Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Онкослужба
26 декабря 2024
122

Включать или не включать, вот в чем вопрос

Автор: ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник
Включать или не включать, вот в чем вопрос
Рынок противоопухолевых средств постоянно обновляется, но правительство включает в перечень ЖНВЛП далеко не все новые препараты, даже рекомендованные Минздравом. С одной стороны, это экономит бюджетные средства, с другой — не расширяется арсенал эффективных терапевтических опций. Кажется, что третьего здесь не дано, но есть и другой взгляд на эту дилемму. Рассказываем, какие тенденции наблюдаются в рыночном сегменте противоопухолевых средств, как меняется регуляторная база и какими путями можно снизить затраты на закупку самых дорогостоящих новых препаратов.

В ситуации экономического кризиса, внезапных скачков курса иностранной валюты и санкций действующий в России механизм регуляции предельных отпускных цен на ЖНВЛП оказался несовершенным. Он не позволяет производителям оперативно реагировать на внезапные изменения. Сейчас процедура регистрации и перерегистрации цен отнимает много времени и требует подготовки целого пакета документов.

Учитывая интересы как пациентов и клиник, так и производителей, Минздрав инициировал целый ряд поправок в регуляторном плане.

Упростить процесс регистрации или перерегистрации цен на препараты ЖНВЛП предлагается в проекте обновленных Правил государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, который был представлен в начале 2024 года. Какие изменения в сравнении с текущим документом позволяют это осуществить?

  1. Заявку на регистрацию цены теперь можно будет подавать полностью в электронном виде (по действующему документу — только в бумажном виде).
  2. Сокращен список документов, которые нужно приложить к заявке: уберут обязательные ранее сведения о ценах и объемах ввоза препарата иностранного производства, а также данные о наличии зарегистрированных предельных отпускных цен на заявляемый препарат.
  3. Сократится время, отведенное Минздраву на анализ поступивших документов и выдачу заключения. Максимальный срок регистрации или перерегистрации цены уменьшится с 60 до 40 рабочих дней.

Напомним, до вступления в силу новых правил действует постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865.

В проекте содержится поправка и к другому документу — постановлению Правительства РФ от 15.09.2015 № 979 «…об утверждении методики расчета предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». Согласно этой поправке, для расчета пре дельной отпускной цены на иммуно­биологические препараты, к которым относятся, например, широко применяемые в терапии злокачественных новообразований моноклональные антитела, не будет применяться понижающий коэффициент.

Кроме того, в дорожной карте Росздравнадзора планируется, что механизм контроля за ценами на ЖНВЛП изменится. Информация о стоимости этих препаратов будет заноситься в Федеральную систему мониторинга движения лекарственных средств. С помощью этой системы надзорные органы смогут анализировать ситуацию и проводить проверки в аптеках или больницах, где цены на препараты завышены. С новым функционалом системы контроль за ценами на лекарства из перечня ЖНВЛП станет строже.

Изменения произошли и в самих Правилах формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. Представленный Минздравом в феврале проект был недавно утвержден (постановлением Правительства РФ от 25.07.2024 № 1009). Он содержит целый ряд поправок к предыдущей версии правил (утверждена постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 № 871):

  1. Заявитель получил право на пересмотр результатов проведенной комплексной оценки препарата. Так, он может представить дополнительные сведения о препарате (например, предложить новую цену), что приведет к проведению его повторной комплексной оценки.
  2. Помимо МНН и лекарственной формы для каждой позиции будет указываться способ и/или путь введения препарата, а также основ­ ной или дополнительный элемент лекарственных форм, включая тип высвобождения действующего вещества.
  3. При рассмотрении заявки на включение в перечень будут оцениваться дополнительные сведения: общее число пациентов по каждому показанию (нуждающихся в терапии по статистическим данным, чтобы оценить объем потенциальных закупок), объем закупок препарата за предыдущий год и прогнозы по изменению нагрузки на бюджет субъекта РФ в случае включения препарата в перечень.
  4. Уточнен один из критериев включения препарата в перечень: он должен обладать «доказанными клиническими и (или) клинико­экономическими преимуществами, и (или) особенностями механизма действия, и (или) большей безопасностью при диагностике, профилактике, лечении или реабилитации заболеваний, синдромов и состояний по сравнению с другими лекарственными препаратами при лечении определенного заболевания или состояния».
  5. Сокращены сроки рассмотрения заявок. Максимальный срок проведения экспертизы документов уменьшен с 7 до 4 рабочих дней. В случае отклонения заявки производители могут подать повторную уже через 6 месяцев.
  6. Добавлены два новых основания для исключения препарата из перечня ЖНВЛП:
  • если включенный в перечень препарат не применяется в существующих схемах терапии;
  • при отсутствии ввода препарата в гражданский оборот в течение периода, превышающего 1 календарный год, и отсутствии его остатков в России.

В том же постановлении № 1009 установлен порядок повторного рассмотрения препаратов, ранее рекомендованных комиссией Минздрава по формированию лекарственных перечней. Перспективы таких препаратов были неясны начиная с конца 2022 года, когда правительство впервые включило в перечень ЖНВЛП только часть рекомендованных комиссией препаратов, а плановые заседания комиссии были временно прекращены. Причины выборочного учета рекомендаций ко­ миссии не были опубликованы (это и не предусмотрено законодательством). В результате принципиальная возможность включения оставшейся части препаратов в перечень ЖНВЛП, сроки и необходимые предпосылки для этого оказались неурегулированными.

Ситуация свидетельствовала о том, что комиссия Минздрава и правительство принимают решения относительно ЖНВЛП исходя из разных предпосылок. Вероятно, постановление № 1009 направлено в том числе и на устранение этих различий. Однако даже оно не гарантирует, что в будущем ситуация не повторится и что ранее одобренные препараты будут включены в перечень.

Все эти изменения должны способствовать оптимизации перечня ЖНВЛП и поддержанию его в актуальном состоянии, а также формированию оптимальной процедуры ценообразования.

Но еще до утверждения проекта, в рамках его общественного обсуждения, фармацевтическое сообщество предложило внести в него изменения и обосновало их необходимость. Они касались как формальных положений (например, уточнения понятийного аппарата), так и сущностных (сроков, подходов к балльной оценке и др.). В текущей версии документа они учтены не были.

Таким образом, с точки зрения фармацевтического сообщества, правила в текущей версии имеют некоторый потенциал для дальнейшей оптимизации.

Рынок противоопухолевых препаратов в цифрах

Противоопухолевые препараты составляют примерно 1/5 перечня ЖНВЛП, который насчитывает почти 900 наименований. Мы проанализировали динамику рынка за 5 лет — с 2019 по 2023 год.

В 2023 году на рынке было представлено 165 МНН противоопухолевых препаратов, доля ЖНВЛП — около 75 % (124 МНН). Но в объеме закупок они занимали уже около 97 % (от 78,3 до 99,9 % в зависимости от субъекта) (здесь и далее цифровые данные предоставлены DSM Group). В рублях это 240,8 млрд, в упаковках — 25,2 млн. На не­ЖНВЛП затрачено 6,4 млрд, закуплено 0,7 млн упаковок.

Противоопухолевые препараты составляют примерно 1/5 перечня ЖНВЛП, который насчитывает почти 900 наименований. Мы проанализировали динамику рынка за 5 лет — с 2019 по 2023 год.

В 2023 году на рынке было представлено 165 МНН противоопухолевых препаратов, доля ЖНВЛП — около 75 % (124 МНН). Но в объеме закупок они занимали уже около 97 % (от 78,3 до 99,9 % в зависимости от субъекта) (здесь и далее цифровые данные предоставлены DSM Group). В рублях это 240,8 млрд, в упаковках — 25,2 млн. На не-ЖНВЛП затрачено 6,4 млрд, закуплено 0,7 млн упаковок.

Объем продаж противоопухолевых препаратов в 2023 году

Включать или не включать, вот в чем вопрос

Источник: ежемесячный мониторинг фармацевтического рынка РФ DSM Grouр.

За пятилетку объемы реализации противоопухолевых ЖНВЛП выросли. Среднегодовой темп роста (CAGR) данного сегмента составил +12,9 % (в рублях) и +7,4 % (в упаковках).

Для препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, положительная тенденция прослеживается только в отношении объемов закупок в натуральном выражении, и то отчасти: за 5 лет объем сегмента вырос на 19,7 %, но в отдельные годы он снижался.

СПРАВКА

Для оплаты препарата не из перечня ЖНВЛП за счет средств ОМС клиника должна провести заседание врачебной комиссии и составить протокол, в котором обосновать необходимость данного медикамента для пациента — по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости аналогов.

При этом не­ЖНВЛП могут быть оплачены не только из средств ОМС, которые поступили в регион из центра, но и из регионального бюджета, так как субъекты РФ в рамках территориальной программы ОМС могут устанавливать дополнительные объемы медицинской по­ мощи, а также дополнительные виды и условия оказания помощи, не включенные в базовую программу ОМС. Кроме того, регионы могут включать не­ЖНВЛП в перечень лекарственных препаратов, которыми пациенты обеспечиваются в рамках региональной льготы. Так они гарантируют, что пациенты получат препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, и оплачивают их из собственных бюджетных средств. Эта практика существует и не запрещена на законодательном уровне.

Сокращение закупок в 2021 и 2022 годах объясняется тем, что целый ряд противоопухолевых препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, был исключен из схем лечения в клинико­статистических группах (КСГ), которые используются для оплаты из средств ОМС медпомощи в стационарах. Взамен для этих препаратов были предложены «Прочие схемы лекарственной терапии при злокачественных новообразованиях». И тариф для них был заметно ниже. Как результат, применение не входящих в КСГ препаратов оказалось для клиник менее выгодным, и их стали закупать только для ограниченного числа пациентов. Именно это основная причина сокращения закупок.

Но, кроме того, закупка исключенных препаратов стала и более хлопотным мероприятием: применение тарифа «прочих схем» требует последующей экспертизы качества медицинской помощи. Отметим, что препараты, не входящие в перечень, могут назначаться по жизненным показаниям или при индивидуальной непереносимости аналогов и формально их назначение через врачебную комиссию не может быть препятствием для закупки.

В 2023 году падение объемов закупок в сегменте не-ЖНВЛП сменилось ростом как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Это произошло по нескольким причинам.

Во-первых, в 2023 году для МНН паклитаксел + альбумин и алпелисиб, лидирующих в рейтинге продаж в стоимостном выражении, были созданы отдельные КСГ, что существенно упростило процесс их закупки. Впервые после 2020 года паклитаксел + альбумин вновь попал в целый ряд схем для круглосуточного стационара, а алпелисиб появился в схемах для круглосуточного и дневного стационаров впервые за весь рассмотренный период. Эти схемы были созданы, так как ожидалось включение данных препаратов в перечень ЖНВЛП с 2023 года. Ожидания оказались напрасными, но схемы были временно сохранены в КСГ до конца 2023 года и вновь исключены только с 2024 года. На долю этих двух МНН в 2023 году пришлось более 35 % стоимостного объема закупок в сегменте не-ЖНВЛП.

Динамика продаж противоопухолевых препаратов (2019–2023 годы)

Включать или не включать, вот в чем вопрос

Источник: ежемесячный мониторинг фармацевтического рынка РФ DSM Grouр.

И в связи с исключением из КСГ в 2024 году можно прогнозировать сокращение их закупок и соответствующее снижение доступности этих препаратов для пациентов в рамках системы ОМС.

Во-вторых, к 2023 году на рынке стало больше новых эффективных препаратов, закупать которые для клиник целесообразно даже с учетом необходимости экспертизы качества медпомощи. Это трастузумаб дерукстекан, энтректиниб, асциминиб, офатумумаб, ларотректиниб, идарубицин, даролутамид, гилтеритиниб. Последние два, в частности, обеспечили значительный рост объемов закупок в стоимостном выражении к 2023 году.

Диаметрально противоположные вещи происходят с ценами на онкопрепараты категорий ЖНВЛП и не-ЖНВЛП. Средняя цена за одну упаковку ЖНВЛП за 2019–2023 годы выросла (CAGR +5,1 % в рублях), а цена препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, значительно снизилась (CAGR −18,3 %). Отметим, что цена на них в начале пятилетки была заметно выше, чем на ЖНВЛП, иногда разница была двукратной. И лишь в 2022-м произошло существенное снижение. В некоторой степени это может быть обусловлено уже упомянутым исключением препаратов из основных схем лечения в КСГ и их закупкой по существенно более низкому тарифу «прочих схем». Однако эта причина не основная.

Динамика средних цен на противоопухолевые препараты (2019–2023 годы), руб.

Включать или не включать, вот в чем вопрос

Источник: ежемесячный мониторинг фармацевтического рынка РФ DSM Grouр.

В большей степени на динамике цен сказалось изменение структуры закупок. В 2022 году в сегменте ЖНВЛП рекордные за пятилетку суммы были затрачены на закупку импортных препаратов (более дорогих, чем отечественные), что заставило среднюю цену вырасти. В сегменте не-ЖНВЛП, напротив, на импортные препараты было затрачено в 2022-м меньше, чем в 2019–2021 годах, а доля отечественных препаратов увеличилась. И это при том, что в сегменте ЖНВЛП, как правило, закупаются главным образом отечественные лекарства и их доля в натуральном выражении планомерно растет (с 64,5 до 73,6 % за пятилетку), а в категории не-ЖНВЛП — импортные, с такой же тенденцией к росту (с 63,5 до 85,0 %).

Как следствие, в 2022 году средняя цена закупки противоопухолевого препарата не из перечня ЖНВЛП снизилась до 12,6 тыс. руб. за упаковку, а препаратов ЖНВЛП — резко возросла, почти сравнявшись с первой (12,3 тыс. руб.). И далее, в 2023 году, цены менялись «в ногу».

Соотношение импортных и отечественных противоопухолевых препаратов в объеме закупок (2019–2023 годы)

Включать или не включать, вот в чем вопрос

Источник: ежемесячный мониторинг фармацевтического рынка РФ DSM Grouр.

Рынок противоопухолевых препаратов импортозависим. В сегменте ЖНВЛП в 2023 году наибольшие суммы затрачены на МНН пембролизумаб, энзалутамид и бевацизумаб, в сегменте не-ЖНВЛП — на паклитаксел + альбумин, алпелисиб и полатузумаб ведотин. В топ-5 лидеров обоих сегментов нет ни одного МНН, которое бы принадлежало исключительно отечественному производителю. А большинство препаратов в рейтингах — иностранные (и не имеющие дженериков/биоаналогов). Отечественные препараты (как правило, дженерики или биоаналоги) занимают весомую долю лишь в объеме закупок в натуральном выражении и исключительно в сегменте ЖНВЛП. Справедливости ради отметим, что имеются и исключения. Так, в 2023 году биоаналог оригинального пембролизумаба от компании «Биокад» («Пемброриа») практически полностью вытеснил оригинал с рынка, заняв весомую долю как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Топ-5 МНН противоопухолевых препаратов из перечня ЖНВЛП по объему денежных средств на закупку (2023 год)

Включать или не включать, вот в чем вопрос

Топ-5 МНН противоопухолевых препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, по объему денежных средств на закупку (2023 год)

Включать или не включать, вот в чем вопрос

Что дальше?

Итак, целый ряд рекомендованных комиссией Минздрава противоопухолевых препаратов не вошел в перечень ЖНВЛП. Это шесть МНН: алпелисиб, гилтеритиниб, даролутамид, дувелисиб, инотузумаб озогамицин, паклитаксел + альбумин. Вероятно, решение правительства не включать их в перечень продиктовано нежеланием увеличивать нагрузку на бюджет.

Однако комиссия Минздрава в результате фармакоэкономической оценки предполагала, что включение:

  • гилтеритиниба и паклитаксела + альбумин приведет к увеличению затрат более чем на 60 % (−3 балла) и на 20–40 % (−1 балл по шкале оценки влияния на бюджеты бюджетной системы РФ из постановления № 871) соответственно;
  • алпелисиба и дувелисиба — к несущественному (до 10 %) изменению затрат (+1 балл);
  • даролутамида и инотузумаба озогамицина — к снижению прямых медицинских затрат по сравнению с текущей практикой на 20–40 % (+4 балла).

Таким образом, расширение перечня ЖНВЛП может привести к разнонаправленным изменениям нагрузки на бюджеты — не только к ее увеличению, но и к снижению. А если в перечень не попадают препараты, сокращающие прямые затраты, это влечет нерациональное использование финансовых ресурсов.

В конце августа 2024 года Минздрав пересмотрел список ранее одобренных препаратов в соответствии с постановлением № 1009. В результате вновь рекомендованы инотузумаб озогамицин (снижающий затраты) и алпелисиб (изменяющий, но незначительно). «Высокозатратный» гилтеритиниб не рекомендован, а заявку на включение паклитаксела + альбумин отозвал производитель. (Добавим, что у дувелисиба отозвано регистрационное удостоверение, поэтому о его включении в перечень ЖНВЛП речь уже не идет.)

Однако второй препарат, потенциально экономящий бюджет, даролутамид, комиссия в этот раз не рекомендовала (из-за риска дефектуры). Очевидно, экономические соображения при рассмотрении заявок превалируют, но логика принятия решений остается неясной.

Народный фронт в начале октября этого года выразил беспокойство по поводу неэффективности и непрозрачности работы комиссии по формированию перечней. Руководитель бюро расследований Народного фронта Валерий Алексеев отметил, что прямая экономия на закупках препаратов, которым было отказано в попадании в перечни, могла бы составить несколько миллиардов рублей. Он предложил кардинально реформировать работу комиссии, выделив два этапа. На первом этапе ведущие врачи должны оценить потребность в препарате, а экономисты — стоимость его включения в перечни.

На втором этапе под руководством ФАС или Минпромторга совместно с Минздравом и ФОМС комиссия должна договориться с производителем о цене — на понятной основе, с четкими правилами проведения такой процедуры.

Ложная дилемма

Сократить расходы на лекобеспечение или увеличить количество новых терапевтических опций, пусть и ценой увеличения нагрузки на бюджет? При такой постановке вопроса упускаются иные варианты решения проблемы. Например, снизить затраты и одновременно не лишать пациентов новых эффективных опций могут аналоги в рамках МНН и аналоги в рамках класса МНН.

В настоящее время уже делаются шаги, направленные на ускорение вывода на рынок аналогов в рамках МНН, поводами пока являются истечение срока действия патентной защиты оригиналов и дефектура или риск ее возникновения (даже если срок действия патента не истек). При этом экономия средств получается значительная. Согласно действующим правилам, для дженериков и биоаналогов дорогостоящих (более 100 тыс. руб. за упаковку) препаратов, включенных в ЖНВЛП, предельная отпускная цена обязательно должна быть ниже не менее чем на 40 % относительно цены оригинала.

Кроме того, ведется работа по созданию нового органа в сфере принудительного лицензирования — подкомиссии по вопросам использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Она будет рассматривать заявки компаний и готовить разрешения на использование зарубежных продуктов интеллектуальной собственности без согласия патентообладателей.

Но вопрос об ускорении вывода на рынок «следующих в классе» препаратов пока открыт, хотя, например, в госпрограмме «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» уже ставились задачи по «разработке…аналогов инновационных лекарственных препаратов… и ускорению вывода их на рынок» (в редакции, действовавшей до 29 декабря 2021 года).

При этом требования постановления № 871 к «следующим в классе» препаратам («аналогам в рамках класса МНН») обусловливают снижение стоимости лечения такими препаратами не менее чем на 20 % по сравнению с включенными в перечень ЖНВЛП аналогами (при сопоставимой эффективности).

Кроме того, включение «следующих в классе» в перечень ЖНВЛП может подстегнуть конкуренцию, что способствует снижению закупочных цен в том числе и на «первый в классе» препарат.

С учетом того что «следующие в классе», как правило, выходят на рынок раньше, чем завершается патентная защита «первых в классе», с экономической точки зрения ускорение их внедрения, в том числе включения в перечень ЖНВЛП, не менее важно, чем вывод на рынок дженериков и биоаналогов. При этом особую роль играет точность прогнозирования экономических последствий, для обеспечения которой необходим надлежащий контроль качества используемых фармакоэкономических исследований.

telegram protivrakaru
Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все