Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
10 июня 2024
268

Как законно получить конкретную модель медицинского изделия

Автор: ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник
Как законно получить конкретную модель медицинского изделия
Нередко медицинские организации в извещении о закупке формулируют специфические характеристики товара, которым будет соответствовать только одна модель. Для того чтобы антимонопольный орган и суд сочли действия заказчика законными, требования должны быть обоснованы. Как сделать это правильно — и получить конкретную модель медицинского изделия, а не аналог?

Колоноскоп неповторимый

В извещении на закупку гибкого колоноскопа Красноярская краевая больница установила требование о поставке конкретной модели. Она обосновала это тем, что данная модель совместима с уже имеющимся оборудованием, а также «необходимостью поставки товара надлежащего качества, с параметрами, в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика».

Участник закупки предложил гибкий колоноскоп другой модели. Его заявку отклонили, так как он не представил регистрационное удостоверение на модель, указанную в извещении. Участник направил жалобу в Красноярское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС), считая, что заявка отклонена незаконно, предложенный им товар соответствует потребности заказчика и подходит к имеющемуся у последнего оборудованию.

УФАС сочло жалобу необоснованной, не усмотрев нарушения законодательства о контрактной системе. Комиссия контрольного органа пояснила, что потребностью заказчика является достижение социально значимого результата — предоставление улучшенных медицинских услуг. Участник обжаловал решение в арбитражном суде.

Защищая свою позицию, краевая больница привела следующие аргументы: она закупала колоноскоп для комплектации инновационного оборудования, способного выявить онкологическое заболевание на ранней стадии, основная цель закупки — оказывать своевременную помощь пациентам. Модель гибкого колоноскопа из описания объекта закупки совместима с медицинским эндоскопическим видеопроцессором, имеющимся в больнице. Модель, которую предложил участник, тоже совместима с видеопроцессором заказчика, но у нее меньший угол поля зрения, она не обеспечивает изображение нужного качества и не позволяет в полной мере использовать все полезные функции видеопроцессора.

3 октября 2023 года Арбитражный суд Красноярского края поддержал УФАС и отказал в удовлетворении заявления участника закупки. Он также напомнил выводы из устоявшейся судебной практики: при установлении требований к товару потребность заказчика имеет определяющее значение, а невозможность для участников закупки поставить нужный заказчику товар не ограничивает конкуренцию. Спустя полтора месяца апелляционная инстанция поддержала первую.

Случай интересен тем, что суды принимали решения на основании указанных в извещении заказчика доводов о лучшей совместимости колоноскопа с имеющимся оборудованием. ФАС и суд могли опираться только на те сведения, которые указаны в извещении, поскольку разбирали спор по жалобе на закупку.

На этапе разбирательств заказчик дополнил свою аргументацию. Он заявил, что данная модель способствует ранней диагностике рака, привел аргумент о большей медицинской целесообразности закупки именно такого колоноскопа при оказании высокотехнологичной медпомощи. Изделие отвечает специфике учреждения и способствует достижению конечной цели — оказанию медицинской помощи пациентам.

Такие доводы больница могла использовать еще в извещении на закупку. Тогда им была бы дана оценка комиссией УФАС и судом, что в будущем позволило бы другим заказчикам и комиссиям УФАС опираться на эти решения в подобных спорах. Но в этом деле суды не делали конкретной отсылки, например, к потенциалу раннего выявления рака как определяющему критерию.

Практика показывает

Какие обоснования позволят заказчику получить желаемое?

30 декабря 2021 года Верховный суд, разрешив спор не в пользу участника закупки медицинских расходных материалов, указал, что требования заказчика к товару сформулированы с учетом его потребностей, исходя из специфики его деятельности и с целью достижения результата закупки, т. е. для обеспечения учреждения необходимым оборудованием.

Отдельного внимания в этом кейсе заслуживает решение кассационной инстанции. Арбитражный суд Поволжского округа сделал самостоятельные выводы о том, что заказчик вправе формулировать требования к товару, руководствуясь такими критериями, как:

  • медицинская целесообразность;
  • экономия бюджетных средств;
  • фактическая необходимость.

Богатую почву для формирования определяющих практику выводов создал в 2020 году судебный спор между участником закупки и Республиканской клинической больницей Татарстана. В описании объекта закупки (расходные материалы) заказчик обосновал свои требования ссылками на нормативные акты, ГОСТ, срок хранения эритроцитов в емкости для взятия крови. Это дало суду возможность учесть доводы больницы о необходимости оказания помощи детям в перинатальном центре, а также оценить, насколько обоснованы требования к медицинским расходным материалам, исходя из специфики работы больницы. При оценке учли и необходимость лечения разных категорий пациентов, медицинскую целесообразность и ее взаимосвязь с конечным результатом закупки и экономией средств бюджета.

Арбитражный суд Амурской области 7 июля 2021 года сделал вывод, что заказчик вправе формулировать в техническом задании специфические требования, если преследует цель достичь наилучшего терапевтического эффекта и исключить нежелательные реакции и последствия. Дело касалось закупки стентов.

Арбитражный суд Московского округа 16 февраля 2022 года поддержал свободу заказчика устанавливать требования о содержании конкретного антисептика — хлоргексидина диацетата — в шовном материале. Обоснование: это отвечает целям медорганизации при хирургических вмешательствах, в том числе при оказании высокотехнологичной, экстренной и плановой медицинской помощи.

Это устойчивая практика судов в спорах о закупке медорганизациями лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов.

Вне каталога и нацрежима

При описании объекта закупки заказчик обязан применять параметры товара из каталога товаров, работ, услуг (КТРУ). Но порой описание объекта в каталоге не содержит значимых для медорганизации параметров. Кроме того, зачастую невозможно одновременно соблюсти стандарты оказания медицинской помощи и стандарты оснащения с одной стороны и параметры КТРУ — с другой.

При этом неприменение заказчиком позиции КТРУ при закупке медоборудования органы контроля квалифицируют как нарушение. Комиссия Тюменского УФАС 14 ноября 2023 года, рассмотрев жалобу на закупку парового стерилизатора, не сочла обоснованными доводы заказчика об отсутствии в КТРУ необходимой позиции. Аналогичным образом тот же орган разрешил жалобу на закупку рентгеновской системы. Доводы заказчика об отсутствии позиции КТРУ с характеристиками, нужными клинике для надлежащего исполнения возложенных на нее функций, комиссия состоятельными не посчитала.

Комиссия Пензенского УФАС рассмотрела жалобу на неприменение КТРУ при закупке гематологического анализатора. Прибор потребовался Федеральному центру сердечно-сосудистой хирургии (г. Пенза). 12 декабря 2023 года комиссия указала в решении, что позиция КТРУ по наполненности описания не удовлетворяет потребность заказчика, но это не снимает с него обязанность применять информацию из КТРУ.

Есть и обратные примеры. Приведем кейс 2023 года, отягощенный еще и тем, что оборудование, о котором пойдет речь, попало в перечень радиоэлектроники из постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. Оно в рамках национального режима в госзакупках ограничивает покупку импорта для государственных и муниципальных нужд. Липецкое УФАС поддержало больницу, которая закупала томограф без применения КТРУ ввиду отсутствия в нем позиции с нужными характеристиками. Но Арбитражный суд Липецкой области пришел к выводу, что неправомерно игнорировать КТРУ и устанавливать дополнительные характеристики.

Вышестоящие суды не согласились с такой аргументацией. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд констатировал: заказчик имеет право установить требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения учреждением его функций. «Больница не обязана ограничивать свои объективные потребности, если они не могут быть удовлетворены российскими производителями», — указала апелляционная инстанция. Арбитражный суд Центрального округа заметил, что отсутствие в КТРУ товара с требуемой апертурой гентри означает, что в каталоге нет соответствующей позиции, следовательно, заказчику требовался товар не с дополнительными характеристиками, а отсутствующий в КТРУ.

Наконец, Верховный суд в определении от 18 сентября 2023 года отказал в рассмотрении кассационной жалобы на приведенные выше решения судов. Он поддержал их выводы о том, что обоснование закупки продиктовано потребностями заказчика в улучшении качества диагностики, проведении большего количества исследований во всех необходимых для этого положениях тела пациента.

Возможно, этот случай позволит сформировать однородную практику разрешения подобных споров.

Выводы

Установить специфические требования в извещении о закупке и не нарушить при этом законодательство о контрактной системе поможет обоснование, в котором будут указаны:

  • специфика и цели деятельности медорганизации (категории пациентов, состояние пациентов, оказание высокотехнологичной медицинской помощи и проч.) во взаимосвязи с достижением социально полезной цели деятельности больницы по оказанию медицинских услуг;
  • целесообразность данных требований с медицинской точки зрения во взаимосвязи с эффективным и рациональным использованием бюджетных средств;
  • необходимость оснащения медицинской организации в том числе инновационными медицинскими изделиями для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Реквизиты судебных актов:

  1. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.12.2023 по делу № А33-9352/2023
  2. Определение Верховного Суда РФ от 30.12.2021 по делу № А65-29493/2020

Источник: ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник. 2024. №1(2) (дата выхода в свет 22.03.2024)

telegram protivrakaru
Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все