Медицинские организации должны иметь право использовать разные источники финансирования лечения онкологических пациентов, в том числе добровольные пожертвования и собственные средства граждан.
ЛПУ должны иметь законодательно закрепленную возможность использовать различные источники финансирования лечения онкобольных, в том числе добровольные пожертвования и собственные средства граждан. С такой инициативой выступил начальник отдела методического обеспечения способов оплаты медицинской помощи Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи (ЦЭККМП) Александр Зуев в рамках Петербургского международного онкологического форума «Белые ночи».
«Ни в одном документе у нас не конкретизировано использование различных источников финансирования при оплате медицинской помощи. Ни в методических рекомендациях, ни в программе госгарантий», — подчеркнул спикер.
Лишь в федеральном законе об основах охраны здоровья граждан в двух местах перечислены источники финансового обеспечения, в том числе «иные, не запрещенные законодательством Российской Федерации». И возможность использования при оказании специальной медицинской помощи в рамках одного случая лечения разных источников финансирования законодательно тоже не урегулирована, констатировал Александр Зуев.
В итоге комбинация различных источников финансирования при оплате медицинской помощи онкологического пациента «вызывает многочисленные вопросы у надзорных органов». Более того, использование медицинской организацией медицинских изделий и лекарственных средств, предоставляемых пациентом, может стать основанием для отказа в оплате оказанной медицинской помощи. К тому же МО может быть оштрафована.
Соответствующий приказ Министерства здравоохранения от 19.03.2021 № 231н «Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи» вступил в силу. И некоторые страховые медицинские организации уже применяют этот пункт (2.10), заметил Александр Зуев. Правда, сейчас на regulation.gov.ru размещена новая редакция приказа, где данный пункт предлагается изменить, рассказал представитель ЦЭККМП.
Для улучшения ситуации ЦЭККМП предлагает медицинскому сообществу направить предложения в Минздрав и ФОМС, чтобы в программе госгарантий конкретизировать сочетание источников финансирования медицинской помощи. Например, прописать, каким образом можно включать в систему ОМС региональную льготу.
«Есть два подхода: предусмотреть изменения в порядок оказания медицинской помощи в рамках дневного стационара, а также возможность выдачи пациентам таблеток на определенный период, прописать хотя бы по онкологии более расширенное и более лояльное нахождение в рамках дневного стационара, — пояснил докладчик. — Также есть предложение пересмотреть перечень схем химиотерапии в круглосуточном и дневном стационарах и предусмотреть тариф на часть схем (для инъекционных ЛС)».
«Риск внедрения этой системы — принуждение пациентов к покупке лекарственных средств, но мы надеемся, что риски будут минимальными, а положительные изменения в законодательстве обезопасят медицинские организации и внесут определенную ясность в нормативные документы при оказании медицинской помощи онкопациентам», — резюмировал представитель ЦЭККМП.
«Система ОМС не учитывает еще и то, например, что у женщины две молочные железы, — продолжил тему модератор панели, главный врач НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова Андрей Карицкий. — Мы госпитализируем ее по поводу одной МЖ, а вторая подлежит редукционной маммопластике либо по отдельной госпитализации, либо в рамках каких-то других источников. А если больная еще хочет, чтобы ей поставили протез, то это отдельная история. Мы с удовольствием поучаствуем в любой работе, чтобы донести это до федерального фонда ОМС и внести изменения в нормативную базу».
- кандидат медицинских наук