В конце прошлого года Правительство РФ обновило систему планирования объемов медицинской помощи и финансирования на эти цели для ФГУ.
Работа над новыми Правилами началась еще в августе 2024 года и, по сути, послужила реакцией регулятора на выводы Счетной палаты РФ о необходимости оптимизировать действующую методику распределения объемов СМП (ВМП), включенную в базовую программу ОМС, между федеральными медорганизациями.
Аудиторы отмечали, что ФГУ «не добирают» объемы сложной и высокотехнологичной медпомощи (менее 60% в 2023 году). Эта ситуация возникала потому, что клиникам бюджет и план по лечению распределялись в разрезе условий и профилей медпомощи и она сама решала какой «сложности» будет оказана МП. Поэтому весомая доля из них (57 ФГУ
или 18,4%) не оказывали ВМП в принципе либо отдавали предпочтение менее сложной СМП (с КЗ менее 2).
Ключевым изменением обновленной методики стал отказ от распределения объемов медпомощи в разрезе условий и профилей и переход на распределение СМП и ВМП в разрезе четырех видов:
- СМП с коэффициентом затратоемкости менее 2;
- СМП с коэффициентом затратоемкости 2 и более;
- ВМП базовой ОМС (ВМП-I);
- уникальная ВМП (ВМП-III).
Распределение объемов, как и в ранее действовавших Правилах (ПП № 41), утверждает Минздрав России по согласованию с курирующим вице-премьером РФ. При распределении объемов учитываются те же факторы.
Перераспределение объемов происходит ежеквартально по заявке ФГУ и только в двух форматах:
- между ВМП-1 и СМП с КЗ 2 и более;
- в целях уменьшения объемов СМП с КЗ менее 2 в сторону увеличения объемов ВМП-1 и СМП с КЗ 2 и более.
При решении вопроса о перераспределении всех объемов СМП между ФГУ приоритет отдается ВМП и СМП с КЗ 2 и более (ранее – только ВМП).
Но если клиника просит увеличить объемы МП и соответствующего финансирования, а сама не выполняет те, что ей были выделены, то она получит отказ (пункт 14 ПП № 1944). При этом показатели фактического исполнения для отказа остались прежними и новыми Правилами не пересматривались.
Исключений из этого правила в ПП № 1944 нет. клинике могли увеличить бюджет, даже в случае, если не достигнут минимальный показатель плана по лечению, при этом уменьшив сам объем МП.
Согласно «старым» Правилам все перераспределения объемов должны были вписываться в предельно допустимые значения, которые рассчитывались для каждой медорганизации индивидуально по формуле, исходя из фактического исполнения. По новой методике такого ограничения нет, как и самого понятия «предельно допустимые объемы медпомощи и финансирования».
Можно сделать вывод, что новая схема распределения объемов СМП и ВМП должна позволить федеральным медцентрам повысить доступность оказываемой медпомощи и будет способствовать:
- повышению прозрачности планирования объемов сложной и высокозатратной медпомощи и эффективности контроля за их исполнением;
- высвобождению мощностей федеральных клиник для оказания сложной СМП и ВМП в большем объеме ввиду смещения оказания менее затратной медпомощи;
- «оправданию» статуса федеральных клиник как якорных центров по концентрации самых сложных видов лечения;
- стимулированию внедрения инновационных методов лечения в системе ОМС;
- сокращению сверхобъемов по отдельным профилям и условиям МП и уменьшению кредиторской задолженности федеральных клиник.

Постановление Правительства РФ от 27.12.2024 № 1944 «Об утверждении Правил распределения и перераспределения объемов предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, между медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти» (далее – ПП № 1944)
Постановление Правительства РФ от 18.01.2023 № 41 «Об утверждении Правил распределения и перераспределения объемов предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, между медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – ПП № 41).
- нормативы объема МП и соответствующие им нормативы финансовых затрат, число застрахованных по ОМС;
- информация в самих заявках ФГУ;
- статистика оказания ФГУ МП;
- фактические объемы оказания ФГУ МП за счет ОМС и иных источников за предшествующий год;
- внедрение в ФГУ ранее не применявшихся новых методов диагностики и лечения;
- имеющиеся мощности ФГУ и их изменения (ввод новых, реконструкция, модернизация, перепрофилирование);
- перечень видов ВМП, включенных в базовую программу ОМС, и его изменения;
- перечень работ (услуг) по видам и условиям медпомощи, предусмотренных в лицензии ФГУ
- менее 25% за 1 квартал;
- менее 50% за полугодие;
- менее75% за 9 месяцев.