Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

Минздрав ставит целевые показатели по улучшению здоровья россиян. А когда не достигает их — манипулирует статистикой

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Онкослужба
28 июля 2021
1632

Утвержден новый порядок диспансерного наблюдения детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями

Автор: Фонд «Вместе против рака», «Факультет медицинского права»

Утвержден новый порядок диспансерного наблюдения детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями

15 июля 2021 года опубликован приказ Минздрава России от 10.06.2021 № 629н (далее – приказ Минздрава № 629н), утверждающий порядок диспансерного наблюдения детей с онко- и гематологическими заболеваниями (рубрики C00–D89 Международной статистической классификации болезней).

Наблюдение организуется и проводится участковым педиатром, врачом-педиатром, врачом общей практики (семейным врачом), детским онкологом-гематологом, детским онкологом и врачом-гематологом.

Новшество в том, что с 1 сентября 2022 года диспансерное наблюдение детей с гематологическими заболеваниями будет осуществлять детский онколог-гематолог, а не врач-гематолог и детский онколог. Также с 1 сентября 2022 года начнет действовать приказ Минздрава России от 05.02.2021 № 55н, которым утвержден новый порядок оказания медицинской помощи по профилю «детская онкология и гематология» (о нем мы писали ранее), по которому на 100 тыс. детского населения положен по штату один детский онколог-гематолог.

Диспансерное наблюдение устанавливается в течение 5 рабочих дней с даты постановки диагноза и получения информированного добровольного согласия законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) на медицинское вмешательство. На наш взгляд, порядок допускает некоторую некорректность, поскольку согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – закон № 323-ФЗ) пациент по общей норме самостоятельно дает согласие на медвмешательство, начиная с 15-летнего возраста.

Разночтения в периодичности и объеме диспансерного наблюдения: чем руководствоваться врачу

В приказе Минздрава № 629н устанавливается периодичность и объем диспансерного наблюдения детей с указанными заболеваниями. Следует обратить внимание (см. таблицу), что новый порядок обходит стороной вопрос пятого года диспансерного наблюдения. На шестой год и далее прописана периодичность наблюдения – один раз в год. Кроме того, для сравнения в таблице приведены сроки и периодичность диспансерного наблюдения по злокачественным новообразованиям (С00–С97), установленные ныне действующим Порядком оказания медицинской помощи по профилю «детская онкология», который утвержден приказом Минздрава России от 31.10.2012 № 560н. Он предусматривает пожизненное диспансерное наблюдение детей с такими заболеваниями. В то время как по новому порядку пожизненное наблюдение устанавливается лишь при повторных рецидивах и резистентных заболеваниях в течение диспансерного наблюдения.

Поэтому до вступления в силу нового порядка регулятору необходимо гармонизировать его положения с уже действующими актами.

Новый порядок также имеет разночтения с клиническими рекомендациями по отдельным болезням в части установления срока диспансерного наблюдения.

К примеру, согласно клиническим рекомендациям по лечению лимфомы Ходжкина (2020 года разработки) клинический осмотр с необходимыми исследованиями должен проводиться на пятый год – два раза в год, а на шестой год – индивидуально. Новый порядок при данном заболевании не предусматривает периодичность для пятого года диспансерного наблюдения. А для шестого года срок установлен один раз в год без индивидуального подхода. В этой связи остается открытым вопрос, чем следует руководствоваться врачу с 1 марта 2022 года – новым порядком или клиническими рекомендациями?

Диспансерное наблюдение прекращается при достижении ребенком 18 лет, при его выздоровлении, смерти, а также при письменном отказе законного представителя ребенка. В случае повторного рецидива злокачественных заболеваний устанавливается пожизненное диспансерное наблюдение с направлением больного после совершеннолетия во взрослую клинику.

За гематологическими заболеваниями в наследственных формах диспансерное наблюдение осуществляется в течение всей жизни. А за приобретенными формами заболеваний – в течение пяти лет. При иммунной тромбоцитопении диспансерное наблюдение установят в течение года от момента полной нормализации количества тромбоцитов. По отдельным заболеваниям длительность наблюдения пациентов также зависит от показателей по заболеванию с возможностью направления после совершеннолетия для диспансерного наблюдения в медорганизацию для взрослых.

Отметим, что Минздрав впервые закрепил в акте периодичность диспансерного наблюдения:

  • по новообразованиям in situ (D00–D09) (только после радикального лечения) – один раз в год;
  • по доброкачественным новообразованиям (D10–D36) (только после хирургического и комбинированного лечения) – через 3, 6 и 12 месяцев после выписки из медорганизации;
  • по иным новообразованиям, попадающим в рубрики МКБ -10 D37–D48 (после хирургического или комбинированного лечения) – один раз в год.

Однако по отдельным гематологическим заболеваниям такая периодичность не установлена. При этом каких-либо оговорок, исключений или ссылок на клинические рекомендации в приказе № 629н нет. Так, для заболевания «наследственный ангиоотёк» (D84.1) вообще не прописаны сроки и периодичность диспансерного наблюдения. В то время как в клинических рекомендациях по лечению этого заболевания указано, что пациент с установленным диагнозом должен находиться под диспансерным наблюдением врача по месту жительства и проходить контроль терапии один раз в три месяца. В данной ситуации также очевидны возникающие у врачей вопросы при применении нового порядка.

Какие исследования будут проводить для каждого заболевания

Диспансерное наблюдение по новому порядку включает в себя осмотры, консультации, профилактические, диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия, обеспечивает преемственность оказания медпомощи ребенку в амбулаторных условиях, при прогрессировании заболевания – направление несовершеннолетнего пациента в специализированную медорганизацию для проведения обследования и лечения в стационарных условиях, а в случае медицинских показаний – к врачам-специалистам. Предусмотрена и консультация врача кабинета детской онкологии и гематологии с применением телемедицинских технологий.

Также диспансерное наблюдение предусматривает разработку индивидуального плана наблюдения ребенка. Законные представители будут извещаться о порядке, объеме и периодичности наблюдения.

Для каждого года диспансерного наблюдения за конкретным заболеванием закреплен определенный перечень проводимых исследований.

Например, при злокачественном новообразовании лимфоидной, кроветворной и родственных тканей, помимо постоянного на протяжении всего наблюдения осмотра врачом, общего анализа крови, УЗИ, ЭКГ, КТ или МРТ соответствующего органа, на первом году наблюдения по показаниям полагаются миелограмма с иммунофенотипированием, УЗИ сердца, консультации детского врача-эндокринолога, детского врача-невролога и по необходимости – иных специалистов.

А при агранулоцитозе – первые три месяца ежемесячно, а затем один раз в два месяца – помимо осмотра врача, подлежат назначению общий анализ крови с подсчетом ретикулоцитов, биохимический анализ крови, анализ мочи, миелограмма, иммунограмма, молекулярно-генетическое исследование, УЗИ брюшной полости, рентген грудной клетки, ЭКГ.

Сведения о диспансерном наблюдении и оказанной помощи ребенку должны быть размещены в государственной информационной системе в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации.

Напомним, проект приказа о новом порядке диспансерного наблюдения детей с онко- и гематологическими заболеваниями был вынесен Минздравом на обсуждение специалистами в марте 2021 года. Документ вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года.

telegram protivrakaru

Диспансерное наблюдение (ДН) по приказу Минздрава России

от 31.10.2012 № 560н

Диспансерное наблюдение (ДН) по приказу Минздрава России от 10.06.2021 № 629н

Злокачественные новообразования С00–С97

Пожизненное ДН.

Если не требуется изменения тактики ведения детей, диспансерные осмотры после лечения осуществляются:

Злокачественные новообразования С00–С80


ДН прекращается:

● при отсутствии рецидива в течение 5 лет;

● отдаленных последствий перенесенного лечения;

● установленной инвалидности.


При рецидиве вновь устанавливается ДН.


При повторных рецидивах и резистентных заболеваниях в течение ДН устанавливается пожизненное ДН. Пациент по достижении 18 лет направляется в медорганизацию, осуществляющую ДН взрослых.

Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей С81–С96


ДН прекращается:

● при отсутствии рецидива в течение 5 лет;

● отдаленных последствий перенесенного лечения;

● установленной инвалидности.


При рецидиве вновь устанавливается ДН.


При повторных рецидивах и резистентных заболеваниях в течение ДН устанавливается пожизненное ДН. Пациент по достижении 18 лет направляется в медорганизацию, осуществляющую ДН взрослых.

● в течение первого года – 1 раз в 3 месяца;

ДН в течение первых 5 лет:

● в течение первого года – 1 раз в 3 месяца;

ДН в течение первых 5 лет:

● 1-2 год – 1 раз в 2 месяца;

● в течение второго года – 1 раз в 6 месяцев;

● на 2-4 год – 1 раз в 6 месяцев;

● 3 год – 1 раз в квартал;

● 4 год – 1 раз в полугодие;

● в дальнейшем – 1 раз в год

● на 5 год наблюдения порядок не содержит установленной периодичности ДН;

● в период более 5 лет – один раз в год

● на 5 год наблюдения порядок не содержит установленной периодичности ДН;

● в период более 5 лет – один раз в год

Обратим внимание, до недавнего времени предполагалось, что соблюдение клинических рекомендаций при оказании медицинской помощи будет обязательным с 2022 года на основании ст. 37 закона № 323-ФЗ. Однако, согласно принятому в июне 2021 года закону клинические рекомендации будут внедрять поэтапно до 2024 года, порядок такого перехода установит Правительство России. Возможно, эта поэтапность не коснется клинреков по онкологическим нозологиям ввиду их преимущественной готовности, но пока можно строить лишь предположения.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Камолов Баходур Шарифович
Камолов Баходур Шарифович
Главный редактор
Потерянные и забытые
Потерянные и забытые
И снова о документе, который уже больше года никому не дает покоя – приказе №116н – порядке оказания онкологической помощи взрослым, который начал действовать с 2022 года. В адрес этого документа высказано так много замечаний и организаторами здравоохранения, и руководителями лечебных учреждений, и рядовыми врачами, что, казалось бы, говорить больше не о чем. К сожалению, это не так: тема оказалась неисчерпаемой. Эксперты фонда «Вместе против рака» тоже и уже не раз давали оценки новому порядку. Сегодня хочу остановиться на одном аспекте, имеющем колоссальную важность: речь пойдет о двух категориях онкологических больных, которым не нашлось места в новом порядке. Фактически о них просто забыли. Однако не забыл о них следственный комитет. Как раз на днях «Медицинская газета» осветила уголовное дело в отношении врача-хирурга, выполнившего спасительную резекцию ректосигмоидного отдела толстой кишки.

Если человека нельзя вылечить, то это не значит, что ему нельзя помочь

Таков основной посыл паллиативной помощи. Однако ее возможности ограничены: в частности, для онкологических пациентов не предусмотрена хирургическая помощь. Равно как не предусмотрена она и соответствующим порядком онкологической помощи. Речь о пациентах с распространенным раком, которые не могут быть прооперированы радикально, но нуждаются в паллиативном хирургическом вмешательстве. Такая помощь обеспечивает более высокое качество дожития, например, онкобольных с кишечной непроходимостью, кровотечениями при распространенном процессе, с нарушением оттока мочи, скоплением жидкости в плевральной или брюшной полости и т. д. Химиотерапевты не могут без стабилизации состояния провести таким пациентам лекарственное лечение. В специализированных онкологических учреждениях симптоматическая хирургия не предусмотрена. Да и вообще система паллиативной помощи не подразумевает хирургию. В неспециализированных учреждениях таких пациентов теперь тоже не ждут, если стационар не включен в региональную систему маршрутизации онкобольных.

С вступлением в силу приказа №116н такой больной может быть госпитализирован в многопрофильный стационар только как неонкологический пациент. Чтобы не нарушать никакие порядки и получить оплату за данный клинический случай, врачи вынуждены хитрить и фантазировать, выдумывая обоснования для госпитализации.

Часть людей обращается за такой помощью в частные клиники. Еще часть – в хосписы и паллиативные отделения, но вот только там нет хирургии. Таким образом, сформировалась когорта онкобольных, на которых действие нового порядка не распространяется. Подсчитать число таких пациентов сложно, так как теперь они находятся вне зоны внимания онкослужбы.

Между небом и землей

Ситуация вокруг этих больных нередко обрастает и дополнительными сложностями, которые недавно освещала наша редакция по результатам большого аналитического исследования, посвященного вопросам паллиативной помощи в России.

Во-первых, не все онкологи сообщают пациенту, что возможности лечения заболевания исчерпаны. Из-за этого не выдают направление в специализированные паллиативные отделения или хосписы. А некоторые просто не знают, что требуется дополнительное заключение. И складывается ситуация, когда пациент не получает онкологическое лечение, поскольку показаний уже нет, но и нет возможности получить паллиативную помощь, поскольку отсутствует направление от врача-онколога. Но наиболее важно то, что в контексте хирургической паллиативной помощи такие пациенты попросту вне курации обеих служб, т. е. без гарантий и помощи.

Во-вторых, имеются интересные особенности в преемственности онкологической и паллиативной помощи, а именно: странное «блуждание» пациентов между паллиативом и онкологией. Это обусловлено тем, что сопроводительная терапия в онкологическом секторе, в том числе уход за пациентом, обезболивание, устранение тошноты и рвоты, толком не регулируется и не оплачивается по программе госгарантий. Поэтому тяжелые, фактически умирающие от осложнений, пациенты попадают в паллиатив. А там при грамотном подходе буквально оживают и возвращаются в онкологические учреждения, чтобы продолжить основное лечение. С клинической точки зрения это нонсенс.

Сопровожден до осложнений

Означенные проблемы онкослужбы дали почву для появления другой когорты онкологических пациентов, оказание помощи которым не предусмотрено ни новым минздравовским порядком, ни иными нормативными актами, регулирующими данную сферу здравоохранения.

Я говорю о тех, кто нуждается в сопроводительной терапии осложнений, наступающих во время лечения онкологических заболеваний. По большому счету к их числу относятся все 100% онкобольных, поскольку те или иные неблагоприятные последствия «химии» возникают у каждого. Таких состояний много: тошнота, рвота, нейтропения, тромбоцитопения, анемия, инфекции, мукозиты, болевой синдром и т. д.

Да, онкологи назначают пациентам препараты, снижающие негативные проявления последствий химиотерапии, в частности противорвотные средства. Но, во-первых, такие препараты покупаются обычно за средства пациентов, во-вторых, состояния могут быть куда более серьезными, они не снимаются приемом таблетированных лекарств и требуют проведения инфузионной либо иной терапии в стационарных условиях. Однако попасть туда не так просто. В онкологической службе вся помощь исключительно плановая, поэтому онкобольной с осложнениями может поступить только в общелечебную сеть, где не всегда знают, как помочь пациенту с диагнозом «онкология» в случае резкого снижения гемоглобина, высокого лейкоцитоза и пр.

Иными словами, из поля зрения авторов порядка оказания онкологической помощи и разработчиков клинических рекомендаций выпала не просто группа больных, а целый раздел лечения. Хотя справедливости ради надо сказать, что «проведение восстановительной и корригирующей терапии, связанной с возникновением побочных реакций на фоне высокотоксичного лекарственного лечения» предусмотрено как одна из функций онкологических учреждений, однако соответствующих условий для реализации нет.

До сих пор нет ни отдельного тома клинических рекомендаций по сопроводительной терапии осложнений онкологических заболеваний, ни соответствующих разделов в профильных клинических рекомендациях по злокачественным новообразованиям, за редким исключением, которое еще больше подтверждает правило. А коль скоро нет клинических рекомендаций по оказанию данного вида медицинской помощи, нет и тарифов на него. А если нет тарифов, медицинские организации не могут заниматься сопроводительной терапией осложнений онкологических заболеваний. Круг замкнулся.

Безусловно, некая положительная тенденция к решению этой проблемы есть. Для начала в последние годы она довольно активно обсуждается. Кроме того, с 2023 года введен подход по использованию коэффициента сложности лечения пациента (КСЛП), который «удорожает» базовый тариф, доплата предназначена для возмещения расходов на сопроводительную терапию. Однако механизм крайне выборочно покрывает препараты, используемые для лечения осложнений, да и сумма в 16–18 тыс. руб. зачастую меньше реальных расходов.

Если бы данный вид медицинской помощи нашел полноценное отражение в клинических рекомендациях и новом порядке, это позволило бы создать в онкодиспансерах отделения сопроводительной терапии, которые принимали бы пациентов с осложнениями в режиме 24/7, в том числе по экстренным показаниям.

Что же происходит в реальности? То же, что и в случае с первой категорией онкобольных: человек сам приобретает нужные препараты и (или) ищет врача или медсестру, которые готовы ему помочь. Какими в случае неблагоприятных событий могут быть юридические последствия такой помощи «по договоренности», несложно представить.

21/03/2023, 12:05
Комментарий к публикации:
Потерянные и забытые
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все