Шесть условий
Новые правила закреплены в постановлении Правительства РФ от 11.05.2023 № 736 (далее — Правила № 736). Документ пришел на смену утратившему силу постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 (далее — Правила № 1006).
Минздрав в письме от 22.12.2023 № 31-2/И/2-24207 отметил, что участники программы госгарантий могут оказывать платные медуслуги, но в определенных случаях (п. 8 Правил № 736). В каких именно?
- Услуга по установлению индивидуального поста медицинского наблюдения в стационарных условиях может быть оказана платно только при отсутствии медицинских показаний (пп. «а» п. 8 Правил № 736). Если имеются показания, то медорганизация должна предоставить услугу бесплатно. Ранее по Правилам № 1006 устанавливать пост можно было платно независимо от наличия показаний.
- Если назначен и применяется лекарственный препарат не из перечня ЖНВЛП, помощь может быть бесплатной в двух случаях:
- препарат назначен по жизненным показаниям или в связи с заменой из-за индивидуальной непереносимости;
- препарат не закупается за счет бюджетных ассигнований.
В Правилах № 1006 действовало только первое исключение.
- Медорганизация может взимать плату за услуги при применении медицинских изделий и лечебного питания, если такие изделия и питание не закупаются за счет бюджетов и не подлежат оплате в рамках программы госгарантий. По Правилам № 1006 медизделия и лечебное питание могли быть оплачены пациентом, если они не входили в стандарт медпомощи.
- Платные медуслуги оказываются иностранцам, лицам без гражданства, а также гражданам России, которые не проживают постоянно на ее территории. Условие не действует, если такие лица застрахованы по ОМС, а также если международными договорами установлены положения о бесплатной помощи.
- За плату оказываются анонимные медуслуги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. К таким бесспорным исключениям, например, относится анонимное тестирование на ВИЧ (п. 606, 632 СанПиН 3.3686-21).
- В письме Минздрав процитировал еще один пункт правил (пп. «г» п. 8). В нем говорится о возможности оказания платной медпомощи при самостоятельном обращении пациента в медорганизацию. Этот пункт нуждается в пояснении, которого регулятор не дал.
Правило выглядит так. Участник программы госгарантий может оказывать платную помощь «при самостоятельном обращении [пациента] за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, которые предусмотрены ст. 21 федерального закона № 323-ФЗ, а также за исключением оказания медицинской помощи в экстренной форме».
Читая данную норму дословно, можно решить, что экстренная помощь должна быть оказана любому обратившемуся бесплатно, а неотложная — платно. В Правилах № 1006 эта норма звучала аналогично с одним лишь дополнением о неотложной помощи.
Анализ положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», программы госгарантий, п. 7 Правил № 736 показал, что участник программы обязан бесплатно оказывать медпомощь в рамках программы госгарантий. Это правило действует и в том случае, когда пациент не прикреплен к клинике, но помощь предусмотрена программой. Также оно касается неотложной помощи в рамках базовой программы ОМС, которая является частью программы госгарантий.
Правило не действует, если:
- пациент обратился в клинику самостоятельно;
- у него нет полиса ОМС;
- он не прикреплен к клинике или у него нет направления;
- программа госгарантий не предусматривает положения о бесплатной помощи.
Данную позицию подтвердил ФФОМС, указав, что участники программы госгарантий обязаны оказывать помощь, включая неотложную, в рамках ОМС бесплатно.
Отказ потребителя от заключения договора ОМС не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых бесплатно в рамках программ госгарантий (абз. 2 п. 7 Правил № 736).
Тариф свободный
Минздрав просит государственные и муниципальные медорганизации установить порядок использования материально-технической базы, порядок привлечения медработников к оказанию платных услуг. Также регулятор указывает на необходимость определить цены (тарифы) на платные услуги.
При расчете цен Минздрав предлагает следующий подход: «Если медорганизация — участник программы ОМС, то соотношение тарифов на оплату медпомощи за счет средств ОМС и соответствующей платной медуслуги возможно обеспечить включением в структуру затрат, формирующих стоимость платной услуги, наименований затрат, входящих в тариф на оплату соответствующей услуги за счет средств ОМС, установленный тарифным соглашением».
В сентябре 2022 года в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому регионы предлагалось наделить полномочиями ограничивать предельную стоимость платных медуслуг, которые уже оказываются по ОМС. Пока он не рассмотрен.
Но заметим, что Правила № 736 положений о расчете цен не содержат, и в этой части мнение Минздрава носит рекомендательный характер.
Обязанности, возложенные Правилами № 736 на участников программы госгарантий, которые оказывают платные медуслуги, не решают проблему неоплаты сверхобъема медпомощи. Проект Правил № 736 предлагал позволить медорганизациям оказывать платные услуги без ограничений, после того как будут исчерпаны выделенные объемы, т.е. легализовать софинансирование населением оказания медпомощи. В итоге от этой идеи отказались. И сейчас медорганизация по-прежнему не может отказать пациенту в бесплатной помощи по причине того, что она «съела» объемы.
Согласно п. 9 Правил № 736 оказание платных услуг не должно приводить к снижению объемов и увеличению сроков ожидания бесплатной помощи. В этом ключе Минздрав акцентировал внимание на использовании при оказании платных услуг материально-технической базы, в том числе медицинского оборудования, которое приобретено за счет средств ОМС и бюджета.
Источник: ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник. 2024. №1(2) (дата выхода в свет 22.03.2024)
По программе госгарантий бесплатного оказания медпомощи на 2024 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 № 2353, неотложная помощь оказывается бесплатно в рамках базовой программы ОМС.