Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Онкослужба
1 ноября 2021
834

Помощь онкологическим пациентам с анемией должна стать доступнее

Автор: Фонд «Вместе против рака»

Профессиональное сообщество просит Минздрав пересмотреть организацию оказания медицинской помощи онкологическим пациентам с анемией и принципы оплаты лечения в системе ОМС. Резолюция по результатам обсуждения на круглом столе была направлена фондом «Вместе против рака» в Минздрав России и ФГБУ ЦЭККМП Минздрава России. В другом письме регуляторам фонд пытается выяснить, может ли госпитализация пациента на онкологическую койку с применением тарифов других профилей стать основанием для отказа в оплате медицинской помощи.

4 октября 2021 года фонд поддержки противораковых организаций «Вместе против рака» организовал круглый стол «Лечение анемии при злокачественных новообразованиях: медицина, финансы, право». Его модераторами стали Баходур Камолов, врач-онколог, президент фонда, и Полина Габай, адвокат, вице-президент фонда.

К участию в дискуссии были привлечены ведущие специалисты:

Алексей Масчан – член-корреспондент РАН, заместитель генерального директора по научной работе НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, директор Института гематологии, иммунологии и клеточных технологий;

Валерий Демихов – директор Научно-клинического центра гематологии, онкологии и иммунологии РязГМУ;

Антон Снеговой – председатель Общества специалистов поддерживающей терапии в онкологии (RASSC);

Мурат Хамидов – главный химиотерапевт Ленинградской области, заместитель главного врача Ленинградского областного клинического онкологического диспансера, председатель регионального отделения Российского общества клинической онкологии (RUSSCO);

Дмитрий Стефанов – научный сотрудник НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева;

Антон Жигулев – главный медицинский эксперт НП «Центр социальной экономики».

В ходе мероприятия речь шла о системных проблемах организации оказания медицинской помощи пациентам с анемией, обусловленной злокачественными новообразованиями, и оплаты лечения анемии в системе ОМС.

«Анемия является предиктором плохого прогноза и влияет на качество жизни пациента. Так называемая онкологическая слабость – одна из главных, доминирующих жалоб пациентов с генерализованными и иногда локализованными опухолями. Анемия в эту слабость вносит существенный вклад», – отметил Алексей Масчан.

Действующие клинические рекомендации «Анемия при злокачественных новообразованиях» 2020 года нуждаются в разделении по возрастным категориям, а также в пересмотре и обновлении, решили эксперты.

В частности, раздел «Лечение» не содержит информации о конкретных лекарственных препаратах и режимах их дозирования при описываемой патологии. Специалисты справедливо отметили отсутствие строгого нормативного требования включать в клинические рекомендации дозы и схемы применения конкретных препаратов, однако сочли целесообразным сделать это – для упрощения работы врачей. При этом часть указаний можно сформулировать, опираясь на разработанные профессиональным сообществом RUSSCO практические рекомендации.

«Течение заболевания одного и того же у взрослых и детей разное, и сроки коррекции осложнений терапии тоже отличаются, поэтому клинические рекомендации должны быть разделены для детей и для взрослых однозначно», – подчеркнул Мурат Хамидов.

Стандарт медицинской помощи взрослым при анемии, обусловленной злокачественными новообразованиями (утв. приказом Минздрава России от 27.08.2021 № 884н), также требует комплексной переработки. Он основан на обсуждаемых клинических рекомендациях.

Принятый стандарт не регламентирует работу дневного стационара, что неверно и должно быть изменено. Необходимо также дополнить перечень медицинских услуг и лекарственных препаратов, чтобы положения стандарта соответствовали клиническим рекомендациям, как того требуют нормы приказа Минздрава России от 08.02.2018 № 53н.

Важная проблема – отсутствие стандарта медицинской помощи детям при анемии, обусловленной злокачественными новообразованиями. Как и множество других стандартов оказания медицинской помощи детям, его невозможно утвердить до изменения нормативного регулирования назначения препаратов офф-лейбл.

Существуют также очевидные трудности оплаты лечения анемии в системе ОМС. Такое лечение оплачивается по клинико-статистическим группам, отнесенным к профилю «Гематология», а не «Онкология», что на практике препятствует госпитализации пациентов на онкологические койки.

Кроме того, невозможна оплата медицинской помощи по двум клинико-статистическим группам (терапии злокачественных новообразований и лечения анемии) в рамках одной госпитализации.

Остро стоит вопрос о тарифах, не покрывающих в полной мере лечение анемии, и разнице региональных коэффициентов. Это приводит к заметным и зачастую необъяснимым различиям в стоимости случая законченного лечения в разных регионах.

Позиции экспертов по данным проблемам, изложенные в рамках круглого стола, легли в основу резолюции и сопроводительного письма, направленных в Минздрав России и ЦЭККМП Минздрава России.

Профессиональное сообщество считает необходимым:

  • разделить клинические рекомендации «Анемия при злокачественных новообразованиях» для возрастных категорий «взрослые» и «дети»; будут поданы соответствующие уведомления о начале пересмотра клинических рекомендаций;
  • переработать стандарт медицинской помощи взрослым при анемии, обусловленной злокачественными новообразованиями;
  • содействовать работе по изменению нормативных положений, препятствующих включению в стандарт медицинской помощи лекарственных препаратов, применяемых офф-лейбл;
  • разработать и принять стандарт медицинской помощи детям при анемии, обусловленной злокачественными новообразованиями;
  • внести изменения в номенклатуру медицинских услуг в части, касающейся медицинских услуг, оказываемых пациентам при диагностике и лечении анемии.
  • отнести случаи лечения анемии при злокачественных новообразованиях к двум клинико-статистическим группам двух профилей: st05.001 в круглосуточном стационаре (ds05.001 в дневном стационаре) профиля «Гематология» и новым, специально созданным клинико-статистическим группам профиля «Онкология»;
  • предусмотреть возможность оплаты и противоопухолевого лечения, и сопроводительной терапии по двум клинико-статистическим группам в рамках одного случая лечения;
  • пересмотреть размер параметров (в частности, коэффициент затратоемкости, устанавливаемый на федеральном уровне), определяющих стоимость законченного случая лечения анемии при злокачественных новообразованиях, в сторону их увеличения.

Кроме того, фонд поддержки противораковых организаций «Вместе против рака» направил письмо в Минздрав России и ЦЭККМП Минздрава России для выяснения позиции ведомства по вопросу непрофильной госпитализации: может ли госпитализация пациента на онкологическую койку с применением тарифов, установленных для других профилей, в том числе для профиля «Гематология», считаться основанием для отказа в оплате медицинской помощи или для уменьшения оплаты?

Вывод о том, что это возможно, был сделан в результате системного толкования нескольких документов.

Главным итогом круглого стола стал вывод экспертов о том, что путем консолидированных усилий профессионального сообщества и регулятора в лице Минздрава возможно сделать оказание медицинской помощи онкологическим больным с сопутствующей анемией существенно более качественным и доступным.

telegram protivrakaru

Письма Минздрава России № 11-7/И/2-20691, Федерального фонда обязательного медицинского страхования № 00-10-26-2-04/11-51 от 30.12.2020 «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования», приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи», приказа Минздрава России от 19.03.2021 № 231н «Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения».

Камолов Баходур Шарифович
Камолов Баходур Шарифович
президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат медицинских наук
  • исполнительный директор Российского общества онкоурологов
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета по охране здоровья Госдумы РФ
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Масчан Алексей Александрович
Масчан Алексей Александрович
директор Института гематологии, иммунологии и клеточных технологий (ИГИКТ)
  • доктор медицинских наук
  • профессор
  • член-корреспондент РАН
  • заместитель генерального директора по научной работе ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России
Снеговой Антон Владимирович
Снеговой Антон Владимирович
заведующий онкологическим дневным стационаром (химиотерапевтического и хирургического лечения) ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России
  • доктор медицинских наук
  • профессор
  • профессор кафедры онкологии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России
  • председатель Общества специалистов поддерживающей терапии в онкологии (RASSC)
Хамидов Мурат Мовлдыевич
Хамидов Мурат Мовлдыевич
главный химиотерапевт Ленинградской области
  • заместитель главного врача ГБУЗ «Ленинградский областной клинический онкологический диспансер»
  • председатель регионального отделения RUSSCO
Масчан Алексей Александрович
Масчан Алексей Александрович
директор Института гематологии, иммунологии и клеточных технологий (ИГИКТ)
  • доктор медицинских наук
  • профессор
  • член-корреспондент РАН
  • заместитель генерального директора по научной работе ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России
Хамидов Мурат Мовлдыевич
Хамидов Мурат Мовлдыевич
главный химиотерапевт Ленинградской области
  • заместитель главного врача ГБУЗ «Ленинградский областной клинический онкологический диспансер»
  • председатель регионального отделения RUSSCO
Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Гость
Гость
3 лет назад

Это про светлое будущее.

Актуальное
все