Все растет
Российский рынок противоопухолевых препаратов, по данным DSM Group за 2023 год, включает 159 МНН, которые представлены в виде 456 торговых наименований от 96 компаний.
На протяжении пяти лет рынок устойчиво растет. Традиционно наибольший объем закупок как в стоимостном, так и в натуральном выражении приходится на госпитальный сегмент.
Исключение составил 2022 год, когда объем закупок в натуральном выражении заметно сократился на фоне роста затрат. Это может свидетельствовать об изменении структуры расходов в пользу закупки более дорогих и преимущественно импортных препаратов и локализованных препаратов, а также о повышении их стоимости. Если раньше средняя цена закупки одной упаковки противоопухолевого препарата находилась на уровне 8 тыс. рублей, то в 2022 году она впервые существенно выросла во всех сегментах, составив в среднем 12 тыс. рублей, — главным образом за счет препаратов иностранного производства.
Едва ли не триггерную роль в этом сыграли введенные в этот период санкции. Удорожание препаратов иностранного производства привело к перераспределению долей между импортными и отечественными лекарствами.
Новинки фармы
За последние два года на рынок вышли свыше 100 новых торговых наименований. Лидером по объему закупок среди новичков стал трастузумаб дерукстекан («Энхерта»), применяемый при HER2-положительном (и HER2слабоположительном) раке молочной железы — в 2023 году было закуплено 4694 упаковки препарата на сумму почти 870 млн рублей. На втором месте препарат «Ксоспата» (гилтеритиниб), предназначенный для пациентов с рецидивирующим или рефрактерным острым миелоидным лейкозом (394 упаковки за 765,77 млн).
Тройку лидеров замыкает «Розлитрек» (энтректиниб), назначаемый для лечения пациентов с солидными опухолями, а также с немелкоклеточным раком легкого. Стартовали закупки препаратов для терапии солидных опухолей («Витракви», ларотректиниб) и хронического миелоидного лейкоза («Сцембликс», асциминиб).
Дорогие и востребованные
На протяжении 2019–2022 годов за первое место по затратам боролись препараты пембролизумаб и ниволумаб. В 2023 году впервые на вторую строчку вышел энзалутамид, сместив бевацизумаб и ниволумаб на третье и четвертое места соответственно. В натуральном выражении по итогам 2023 года впервые за последние пять лет лидирующую позицию занял пеметрексед, выпускаемый разными производителями и предназначенный для лечения злокачественной мезотелиомы плевры в комбинации с препаратами платины, а также немелкоклеточного рака легкого.
Импортные оригиналы vs отечественные дженерики
До середины 2023 года соотношение объемов закупки импортных и отечественных препаратов оставалось относительно стабильным. Ситуация существенно изменилась во втором полугодии, когда доля российских онкопрепаратов в натуральном выражении достигла рекордных 77 %. По затратам по-прежнему лидируют импортные препараты, но пропорция также смещается в сторону отечественных.
Отечественные представлены в основном дженериками, а среди импортных высока доля оригинальных. Поэтому тренды в категории «импортные/отечественные» те же, что и в категории «оригинальный препарат/дженерик». В натуральном выражении доля дженериков к 2023 году превысила 89 %, тогда как в стоимостном на них приходится всего 31,3 %. Среди преимуществ российских дженериков — цена. По итогам 2023 года средняя стоимость отечественного препарата — 3,1 тыс. рублей, импортного — 25,7 тыс. рублей.
В натуральном выражении наибольший объем закупок приходится на дженерики, произведенные в России, — 72 % в упаковках.
Наибольший объем денежных средств тратится на закупку противоопухолевых препаратов, произведенных в Европе, — 36,6 %. Около 85 % препаратов из Европы — оригинальные. На закупки из стран Северной и Южной Америки приходится 28,6 % всех затрат, доля оригинальных препаратов — 97,8 %.
Рейтинг затрат по странам происхождения лекарств на протяжении последних пяти лет возглавляют США, представляющие более 50 торговых наименований. Среди них — широко востребованные оригинальные препараты, такие как ниволумаб («Опдиво»), пембролизумаб («Китруда»), даратумумаб («Дарзалекс»), ибрутиниб («Имбрувика»), цетуксимаб («Эрбитукс») и др.
Второе место заняла Россия. Наибольший объем затрат пришелся на первый в России дженерик пембролизумаба от компании «Биокад» — «Пемброриа», а также на три других препарата этого производителя: «Авегра Биокад», «Гертикад» и «Ацеллбия». Высокий объем затрат также зафиксирован на препарат «Версаво» компании «Р-Фарм».
На третьем месте — Швейцария, известная оригинальными препаратами F. Hoffmann-La Roche Ltd («Перьета», «Кадсила» и «Тецентрик»). Другая швейцарская компания — Novartis — также занимает большую долю по объему затрат, главным образом за счет оригинальных препаратов «Джакави», «Тасигна» и «Рисарг».
Уйти нельзя остаться
Несмотря на введенные санкции и массовый уход из России иностранных компаний, фармацевтический рынок эта проблема не коснулась.
Это Bristol Myers Squibb — производитель ниволумаба, ипилимумаба, дазатиниба и элотузумаба. Но она продолжает обеспечивать население необходимыми медикаментами, передав свой российский сегмент швейцарскому партнеру Swixx BioPharma.
Некоторые иностранные фармпроизводители закрепились на российском рынке, запустив процесс локализации ряда своих препаратов. Среди них в стоимостном и натуральном выражении лидируют британская AstraZeneca с оригинальным препаратом осимертинибом «Тагриссо», японская Takeda с оригинальным иксазомибом («Нинларо») и индийская Dr. Reddy’s с дженериком ритуксимаба под брендом «Реддитукс». В рейтинге «локализаторов» по объему в рублях лидирует AstraZeneca (63,1 %), в упаковках — Dr. Reddy’s (72,5 %).
Многие фармпредприятия получают поддержку в виде субсидий на НИОКР и займов Фонда развития промышленности. Результаты уже видны. Так, компания «Биокад» теперь возглавила рейтинг поставщиков в натуральном выражении и почти догнала лидера рынка в стоимостном.
Незаменимые есть?
Чтобы укрепить независимость от иностранных поставщиков, Минздрав совместно с Минпромторгом продолжает пополнять арсенал противоопухолевых средств.
В 2022 году НМИЦ радиологии подготовил перечень из 39 наименований иностранных противоопухолевых лекарств, которые могут оказаться в дефиците. Правительство поручило Минздраву подготовить им замену. Однако, по оценкам экспертов, предложенные заменители могут отбросить отечественную медицину на 20 лет назад и не все из них равнозначны иностранным препаратам даже по показаниям.
Минпромторг запустил проект «Продукты на полку». Он направлен на создание аналогов запатентованных лекарств из недружественных стран, которые потенциально могут перестать поставляться в Россию. С 25 декабря начались конкурсные отборы на получение субсидий на разработку таких препаратов. В приоритетном порядке планируются работы над 49 препаратами, вошедшими в проект технологического суверенитета по фармацевтике. По восьми позициям списка уже имеются регистрационные удостоверения, еще восемь — в очереди на их получение.
Источник материала: ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник. 2024. №1(2) (дата выхода в свет 22.03.2024)
Источник данных в статье: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. Агентство специализируется на предоставлении панельных и уникальных решений для анализа продаж лекарственных препаратов и парафармацевтических товаров на фармацевтическом рынке России и стран СНГ. Результатом работы исследовательской команды DSM Group являются аналитические базы данных.