Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Полина Габай — в «Российской газете» о правах пациентов на паллиативную помощь.

/

Во все нетяжкие: снизится ли число уголовных дел против врачей

/

Оплата перелета к месту лечения: почему НКО вынуждены открывать сборы на дорогу

/

Завершился XIX Ежегодный конгресс РООУ — один из самых масштабных профессиональных мероприятий в области отечественной онкоурологии

/

Проблемы и пути решения в сопроводительной терапии онкологических пациентов

/

Вице-президент Фонда «Вместе против рака» Полина Габай ответила на вопросы врачей сообщества «Врачи РФ»

/

Судебная практика «исключила» оплату обучения немедицинского персонала из структуры тарифа ОМС

/

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/
19 июня 2025
308

Лекарства вне ЖНВЛП: риски и штрафы

Автор: Фонд «Вместе против рака»
 Лекарства вне ЖНВЛП: риски и штрафы
Суд поддержал выводы ТФОМС о том, что онкодиспансер допустил нарушения при назначении лекарств, не входящих в перечень ЖНВЛП, без решения врачебной комиссии. При этом наложенные на медорганизацию штрафы были снижены. Почему усиливается внимание фондов ОМС к назначению и закупкам подобных препаратов? Может ли медорганизация минимизировать негативные последствия примененных санкций и каким образом? Разбираем на примере из судебной практики и позиции ФФОМС.

Не ЖНВЛП − только по решению

Страховая компания провела медико-экономическую экспертизу медицинской документации, полученной от диспансера, и установила 16 случаев отсутствия в картах больных протоколов врачебной комиссии (ВК) о назначении лекарственных препаратов (ЛП), не входящих в перечень ЖНВЛП.

Выявление такого нарушения влечет:

  • наложение штрафа на медицинскую организацию с коэффициентом 0,3.

ТФОМС провел реэкспертизу и с выводами СМО согласился.

Нужен протокол: кому и почему?

Минздрав разъясняет, что применение лекарственных препаратов, не включенных в перечень ЖНВЛП, при оплате медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС возможно только при наличии решения ВК.

Лекарства, которые не являются ЖНВЛП, не подлежат оплате за счет личных средств граждан в случаях:

  • замены ими лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, из-за индивидуальной непереносимости;
  • назначения застрахованному лицу по жизненным показаниям по решению ВК медорганизации при оказании медицинской помощи в рамках федеральной и территориальных программ госгарантий.

Такое решение ВК оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).

Иными словами, регулятор ориентирует и фонды ОМС, и медорганизации на то, что препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, могут оплачиваться за счет средств ОМС, только если их назначила ВК и при определенных условиях.

Соответственно, подтверждением того, что упомянутые условия выполнены, будет протокол ВК.

Кто как прочитал

Онкодиспансер обжаловал решение фонда в суде (дело № А13-7744/2024).

В обоснование иска диспансер ссылался на приказ Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н и утверждал, что этот документ дает возможность назначать спорные ЛП без протокола врачебной комиссии при их наличии в стандартах оказания медицинской помощи.

Однако наличие спорных препаратов в стандартах медицинской помощи, диспансер не подтвердил, а в судебных инстанциях приказ прочитали по-другому.

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению ВК медорганизации назначаются ЛП, не входящие в стандарты медицинской помощи.

Кроме того, при оказании медпомощи в стационарных условиях препараты, не являющиеся ЖНВЛП, в случае их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям назначаются только по решению ВК.

Суд также установил, что диспансером не соблюден критерий оценки качества медицинской помощи – назначение лекарств, не включенных в перечень ЖНВЛП, врачебной комиссией с оформлением решения протоколом с внесением в стационарную карту.

По этим основаниям суды признали, что диспансер допустил нарушение, штрафные санкции наложены правомерно и рассчитаны верно.

Не судите строго

При этом суд пришел к выводу, что не соблюдены принципы справедливости и соразмерности установления ответственности, размер которой зависит от тяжести нарушения, характера вреда, степени вины нарушителя и иных существенных обстоятельств, обеспечивающих индивидуализацию взыскания.

Учитывая общественно значимый характер деятельности диспансера, степень его вины и отсутствие негативных последствий, суд снизил размеры штрафов и сократил сумму взыскания в пять раз: с 25 до 5 тыс. рублей.

Справочно:

Договор о финансовом обеспечении ОМС − это договор возмездного оказания услуг и к нему применяются нормы ГК РФ.

В силу ч. 1 ст. 333 ГК РФ суд вправе снизить неустойку по договору, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Таким образом, медорганизация, оказывающая услуги в рамках программы ОМС и подвергнутая штрафным санкциям, при наличии смягчающих обстоятельств имеет возможность уменьшить их размер, рассчитанный по закону № 326-ФЗ, обратившись в суд.

Закупка без ВК и нецелевые расходы

Помимо штрафа в размере 30% от стоимости поданного на оплату случая, отсутствие протокола ВК о назначении препаратов, не входящих в ЖНВЛП, может привести и к другим, не менее ощутимым последствиям для медорганизации.

В мае 2024 года ФФОМС поручил территориальным фондам усилить контроль за закупками медицинскими организациями лекарственных препаратов, не включенных в перечни ЖНВЛП.

Усиленный контроль направлен на предотвращение нецелевого использования бюджетных средств и повышение эффективности использования средств системы ОМС.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать в территориальных программах ОМС дополнительные объемы страхового обеспечения, в том числе в части выделения целевых средств на применение лекарств, не включенных в перечень ЖНВЛП.

То есть приобретение таких препаратов может быть оплачено из средств ОМС, но это не отменяет особых требований не только к их назначению, но и к закупке. Поэтому медицинские учреждения должны более строго обосновывать необходимость закупки лекарств, не входящих в перечень ЖНВЛП.

В письме ФФОМС приводит примеры недостатков, выявленных при проверке закупочной документации двух медорганизаций: отсутствовали сведения о решении врачебной комиссии. Таким образом, недостаточно информации для заключения о целевом или нецелевом использовании средств ОМС.

Однозначного вывода о том, что такие расходы признаются нецелевыми, документ не содержит. Однако из письма следует, что сведения о решении ВК должны быть в закупочной документации.

И если их нет, то есть вероятность, что контролеры могут оценить подобное обстоятельство как нарушение и целевое расходование средств ОМС не будет подтверждено.

О том, что признается нецелевым расходованием средств ОМС и каковы причины этого, читайте в журнале «ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник».

Выводы

Назначать лекарства, не входящие в перечень ЖНВЛП, можно только по решению врачебной комиссии с оформлением протокола, что подтверждает судебная практика, требуют регулятор и ФФОМС.

Отсутствие протоколов ВК при назначении таких препаратов приводит к штрафным санкциям по результатам экспертных мероприятий страховых компаний.

Тем не менее суды при наложении штрафов учитывают смягчающие обстоятельства, что позволяет снизить сумму взысканий.

Усиленный контроль ФФОМС за закупками препаратов, не относящихся к ЖНВЛП, требует от медорганизаций тщательного документального сопровождения. Так можно избежать претензий, связанных с наличием признаков нецелевого использования средств ОМС.

telegram protivrakaru

Выявленный дефект качества – «Отсутствие в карте стационарного больного протокола врачебной комиссии в случаях назначения застрахованному лицу лекарственного препарата, не входящего в перечень ЖНВЛП».

Код 2.17 приложения № 5 к Правилам ОМС, утв. приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 г. № 108н.

Части 1, 2 ст. 41 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», п. 152 Правил, договора на оказание и оплату медицинской помощи.

Исходя из п. 155 Правил, размер штрафа, применяемого к медицинской организации за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, рассчитывается путем умножения размера предъявленной к оплате стоимости помощи на коэффициент для определения размера штрафа.

Письмо Минздрава России от 20.03.2023 № 31-2/И/2-2076.

Речь шла о следующих препаратах: фраксипарин, анальгин, сорбифер, мовипреп, магнерот, фосапрепитант, магнелис, магнерот.

Пункт 5 Порядка назначения лекарственных препаратов, утв. приказом № 1094н( далее − Порядок).

Пункт 29 Порядка.

Подпункт «м» п. 2.2 приказа Минздрава России от 10.05.2017 № 203н.

Пункт 4 постановления Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 № 11-П.

Письмо ФФОМС от 08.05.2024 № 00-10-26-3-04/7526.

Статья 8 Федерального закона от 29.11.2011 № 326-ФЗ, письмо ФФОМС от 08.05.2024 № 00-10-26-3-04/7526.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все