обратно для прохождения лечения в городе Москве, однако он ими не воспользовался и самостоятельно приобрел авиабилеты;
  • не подтверждены противопоказания для проезда поездом (между тем в выписном эпикризе ребенку-инвалиду рекомендован авиаперелет).

В другом деле суд указал, что при наличии медицинских показаний для получения специализированной медицинской помощи региональный минздрав обязан выдать талон № 2.

Городская и краевая больницы, не имея возможности провести необходимое лечение ребенку-инвалиду, дали соответствующее заключение, и пациента направили в одно из учреждений города Москвы. Несмотря на оформленный талон № 2 и документы, подтверждающие наличие показаний для лечения в другом регионе, отделение ФСС отказалось оплачивать проезд пациента и сопровождающего лица, поскольку московская клиника не находится в ведении федерального минздрава.

Мать ребенка оплатила проезд и обратилась к прокурору, который провел проверку и предъявил иск.

Суд взыскал расходы на проезд и указал: ни в регионе проживания, ни в подведомственных Минздраву России медучреждениях оказать нужную медицинскую помощь не могли.

Показательно, что ребенка доставили не в частную клинику, а в больницу, подведомственную департаменту здравоохранения города Москвы.

Немаловажно, что региональное законодательство может предусмотреть условия, которые улучшают положение получателей социальной услуги по сравнению с федеральным законом.

Так, в городе Москве инвалиды, являющиеся пенсионерами, имеют право на бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси) (п. 9, 10 ч. 2, ч. 3 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 8, ч. 1, 2 ст. 12 Закона города Москвы от 03.11.2004 № 70).

Право на бесплатный проезд в городе Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) имеют (ч. 3 ст. 30 Закона города Москвы от 23.11.2005 № 60):

  • родители (опекуны, попечители) детей-инвалидов;
  • лица, сопровождающие ребенка-инвалида;
  • один из родителей инвалида с детства в возрасте до 23 лет, обучающегося в образовательном учреждении.

Выводы

  1. Порядок возмещения гражданам расходов по оплате проезда до места лечения и обратно установлен, однако соблюдается не всегда, из-за чего гражданам приходится защищать свои права в суде.
  2. Чтобы получить возмещение расходов по оплате проезда до места лечения и обратно, пациент должен быть направлен в медицинское учреждение вне региона проживания. Направление выдается только при наличии показаний и в случае, если в своем регионе оказать необходимую медицинскую помощь не могут.
telegram protivrakaru

Статья 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н.

Статья 7 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Пункт 36 приказа Минтруда России, Минздрава России от 21.12.2020 № 929н/1345н.

Формы утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 05.10.2005 № 617 «О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний».

Пункт 38 приказа Минтруда России, Минздрава России от 21.12.2020 № 929н/1345н.

Пункты 41, 42 приказа Минтруда России, Минздрава России от 21.12.2020 № 929н/1345н.

Постановление Правительства РФ от 29.12.2004 № 872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля».

Определение от 27.01.2020 № 74-КГ19-10 по делу № 2-11379/2018.

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 11.05.2023 по делу № 2-162/2023.

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 12.01.2022 № 33-32/2022 (33-8216/2021).

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все