Новеллы
Изменения будут вноситься в Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральные законы от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».
Институт страховых представителей.
В Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» впервые появятся нормы, возлагающие обязанность по защите прав и законных интересов застрахованных лиц на уполномоченных лиц СМО.
К их обязанностям добавится информирование застрахованных лиц по вопросам ОМС и оказания медицинской помощи (в т.ч. путем рассылки), помощь в предъявлении претензий к медицинским организациям и др.
Сведения о представителях будут размещаться на официальных сайтах СМО и территориального фонда, а также в ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Мониторинг страховой деятельности.
Вводится процедура мониторинга деятельности СМО со стороны ФФОМС. На страховые организации возложат обязанность по достижению показателей деятельности, установленных в типовом договоре о финансовом обеспечении ОМС. ТФОМС будет ежеквартально оценивать деятельность СМО и представлять результаты в федеральный фонд. Сводная информация будет размещаться на официальном сайте последнего.
Порядки мониторинга и расчета показателей установит ФФОМС.
Штрафы.
Нарушение СМО обязательств по контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи повлечет штраф в размере до 10% (взамен 10%) от суммы, перечисленной на ведение дела по ОМС.
В Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» впервые указано, что штраф, наложенный на СМО, не учитывается в сумме, на которую территориальный фонд уменьшает компенсацию затрат на оказание медицинской помощи.
Перечни нарушений и штрафов будут определены типовым договором о финансовом обеспечении ОМС.
За нецелевое использование средств ОМС медицинские организации ждет штраф 10% от суммы использованных с нарушением средств и пени 1/300 ключевой ставки (взамен ставки рефинансирования) Банка России.
Включение в специальные реестры.
СМО для включения в реестр по конкретному региону должны будут направить уведомление в территориальный фонд в срок с 1 августа до 1 октября (вместо 1 сентября).
Частные медицинские организации будут включаться в реестр по заявлению в территориальный фонд субъекта РФ, в котором намерены осуществлять деятельность. Срок подачи заявления − с 1 июля до 1 сентября. Порядок рассмотрения и основания для отказа установит Правительство РФ.
Лицензирование страховой деятельности.
СМО, имеющие выданные до 1 сентября 2025 г. лицензии на ОМС с указанием субъектов РФ, смогут осуществлять соответствующую деятельность на всей территории РФ. При этом они должны будут переоформить лицензии в течение года.
Также уточнят положения, регулирующие заключение и расторжение договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, страхование ребенка со дня его рождения, исчисление штрафных санкций, ведение реестра медицинских организаций.
История инициативы
На этапе внесения в Госдуму законопроектом предлагалось:
- установить обязанность СМО по достижению целевых показателей деятельности и обязанность территориального фонда по оценке достижения этих показателей;
- систему мониторинга и информирования о деятельности СМО;
- закрепить перечень санкций за нарушение оказания медпомощи в договоре финансового обеспечения ОМС;
- обязать территориальные фонды согласовывать с ФФОМС досрочное расторжение договоров финансового обеспечения со страховыми организациями;
- закрепить в Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» необходимость включения в лицензию наименований субъектов РФ, на территориях которых страховая медицинская организация вправе осуществлять деятельность.
После принятия в 1 чтении в феврале 2020 г. законопроект направили на доработку с учетом заключений Правового управления Правительства, Комитетов Госдумы по финансовым рынкам и по охране здоровья. Замечания касались необходимости приведения положений законопроекта в соответствии с действующей системой правового регулирования и доработки предлагаемого механизма.
Сроки для представления доработанной редакции неоднократно откладывались, в частности, ввиду необходимости обсуждения с представителями профессионального медицинского, страхового и пациентского сообществ.
В январе 2024 года Комитет по финансовому рынку рекомендовал отклонить проект ввиду принятия Федерального закона от 08.12.2020 № 430-ФЗ, существенно изменившего с 1 января 2021 г. роли СМО и ФФОМС в системе ОМС.
Совет Думы решил продолжить работу над инициативой.
Законопроект в вышеописанной редакции принят Госдумой во втором и третьем чтениях в декабре 2024 года и направлен на одобрение в Совет Федерации, где ответственный Комитет предложил его одобрить.
Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 г.