Мы не раз писали, что ошибки в сфере ОМС стоят дорого. Если их несколько – цена возрастает. Так случилось с одной из поликлиник – сначала медорганизация «смешала» платные услуги с медпомощью по ОМС, потом неправильно восстановила на своем счете средства, расходование которых контролеры признали нецелевым, и в довершение инициировала внеплановую проверку. Расскажем, во что это вылилось, и дадим совет, как избежать подобных нарушений и их последствий.
Верховный Суд РФ отказал поликлинике в пересмотре дела о взыскании ущерба, причиненного нецелевым использованием средств ОМС. История началась с того, что Управление Федерального казначейства (УФК, казначейство) обнаружило при проверке нецелевое использование средств ОМС и медучреждение восстановило их на своем лицевом счете. Тогда УФК предъявило иск о взыскании с поликлиники в пользу ФОМС 651 тыс. рублей.
За одну услугу заплатили дважды
Поликлиника предъявила к оплате за счет средств ОМС проведенные в 2020−2021 годах эндоскопические исследования, которые уже оплатили пациенты по договорам о предоставлении платных медуслуг.
Согласно действующему законодательству медпомощь, которая оказана застрахованному в рамках ОМС гражданину, оплачивается за счет средств ОМС.
Если медуслуга платная, то она оплачивается либо из средств граждан, работодателей, иных средств либо в рамках ДМС, при этом медпомощь должна оказываться не на условиях программ государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи.
Ситуации, предполагающие оплату одной услуги дважды из разных источников, нормативными документами в сфере ОМС не предусмотрены – медпомощь по ОМС и платные медуслуги четко разведены законодательно, а их смешение при получении оплаты за их оказание однозначно квалифицируется как нарушение.
Так и произошло в нашем случае: нарушение выявило УФК в ходе выездной внеплановой проверки расходования средств бюджета ТФОМС. Необоснованно полученные поликлиникой суммы были остатками целевых средств, выделенных в 2020 и 2021 годах, соответственно, подлежали возврату в фонд. Деньги израсходованы не по целевому назначению, так как в реестры на оплату за счет средств ОМС были включены пациенты, которым оказаны платные услуги.
Более того, поликлиника заносила информацию о смерти умерших несвоевременно, что привело к получению финансирования по подушевому нормативу в завышенном размере: финансирование предоставлялось на застрахованных лиц, фактически умерших.
Доводы медучреждения о том, что медпомощь оплачивается исходя из усредненных данных о численности застрахованных, суд отклонил − расчет производится исходя из конкретного количества прикрепленных к медорганизации (МО) граждан.
Справка
Правила № 108н предусматривают два самостоятельных способа оплаты медпомощи:
- оплата по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся застрахованных лиц;
- оплата за единицу объема медицинской помощи (медуслуги).
При этом оплата по подушевому нормативу финансирования не зависит от объема оказанных услуг, аванс предоставляется именно на второй способ оплаты с последующей оплатой объема оказанных услуг.
Период имеет значение
Восстановление спорных денежных средств должно было произойти в том же периоде, на который эти средства выделялись и подлежали расходованию поликлиникой в рамках программы ОМС.
По инициативе поликлиники ТФОМС поручил страховым компаниям (СМО) провести внеплановые медико-экономические экспертизы (МЭЭ) по случаям оказанной и оплаченной медицинской услуги (фиброгастродуоденоскопия) за период 2020 г. Срок проведения внеплановой МЭЭ в таких случаях не зависит от времени, прошедшего с момента оказания помощи.
Естественно, СМО выявила те же нарушения, что и Казначейство. Поликлиника согласилась с результатами контрольно-экспертных мероприятий. Страховщик уменьшил последующие платежи на сумму выявленных нарушений 572 тыс. руб.
МО считала, что устранила нарушения в части двойной оплаты до того, как УФК внесло представления, поскольку вернула денежные средства в систему ОМС, но при этом не учла период. Однако был нюанс: сумма нарушения составляла дебиторскую задолженность прошлых лет, и устранить это нарушение можно было только путем возврата средств в ФФОМС через ТФОМС.
Проявили инициативу: на пользу или во вред
Экспертиза, которую инициировало медучреждение, по сути своей стала второй внеплановой проверкой, а подобные мероприятия при наличии нарушений всегда заканчиваются наложением финансовых санкций. Заведомо зная, что нарушения есть (МО признала их в ходе проверки УФК), поликлиника играла в русскую рулетку. И вот почему.
Выявленные нарушения могли быть квалифицированы по разным кодам с наложением существенных финансовых санкций. Например (при определенных условиях), код 2.9 либо коды из блока 2.16.
Для поликлиники внеплановая МЭЭ закончилась благоприятно. По результатам экспертизы применен код 2.16.3 с минимально возможными финансовыми санкциями.
Вполне возможно, что, инициируя проверку, МО планировала вернуть денежные средства в систему ОМС на сумму выявленных нарушений и таким образом избежать штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств. В любом случае инициатива выглядит странно.
Что решил суд?
Так как МО не имеют права восстанавливать использованные не по назначению средства на свой же счет, открытый для получения средств ОМС, вместо возврата в бюджет ТФОМС, суд кассационной инстанции взыскал с поликлиники в доход бюджета ФФОМС 572 тыс. рублей.
В решении указано, что самостоятельное восстановление МО на лицевом счете средств ОМС, использованных не по целевому назначению, не означает их дальнейшее целевое использование.
Поликлиника восстановила эти средства на собственном счете ОМС после проведения ТФОМС проверки, выявления допущенного нарушения и составления акта, что свидетельствует о недобросовестности поведения МО и влечет ее обязанность по возврату денег в бюджет фонда.
Таким образом, медучреждение заплатило дважды. Сначала СМО уменьшили оплату медицинской помощи на 572 тыс. руб. согласно закону 326-ФЗ и приказу 231н, а затем по постановлению суда в доход бюджета ФФОМС пришлось выплатить 651 тыс. руб. ущерба и 73 тыс. руб. государственной пошлины.
Экспертный разбор причин, по которым клиники допускают нецелевое использование средств ОМС, и рекомендаций по борьбе с этими нарушениями, можно найти в этом материале.
Выводы и рекомендации:
-
-
- Средства ОМС, использованные не по целевому назначению, не следует восстанавливать на свой же счет, открытый для получения средств ОМС. Законный выход из такого положения: перечислить их в бюджет ТФОМС с дальнейшим перечислением в бюджет ФФОМС.
- При подушевом финансировании МО следует вовремя исключать умерших из числа застрахованных, в противном случае это приведет к получению финансирования в завышенном размере.
- Оплату одной и той же услуги нельзя получить дважды: платные услуги не должны попадать на оплату в счета ОМС.
- МО нужно помнить о постоянном улучшении электронного документооборота, который делает информацию об оказанной медицинской помощи прозрачной для пациента. Данные о медуслугах, оказанных по программе ОМС, гражданин может видеть в «Госуслугах».
Расхождения в сведениях – весомый повод для обращения пациентов в контролирующие органы со всеми вытекающими последствиями. - Решение об инициировании контрольных мероприятий должно быть взвешенным, и клинике необходимо тщательно оценить все возможные риски, прежде чем на него пойти.
-

Ч. 6 ст. 39 от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (закон №326) пункты 121, 122 Правил ОМС, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н (Правила № 108н).
Пункты 2, 8 Правил предоставления платных медицинских услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736, письмо Минздрава России от 22.12.2023 № 31-2/И/2-24207.
В соответствии с п. 9 ст. 39 закона № 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медорганизация возвращает в бюджет ТФОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления фондом соответствующего требования и уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2024 № 309-ЭС23-19711.
Согласно п. 77 приказа Минздрава России от 19.03.2021 № 231н (приказ №231н).
Приказ № 231н.
Взимание платы с застрахованных лиц за оказанную медицинскую помощь, входящую в базовую либо территориальную программу обязательного медицинского страхования, при оказании медицинской помощи в рамках базовой либо территориальной программы обязательного медицинского страхования со штрафом 100% стоимости услуги. Дополнительно клиника должна была бы возместить пациентам понесенные расходы на исследование.
Несоответствие данных медицинской документации данным реестра счетов, в том числе:
2.16.2. включение в счет на оплату медицинской помощи при отсутствии в медицинской документации сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи застрахованному лицу. С финансовыми санкциями 200% (полная неоплата плюс штраф 100%)
2.16.3. некорректное (неполное) отражение в реестре счета сведений медицинской документации с финансовыми санкциями 100% (полное снятие с оплаты).