
Об основах
Напомним, что в декабре 2024 года в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» были внесены изменения, в том числе, введение мониторинга работы страховых компаний – эта процедура и прописывается в новом порядке.
С 1 сентября 2025 года начнут действовать ч. 9.1 — 9.3 ст. 14 Закона об ОМС. Эти положения наделяют страховые компании функциями по защите прав и законных интересов застрахованных лиц при оказании медицинской помощи.
СМО получили право оказывать застрахованным лицам помощь в предъявлении претензий к клиникам в случаях:
- отказа в оказании медицинской помощи;
- некачественного оказания медицинской помощи;
- взимания денежных средств за оказание медицинской помощи.
Форма оказания помощи – предоставление консультаций в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок, в котором граждане будут получать такие консультации, Минздрав разработал и представил в июне 2025 года, и его еще предстоит утвердить. По замыслу разработчиков, он вступит в силу также с 1 сентября 2025 года.
Как будут оценивать
Первоначальные поправки в закон, разработанные и внесенные в Госдуму еще в 2019 году, предусматривали оценку достижения СМО целевых показателей, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти. Однако в результате доработок подход был изменен, и от них отказались.
Как следует из проекта, ТФОМС будут оценивать работу СМО и регулярно отчитываться в ФФОМС, а ФФОМС − формировать рейтинг страховых компаний по субъектам Российской Федерации и размещать его в открытом доступе на своем официальном сайте. Проводить оценку разработчики планируют на основе информации из Федерального регистра застрахованных лиц, отчетных данных страховых организаций, информации ВСС, ведомственной статистики и прочих источников.
Об отчетности
Форма отчета страховой компании содержит 26 показателей. Большая их часть дублирует те, что были предусмотрены приказом ФФОМС №118н: численность застрахованных лиц, количество обращений граждан в СМО, число судебных исков (включая иски, инициированные страховыми компаниями), а также иные данные.
Страховые компании будут сдавать отчеты два раза в год: до 30 сентября за первое полугодие и до 30 января за год.
Форма отчета, которую ТФОМС будет заполнять для ФФОМС, содержит 12 показателей – по ним и будет оцениваться деятельность СМО.
На конкурсной основе
Ни новая редакция закона, ни приказ ФФОМС 118н, ни разработанный порядок не содержат утвержденных целевых показателей. Получается, что страховщики будут соревноваться между собой.
Достижение показателей планируют рассчитывать как среднее значение всех показателей оценки деятельности страховой компании.
Рейтинг СМО будет зависеть, в том числе, от:
- защиты прав застрахованных лиц в досудебном порядке;
- эффективности защиты прав застрахованных лиц;
- доли санкций (штрафные санкции + неоплата/неполная оплата) по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи страховой медицинской организации, не возмещенных МО в течение финансового года от общего объема примененных санкций;
- качества экспертной деятельности страховой медицинской организации.
О последствиях, которые ждут страховщиков с низким рейтингом, проект умалчивает. Поможет ли публичный рейтинг и систематический анализ работы СМО повысить ее качество и сделать этот сегмент ОМС более прозрачным – вопрос открытый.
Скажется ли новая система показателей на работе СМО с пациентами и медорганизациями?
«Часть показателей выглядит вполне логично, например:
- количество застрахованных лиц СМО, содержащих недостоверные сведения о застрахованных лицах (недействующие документы, отсутствие сведений и пр.);
- количество застрахованных лиц, индивидуально проинформированных о возможности прохождения профилактических мероприятий;
- количество обоснованных жалоб застрахованных лиц, поступивших в территориальный фонд и СМО от ЗЛ напрямую или через иные контрольные органы.
Но есть показатели, которые вызывают особую тревожность:
- количество удовлетворенных судебных исков и досудебных претензий, инициированных СМО;
- количество судебных исков и досудебных претензий на оказание медицинской помощи застрахованным лицам, в том числе инициированных СМО.
В большинстве случаев государственные и муниципальные больницы не могут выплатить пациенту компенсацию в рамках досудебной претензии: требования к их финансовой деятельности жестче, а внимание контрольных и надзорных органов пристальнее, нежели к частным клиникам. Именно поэтому моральный вред они выплачивают, как правило, по судебному решению.
Единственный источник финансирования компенсации морального вреда − внебюджетная деятельность медорганизации. Платить ее из средств ОМС нельзя: это признается нецелевым расходованием, за которое больнице грозит штраф.
Не вызывает сомнений, что усилия СМО будут направлены на повышение своих позиций в рейтинге. Если страховщики будут инициировать иски по этим соображениям, весьма вероятно, что такие действия негативно отразятся на финансовой стабильности медорганизаций.
Почему? В показатель не берутся изолированные признаки (например, только иски за некачественную медпомощь, подтвержденные результатами ЭКМП). Вполне возможно, что его будут нарабатывать за счет формальных нарушений, выявленных при МЭЭ.
Результаты контрольно-экспертных мероприятий также оказались в зоне мониторинга работы СМО. Например, проект вводит следующий показатель:
- объем санкций по результатам экспертной деятельности СМО оказанной медицинской помощи, начисленных СМО и принятых МО.
Акцент не делается на качество оказанной медицинской помощи по результатам ЭКМП. В показатель включаются и финансовые санкции, наложенные на клиники за формальные нарушения по результатам медико-экономического контроля и МЭЭ.
Вероятно, новая отчетность отразится на претензионной работе медорганизаций в рамках контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Отдельные показатели могут повлечь более ожесточенное сопротивление страховщиков при оспаривании результатов экспертиз. Это:
- количество ЭКМП, необоснованно признанных СМО дефектными по результатам реэкспертиз, проведенных ТФОМС;
- количество ЭКМП, обжалованных МО по результатам проведенных СМО повторных экспертиз качества медицинской помощи.
Выльется ли это в рост судебных споров между клиниками, страховщиками и ТФОМС, покажет практика, но такой эффект вполне возможен».
Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 28.12.2024 № 552-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Приказ ФФОМС от 30.07.2024 № 118н «Об установлении формы и порядка ведения отчетности № ЗПЗ «Организация защиты прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования».
«Результаты оценки деятельности страховой медицинской организации» (приложение №2 к проектируемому приказу).


