Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Во все нетяжкие: снизится ли число уголовных дел против врачей

/

Оплата перелета к месту лечения: почему НКО вынуждены открывать сборы на дорогу

/

Завершился XIX Ежегодный конгресс РООУ — один из самых масштабных профессиональных мероприятий в области отечественной онкоурологии

/

Проблемы и пути решения в сопроводительной терапии онкологических пациентов

/

Вице-президент Фонда «Вместе против рака» Полина Габай ответила на вопросы врачей сообщества «Врачи РФ»

/

Судебная практика «исключила» оплату обучения немедицинского персонала из структуры тарифа ОМС

/

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/
28 апреля 2025
165

Горе от ума, или как поликлиника миллион потеряла

Автор: Фонд «Вместе против рака»

Горе от ума, или как поликлиника миллион потеряла
Мы не раз писали, что ошибки в сфере ОМС стоят дорого. Если их несколько – цена возрастает. Так случилось с одной из поликлиник – сначала медорганизация «смешала» платные услуги с медпомощью по ОМС, потом неправильно восстановила на своем счете средства, расходование которых контролеры признали нецелевым, и в довершение инициировала внеплановую проверку. Расскажем, во что это вылилось, и дадим совет, как избежать подобных нарушений и их последствий.

Верховный Суд РФ отказал поликлинике в пересмотре дела о взыскании ущерба, причиненного нецелевым использованием средств ОМС. История началась с того, что Управление Федерального казначейства (УФК, казначейство) обнаружило при проверке нецелевое использование средств ОМС и медучреждение восстановило их на своем лицевом счете. Тогда УФК предъявило иск о взыскании с поликлиники в пользу ФОМС 651 тыс. рублей.

За одну услугу заплатили дважды

Поликлиника предъявила к оплате за счет средств ОМС проведенные в 2020−2021 годах эндоскопические исследования, которые уже оплатили пациенты по договорам о предоставлении платных медуслуг.

Согласно действующему законодательству медпомощь, которая оказана застрахованному в рамках ОМС гражданину, оплачивается за счет средств ОМС.

Если медуслуга платная, то она оплачивается либо из средств граждан, работодателей, иных средств либо в рамках ДМС, при этом медпомощь должна оказываться не на условиях программ государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи.

Ситуации, предполагающие оплату одной услуги дважды из разных источников, нормативными документами в сфере ОМС не предусмотрены – медпомощь по ОМС и платные медуслуги четко разведены законодательно, а их смешение при получении оплаты за их оказание однозначно квалифицируется как нарушение.

Так и произошло в нашем случае: нарушение выявило УФК в ходе выездной внеплановой проверки расходования средств бюджета ТФОМС. Необоснованно полученные поликлиникой суммы были остатками целевых средств, выделенных в 2020 и 2021 годах, соответственно, подлежали возврату в фонд.  Деньги израсходованы не по целевому назначению, так как в реестры на оплату за счет средств ОМС были включены пациенты, которым оказаны платные услуги.

Более того, поликлиника заносила информацию о смерти умерших несвоевременно, что привело к получению финансирования по подушевому нормативу в завышенном размере: финансирование предоставлялось на застрахованных лиц, фактически умерших.

Доводы медучреждения о том, что медпомощь оплачивается исходя из усредненных данных о численности застрахованных, суд отклонил − расчет производится исходя из конкретного количества прикрепленных к медорганизации (МО) граждан.

Справка

Правила № 108н предусматривают два самостоятельных способа оплаты медпомощи:

  • оплата по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся застрахованных лиц;
  • оплата за единицу объема медицинской помощи (медуслуги).


При этом оплата по подушевому нормативу финансирования не зависит от объема оказанных услуг, аванс предоставляется именно на второй способ оплаты с последующей оплатой объема оказанных услуг.

Период имеет значение

Восстановление спорных денежных средств должно было произойти в том же периоде, на который эти средства выделялись и подлежали расходованию поликлиникой в рамках программы ОМС.

По инициативе поликлиники ТФОМС поручил страховым компаниям (СМО) провести внеплановые медико-экономические экспертизы (МЭЭ) по случаям оказанной и оплаченной медицинской услуги (фиброгастродуоденоскопия) за период 2020 г. Срок проведения внеплановой МЭЭ в таких случаях не зависит от времени, прошедшего с момента оказания помощи.

Естественно, СМО выявила те же нарушения, что и Казначейство. Поликлиника согласилась с результатами контрольно-экспертных мероприятий. Страховщик уменьшил последующие платежи на сумму выявленных нарушений 572 тыс. руб.

МО считала, что устранила нарушения в части двойной оплаты до того, как УФК внесло представления, поскольку вернула денежные средства в систему ОМС, но при этом не учла период. Однако был нюанс: сумма нарушения составляла дебиторскую задолженность прошлых лет, и устранить это нарушение можно было только путем возврата средств в ФФОМС через ТФОМС.

Проявили инициативу: на пользу или во вред

Экспертиза, которую инициировало медучреждение, по сути своей стала второй внеплановой проверкой, а подобные мероприятия при наличии нарушений всегда заканчиваются наложением финансовых санкций. Заведомо зная, что нарушения есть (МО признала их в ходе проверки УФК), поликлиника играла в русскую рулетку. И вот почему.

Выявленные нарушения могли быть квалифицированы по разным кодам с наложением существенных финансовых санкций. Например (при определенных условиях), код 2.9  либо коды из блока 2.16.

Для поликлиники внеплановая МЭЭ закончилась благоприятно. По результатам экспертизы применен код 2.16.3 с минимально возможными финансовыми санкциями.

Вполне возможно, что, инициируя проверку, МО планировала вернуть денежные средства в систему ОМС на сумму выявленных нарушений и таким образом избежать штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств. В любом случае инициатива выглядит странно.

Что решил суд?

Так как МО не имеют права восстанавливать использованные не по назначению средства на свой же счет, открытый для получения средств ОМС, вместо возврата в бюджет ТФОМС, суд кассационной инстанции взыскал с поликлиники в доход бюджета ФФОМС 572 тыс. рублей.

В решении указано, что самостоятельное восстановление МО на лицевом счете средств ОМС, использованных не по целевому назначению, не означает их дальнейшее целевое использование.

Поликлиника восстановила эти средства на собственном счете ОМС после проведения ТФОМС проверки, выявления допущенного нарушения и составления акта, что свидетельствует о недобросовестности поведения МО и влечет ее обязанность по возврату денег в бюджет фонда.

Таким образом, медучреждение заплатило дважды. Сначала СМО уменьшили оплату медицинской помощи на 572 тыс. руб. согласно закону 326-ФЗ и приказу 231н, а затем по постановлению суда в доход бюджета ФФОМС пришлось выплатить 651 тыс. руб. ущерба и 73 тыс. руб. государственной пошлины.

Экспертный разбор причин, по которым клиники допускают нецелевое использование средств ОМС, и рекомендаций по борьбе с этими нарушениями, можно найти в этом материале.

Выводы и рекомендации:

      1. Средства ОМС, использованные не по целевому назначению, не следует восстанавливать на свой же счет, открытый для получения средств ОМС. Законный выход из такого положения: перечислить их в бюджет ТФОМС с дальнейшим перечислением в бюджет ФФОМС.
      2. При подушевом финансировании МО следует вовремя исключать умерших из числа застрахованных, в противном случае это приведет к получению финансирования в завышенном размере.
      3. Оплату одной и той же услуги нельзя получить дважды: платные услуги не должны попадать на оплату в счета ОМС.
      4. МО нужно помнить о постоянном улучшении электронного документооборота, который делает информацию об оказанной медицинской помощи прозрачной для пациента. Данные о медуслугах, оказанных по программе ОМС, гражданин может видеть в «Госуслугах».
        Расхождения в сведениях – весомый повод для обращения пациентов в контролирующие органы со всеми вытекающими последствиями.
      5. Решение об инициировании контрольных мероприятий должно быть взвешенным, и клинике необходимо тщательно оценить все возможные риски, прежде чем на него пойти.
telegram protivrakaru

Ч. 6 ст. 39 от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (закон №326) пункты 121, 122 Правил ОМС, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н (Правила № 108н).

Пункты 2, 8 Правил предоставления платных медицинских услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736, письмо Минздрава России от 22.12.2023 № 31-2/И/2-24207.

В соответствии с п. 9 ст. 39 закона № 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медорганизация возвращает в бюджет ТФОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления фондом соответствующего требования и уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени.

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2024 № 309-ЭС23-19711.

Согласно п. 77 приказа Минздрава России от 19.03.2021 № 231н (приказ №231н).

Приказ № 231н.

Взимание платы с застрахованных лиц за оказанную медицинскую помощь, входящую в базовую либо территориальную программу обязательного медицинского страхования, при оказании медицинской помощи в рамках базовой либо территориальной программы обязательного медицинского страхования со штрафом 100% стоимости услуги. Дополнительно клиника должна была бы возместить пациентам понесенные расходы на исследование.

Несоответствие данных медицинской документации данным реестра счетов, в том числе:

2.16.2. включение в счет на оплату медицинской помощи при отсутствии в медицинской документации сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи застрахованному лицу. С финансовыми санкциями 200% (полная неоплата плюс штраф 100%)

2.16.3. некорректное (неполное) отражение в реестре счета сведений медицинской документации с финансовыми санкциями 100% (полное снятие с оплаты).

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все