Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Событие
27 сентября 2021
2549

Операция «Ы», или О том, как Минздрав столкнул общественные противораковые организации

Автор: Фонд «Вместе против рака»
Операция «Ы», или О том, как Минздрав столкнул общественные противораковые организации
Полгода Российское общество специалистов по опухолям головы и шеи пытается улучшить методы лечения и качество жизни онкологических пациентов. И ровно столько же этому препятствует Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России.

С марта 2021 года Российское общество специалистов по опухолям головы и шеи (РОСОГШ) пытается обновить семь клинических рекомендаций (КР) по лечению злокачественных новообразований в 26 локализациях головы и шеи. Попытка, как говорится, не пытка. Если только речь не идет о коммуникации с Департаментом организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России.

Обновленные рекомендации позволят улучшить результаты лечения, увеличить продолжительность жизни пациентов со злокачественными новообразованиями и тем самым помогут решить одну из ключевых задач национального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». Но чтобы они вступили в силу, проекты КР должны пройти многоступенчатую процедуру, начиная с подачи в Минздрав уведомления и заканчивая одобрением Научно-практического совета Минздрава.

Задача разработать КР была поставлена перед медицинскими профессиональными некоммерческими организациями во исполнение поручения Президента о необходимости применения КР при оказании медицинской помощи. В связи с этим в 2019 году был принят федеральный закон № 489, предусматривающий обязательность применения КР с 2022 года.

Первый шаг был сделан РОСОГШ ранней весной, однако вышеупомянутый департамент неожиданно затребовал согласование уведомления о начале пересмотра КР со вторым разработчиком – Ассоциацией онкологов России (АОР).

Изучив нормативную базу, РОСОГШ не обнаружило оснований для подобной позиции Минздрава. Законодательство не связывает соразработчиков «узами брака» и не обязывает их выполнять пересмотр клинических рекомендаций совместно.

«Мы не понимаем, почему Минздрав вопреки закону принуждает нас к коммуникации с АОР, тем более что в процессе разработки клинических рекомендаций АОР играл сугубо техническую роль, помогая РОСОГШ в сборе и оформлении заявлений и писем в Минздрав. Сами же клинические рекомендации были подготовлены Российским обществом специалистов по опухолям головы и шеи», – комментирует ситуацию президент РОСОГШ д.м.н. Али Мудунов.

Экс-директор по развитию отдела АОР по разработке КР к.м.н. Баходур Камолов подтверждает слова президента РОСОГШ: «АОР не занимался разработкой рекомендаций по лечению опухолей головы и шеи, равно как и многих других клинических рекомендаций по онкологии. Подавляющее большинство документов готовилось узкопрофильными противораковыми организациями, в частности Российским обществом клинической онкологии, Российским обществом онкоурологов, Российским обществом специалистов по колоректальному раку, Ассоциацией специалистов по проблемам меланомы и др. Причина проста: клинические рекомендации – так исторически сложилось – разрабатывались конкретными профсообществами, АОР же выступил техническим “хабом”, выполнив редакторскую и корректорскую работу, а также став “единым окном” для подачи документов в Минздрав».

Следуя логике и закону, РОСОГШ продолжило свою работу и после процедуры общественного обсуждения обратилось в Минздрав России с соответствующим заявлением, приобщив проекты обновленных КР. О необоснованности требований департамента РОСОГШ уведомило заместителя министра здравоохранения Евгения Камкина и председателя Научно-практического совета Минздрава Сергея Готье. Какой-либо реакции со стороны упомянутых лиц не последовало.

А департамент завернул инициативу РОСОГШ, вновь сообщив о необходимости письменного согласования проектов и заявления с президентом АОР акад. РАН Андреем Каприным.

Ребята, давайте жить дружно

Казалось бы, стоит похвалить Минздрав за контроль консолидации мнений профессиональных сообществ. Своего рода «ребята, давайте жить дружно», только вот дружба в наше время предлагается не каждому. Когда документы для пересмотра КР по лечению рака желудка подала АОР, ее уведомление и заявление ушли в Минздрав без одобрения Российского общества клинической онкологии (РУССКО), непосредственного разработчика КР. Более того, РУССКО направило в АОР письмо о категорическом несогласии с обновленным проектом, а именно с применением внутрибрюшной аэрозольной химиотерапии (PIPAC) при раке желудка с изолированным перитонеальным карциноматозом. Однако такое положение дел не смутило ни АОР, ни нашего Леопольда. Департамент Минздрава принял документы и – без всяких «но» – передал их на экспертизу в ЦЭККМП Минздрава России. Не обнаружились никакие «но» и в ходе госэкспертизы, и проект КР без задержки попал на рассмотрение Научно-практического совета Минздрава.

Жаркий день 16 июля 2021 года надолго запомнится участникам заседания Научно-практического совета. Но особо жарким в тот день стало выступление акад. РАН Ивана Стилиди, торакоабдоминального хирурга и главного внештатного онколога Минздрава России, выступившего резко против предложенных АОР изменений. Предмет разногласий – технология PIPAC – достойна отдельного разбора. Здесь же ограничимся решением совета – отложить одобрение проекта КР по лечению рака желудка и провести согласительное совещание.

«Я был свидетелем всей этой операции “Ы”, которая началась с отказа модератора рабочей группы (представителя РУССКО) вносить по распоряжению руководства АОР экспериментальный метод PIPAC в клинических рекомендациях по раку желудка, – комментирует сложившийся конфликт Баходур Камолов, возглавлявший в АОР экспертные группы по разработке КР. – Принципиальная позиция модератора и автора клинических рекомендаций привела к тому, что его решили сменить путем проведения крайне сомнительного голосования. Дальше без моего ведома, проигнорировав письмо РУССКО, документы на обновление клинических рекомендаций по раку желудка были поданы в Минздрав. Забавно то, что весь сыр-бор был затеян ради добавления одного абзаца про PIPAC. На мое письмо руководству АОР с просьбой прояснить допущенные нарушения внятного ответа дано не было. Тогда я понял, что пришел конец сплоченной работе и общности ведущих экспертов и противораковых организаций, на которую я надеялся два года назад, убеждая коллег подавать клинические рекомендации под эгидой АОР. В профессиональной среде вопросы и проблемы всегда решались путем обсуждения и консенсуса, поэтому такой топорный подход вызвал протест у разработчиков, что и стало причиной самостоятельной, без оглядки на АОР, подачи РОСОГШ их клинических рекомендаций на апдейт».

Этому дала, а этому не дала

Такая двуликая и дерегулирующая позиция Минздрава послужила поводом для обращения РОСОГШ и фонда «Вместе против рака» к зампредседателю Правительства России Татьяне Голиковой и министру здравоохранения Михаилу Мурашко. Сообщества просят пресечь недопустимые действия со стороны одного из департаментов Минздрава, а также организовать общественный контроль за его деятельностью.

«Мы действуем в интересах не только врачей-онкологов, но и пациентов, так как именно им необходимы современные и эффективные протоколы лечения, которые обеспечивают клинические рекомендации. Мы не занимаемся политикой – наше дело лечить, поэтому нам тем более не ясна природа столь несистемных действий регулятора», – комментирует ситуацию Али Мудунов.

Вице-президент фонда «Вместе против рака» адвокат Полина Габай подчеркивает, что субъективный подход категорически недопустим для регулятора: «Отдав вопреки закону преимущественное право одному из сообществ, Минздрав породил конфликтную ситуацию во всей профессиональной среде. Я уже не говорю о том, что Минздрав нарушил законодательство и установленную им же процедуру разработки и пересмотра клинических рекомендаций».

РОСОГШ в сотрудничестве с фондом «Вместе против рака» намерено добиваться реализации своего права на пересмотр КР.

«Наш Фонд создан для поддержки противораковых организаций, представления их интересов в публичном пространстве и перед регулятором, а также мониторинга эффективности такого взаимодействия. Мы надеемся, что сложившаяся ситуация не отражает истинную позицию ведомства и что ошибка будет устранена в кратчайшие сроки, ведь уже полгода ушло на пустую переписку с департаментом, а обновления в клинические рекомендации до сих пор не внесены», – завершает дискуссию Баходур Камолов.

На днях в Фонд поступила информация о промежуточных итогах рассмотрения обращения к зампредседателю Правительства России Татьяне Голиковой: копия обращения фонда «Вместе против рака» и РОСОГШ была также направлена заместителю руководителя Аппарата Правительства РФ О.В. Кривонос и директору Департамента контроля Правительства РФ Е.А. Дербеневу. Министру здравоохранения М.А. Мурашко поручено до 30 сентября рассмотреть обращение и доложить о результатах в Правительство РФ.

telegram protivrakaru

Злокачественные новообразования губы, злокачественные новообразования полости рта, рак гортани, рак гортаноглотки, рак носоглотки, рак ротоглотки, рак полости носа и придаточных пазух.

Схематичная процедура разработки КР:

Уведомление о начале разработки – разработка КР и общественное обсуждение – заявление о пересмотре КР – передача на экспертизу в ЦЭККМП Минздрава России – одобрение КР Научно-практическим советом Минздрава России – утверждение КР разработчиком

Медицинские профессиональные некоммерческие организации наделены правом на разработку и пересмотр КР в соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

Одобрение КР – прерогатива Научно-практического совета Минздрава России.

Процедура и сроки разработки КР урегулированы приказами Минздрава России от 28.02.2019 № 103н и от 28.02.2019 № 104н.

Pressurized intraperitoneal aerosol chemotherapy (PIPAC)

Мудунов Али Мурадович
Мудунов Али Мурадович
заведующий отделением опухолей головы и шеи Клинического госпиталя «Лапино» (ООО «ХАВЕН»)​
  • доктор медицинских наук
  • профессор
  • президент Российского общества специалистов по опухолям головы и шеи (РОСОГШ)
Камолов Баходур Шарифович
Камолов Баходур Шарифович
президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат медицинских наук
  • исполнительный директор Российского общества онкоурологов
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета по охране здоровья Госдумы РФ
Готье Сергей Владимирович
Готье Сергей Владимирович
директор ФГБУ «НМИЦ ТИО им. ак. В.И. Шумакова» Минздрава России
  • академик РАН
  • доктор медицинских наук
  • профессор
  • заслуженный врач Российской Федерации
  • заведующий кафедрой трансплантологии и искусственных органов ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава
  • главный внештатный специалист трансплантолог Минздрава России
  • председатель ООО «Российское трансплантологическое общество»
Каприн Андрей Дмитриевич
Каприн Андрей Дмитриевич
генеральный директор ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России
  • академик РАН
  • доктор медицинских наук
  • профессор
  • академик РАО
  • заслуженный врач Российской Федерации
  • директор МНИОИ им. П.А. Герцена – филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России
  • главный внештатный онколог Минздрава России
  • президент Ассоциации онкологов России
Стилиди Иван Сократович
Стилиди Иван Сократович
директор ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России
  • академик РАН
  • доктор медицинских наук
  • профессор
  • главный внештатный онколог Минздрава России
Камолов Баходур Шарифович
Камолов Баходур Шарифович
президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат медицинских наук
  • исполнительный директор Российского общества онкоурологов
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета по охране здоровья Госдумы РФ
Мудунов Али Мурадович
Мудунов Али Мурадович
заведующий отделением опухолей головы и шеи Клинического госпиталя «Лапино» (ООО «ХАВЕН»)​
  • доктор медицинских наук
  • профессор
  • президент Российского общества специалистов по опухолям головы и шеи (РОСОГШ)
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Камолов Баходур Шарифович
Камолов Баходур Шарифович
президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат медицинских наук
  • исполнительный директор Российского общества онкоурологов
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета по охране здоровья Госдумы РФ
Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Гость
Гость
3 лет назад

Какой бардак там творится 🤦‍♂️просто ужас (а в итоге страдают пациенты.. Узнаю почерк отдельных людей, которые готовы внести в КР все, что угодно ради какой-то своей выгоды.. Правильно, что вы поднимаете эту тему👍

Гость
Гость
3 лет назад

За границей лечат, а в РФ калечат.

Гость
Гость
3 лет назад

Пипец короче. Днище! 🙂
Где мы живем?…

Гость
Гость
3 лет назад

Складывается впечатление, что они вместо того, чтобы облегчить жизнь онкопациентов, хотят их просто добить своими действиями

Гость
Гость
3 лет назад

Это уже беззаконие полное!

Гость
Гость
3 лет назад

Вам спасибо! Отдельно – за мужество и правильный мужской подход!

Гость
Гость
3 лет назад

Спасибо за статью. Грустные вещи происходят, из-за которых страдают пациенты. Правильно понимаю, что Баходур Камолов сейчас ушел из АОР?

Гость
Гость
3 лет назад

Гласность в таких случаях очень важна. Желаю вам удачи!

Гость
Гость
3 лет назад

Отличная статья! Оказывается, через любые две точки можно провести более одной прямой

Актуальное
все