Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Адвокат Полина Габай — Forbes: интервью о медицинском блогинге, рисках и границах ответственности.

/

Адвокат Полина Габай в журнале «Флебология сегодня»: юрист о рисках для хирургов и клиник

/

Что мешает развитию ДМС: комментарий адвоката Полины Габай.

/

Единая база пациентов с психическими расстройствами: какова цена учета?

/

К вопросу о компенсации морального вреда пациентам в связи с оказанием медицинской помощи ненадлежащего качества

/

Травмы, грипп, стресс: от чего хотят избавиться россияне с помощью гомеопатии

/

Комиссионный отбор: почему пациентам в России недоступны инновационные лекарства

/

Эксперты призвали скорее вводить страхование профессиональной ответственности

/

Вышел новый номер парламентского журнала «ЭХО онкологии»

/

Полина Габай — в «Российской газете» о правах пациентов на паллиативную помощь

/

Во все нетяжкие: снизится ли число уголовных дел против врачей

/

Оплата перелета к месту лечения: почему НКО вынуждены открывать сборы на дорогу

/

Завершился XIX Ежегодный конгресс РООУ — один из самых масштабных профессиональных мероприятий в области отечественной онкоурологии

/

Проблемы и пути решения в сопроводительной терапии онкологических пациентов

/
Закон
7 июля 2025
1095

Мониторинг для страховщиков и риски для клиник

Автор: Фонд «Вместе против рака»
Мониторинг для страховщиков и риски для клиник
ФФОМС разработал порядок мониторинга деятельности страховых медицинских организаций (СМО). Документ вводит новые показатели и открытый рейтинг страховщиков. Что принесет эта инициатива? Улучшит ли она качество работы СМО с пациентами и клиниками? Или, напротив, приведет к росту судебных споров в сфере ОМС и осложнениям в системе здравоохранения? Подробности – в нашем материале.

Об основах

Напомним, что в декабре 2024 года в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» были внесены изменения, в том числе, введение мониторинга работы страховых компаний – эта процедура и прописывается в новом порядке.

С 1 сентября 2025 года начнут действовать ч. 9.1 — 9.3 ст. 14 Закона об ОМС. Эти положения наделяют страховые компании функциями по защите прав и законных интересов застрахованных лиц при оказании медицинской помощи.

СМО получили право оказывать застрахованным лицам помощь в предъявлении претензий к клиникам в случаях:

  • отказа в оказании медицинской помощи;
  • некачественного оказания медицинской помощи;
  • взимания денежных средств за оказание медицинской помощи.

Форма оказания помощи – предоставление консультаций в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок, в котором граждане будут получать такие консультации, Минздрав разработал и представил в июне 2025 года, и его еще предстоит утвердить. По замыслу разработчиков, он вступит в силу также с 1 сентября 2025 года.

Как будут оценивать

Первоначальные поправки в закон, разработанные и внесенные в Госдуму еще в 2019 году, предусматривали оценку достижения СМО целевых показателей, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти. Однако в результате доработок подход был изменен, и от них отказались.

Как следует из проекта, ТФОМС будут оценивать работу СМО и регулярно отчитываться в ФФОМС, а ФФОМС − формировать рейтинг страховых компаний по субъектам Российской Федерации и размещать его в открытом доступе на своем официальном сайте. Проводить оценку разработчики планируют на основе информации из Федерального регистра застрахованных лиц, отчетных данных страховых организаций, информации ВСС, ведомственной статистики и прочих источников.

Об отчетности

Форма отчета страховой компании содержит 26 показателей. Большая их часть дублирует те, что были предусмотрены приказом ФФОМС №118н: численность застрахованных лиц, количество обращений граждан в СМО, число судебных исков (включая иски, инициированные страховыми компаниями), а также иные данные.

Страховые компании будут сдавать отчеты два раза в год: до 30 сентября за первое полугодие и до 30 января за год.

Форма отчета, которую ТФОМС будет заполнять для ФФОМС, содержит 12 показателей – по ним и будет оцениваться деятельность СМО.

На конкурсной основе

Ни новая редакция закона, ни приказ ФФОМС 118н, ни разработанный порядок не содержат утвержденных целевых показателей. Получается, что страховщики будут соревноваться между собой.

Достижение показателей планируют рассчитывать как среднее значение всех показателей оценки деятельности страховой компании.

Рейтинг СМО будет зависеть, в том числе, от:

  • защиты прав застрахованных лиц в досудебном порядке;
  • эффективности защиты прав застрахованных лиц;
  • доли санкций (штрафные санкции + неоплата/неполная оплата) по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи страховой медицинской организации, не возмещенных МО в течение финансового года от общего объема примененных санкций;
  • качества экспертной деятельности страховой медицинской организации.

О последствиях, которые ждут страховщиков с низким рейтингом, проект умалчивает. Поможет ли публичный рейтинг и систематический анализ работы СМО повысить ее качество и сделать этот сегмент ОМС более прозрачным – вопрос открытый.

Скажется ли новая система показателей на работе СМО с пациентами и медорганизациями?

Алена Богомазова, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе ОГБУЗ «Борисовская центральная районная больница» Белгородской области, врач высшей квалификационной категории по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», медицинский юрист:

«Часть показателей выглядит вполне логично, например:

  • количество застрахованных лиц СМО, содержащих недостоверные сведения о застрахованных лицах (недействующие документы, отсутствие сведений и пр.);
  • количество застрахованных лиц, индивидуально проинформированных о возможности прохождения профилактических мероприятий;
  • количество обоснованных жалоб застрахованных лиц, поступивших в территориальный фонд и СМО от ЗЛ напрямую или через иные контрольные органы.

Но есть показатели, которые вызывают особую тревожность:

  • количество удовлетворенных судебных исков и досудебных претензий, инициированных СМО;
  • количество судебных исков и досудебных претензий на оказание медицинской помощи застрахованным лицам, в том числе инициированных СМО.

В большинстве случаев государственные и муниципальные больницы не могут выплатить пациенту компенсацию в рамках досудебной претензии: требования к их финансовой деятельности жестче, а внимание контрольных и надзорных органов пристальнее, нежели к частным клиникам. Именно поэтому моральный вред они выплачивают, как правило, по судебному решению.

Единственный источник финансирования компенсации морального вреда − внебюджетная деятельность медорганизации. Платить ее из средств ОМС нельзя: это признается нецелевым расходованием, за которое больнице грозит штраф.

Не вызывает сомнений, что усилия СМО будут направлены на повышение своих позиций в рейтинге. Если страховщики будут инициировать иски по этим соображениям, весьма вероятно, что такие действия негативно отразятся на финансовой стабильности медорганизаций.

Почему? В показатель не берутся изолированные признаки (например, только иски за некачественную медпомощь, подтвержденные результатами ЭКМП). Вполне возможно, что его будут нарабатывать за счет формальных нарушений, выявленных при МЭЭ.

Результаты контрольно-экспертных мероприятий также оказались в зоне мониторинга работы СМО. Например, проект вводит следующий показатель:

  • объем санкций по результатам экспертной деятельности СМО оказанной медицинской помощи, начисленных СМО и принятых МО.

Акцент не делается на качество оказанной медицинской помощи по результатам ЭКМП. В показатель включаются и финансовые санкции, наложенные на клиники за формальные нарушения по результатам медико-экономического контроля и МЭЭ.

Вероятно, новая отчетность отразится на претензионной работе медорганизаций в рамках контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Отдельные показатели могут повлечь более ожесточенное сопротивление страховщиков при оспаривании результатов экспертиз. Это:

  • количество ЭКМП, необоснованно признанных СМО дефектными по результатам реэкспертиз, проведенных ТФОМС;
  • количество ЭКМП, обжалованных МО по результатам проведенных СМО повторных экспертиз качества медицинской помощи.

Выльется ли это в рост судебных споров между клиниками, страховщиками и ТФОМС, покажет практика, но такой эффект вполне возможен».

telegram protivrakaru

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 28.12.2024 № 552-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приказ ФФОМС от 30.07.2024 № 118н «Об установлении формы и порядка ведения отчетности № ЗПЗ «Организация защиты прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования».

«Результаты оценки деятельности страховой медицинской организации» (приложение №2 к проектируемому приказу).

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все