Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.
Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.
Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.
Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.
Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.
Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.
Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.
ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.
Мне в ноябре 2023 г поставлен диагноз рак поджелудочной железы спустя 2 месяца обращения в поликлинику #2 г.Иркутск. в Иркутском ООД начали химиотерапию только спустя два месяца с момента обращения. Мне 53 г, офицер ВКС запаса, пока парни воюют на передовой, я в тылу воюю с местной медициной за свою жизнь. Обращался в пооиелиниу, минздрав, в диспансер с просьбой поставить меня на учёт в систему Онкор и пояснить причину отсутствия лечения. В постановке на учёт а Онкор отказали , на запрс о наличии хим.препаратов, не ответили . В ООД не проведена гмстология, иммуногистохимия, не определена микросателлитная нестабильность, не выполнено генетическое тестирование на наличие мутаций. В Иркутской области смена министров осуществляется с огромной скоростью, практически все, за воровство, воровство тотальное. Область богата ресурсами а люди бедные. Губернатор не заинтересован в сохранении жизни работоспособных людей?. Врачей в первичном звене нет, хорошие кадры уезжают из области. В статистике смертности фальсификация. Бюро СМЭ и больницы в ведении одного министерсива и губернатора.
С таким отношениям к жителям области, тотальный враньём нужно радикально менять систему здравоохранения
Скажите,каким образом такой регион как Санкт-Петербург не предоставляет онкобольным гарантированную помощь?Не получает КТ ЦАОП Красносельского районк гтрода просто игнорирует,врач типа ставит на очередь и ждите…жлкм в нояьре поставили,сейчас конкц января…А муд с 4 стадией,Лечение проходит,контроль межлу лечениями нужен кажлые 2 месяца по выписке от врача,КТ трех зон с контрастом необзодим.За 2 года 8 месяцев 2 раза КТ по омс дали…15 раз делали за свой счет.т.к. нк дождались .Конкретная ситуация,куда обрашаться,гле деньги на больных?кто ответит,угрожаюшся жизни ситуация…не лечат …что делать?у нас денег уже нет платить.мужу 52 года.Я писала обращение,была встреча с зав.Цаоп и представитеоем отдела здравоохранения,меня ж и обвинили,мол на сайте надо заявку оставлять а не по телеыону…оставляю,пишу бесполезно…Такой беспредел в Санкт-Петербурге!