Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Закон
6 мая 2024
405

Владимирский минздрав разработал досудебный порядок возмещения вреда льготникам

Автор: Фонд «Вместе против рака»
Владимирский минздрав разработал досудебный порядок возмещения вреда льготникам
Проблема обеспечения льготников лекарствами во Владимирской области не нова. История тянется еще с начала 2021 года, когда заксобрание Владимирской области признало неудовлетворительной работу местного минздрава в сфере льготного лекарственного обеспечения. Росздравнадзор в ходе проверок выявил многочисленные нарушения со стороны Владимирского минздрава. Среди них отсутствие надлежащего контроля движения и учета лекарственных препаратов и медизделий по льготному обеспечению, нарушение логистики лексредств по аптечным организациям. Выданные предписания об устранении нарушений ситуацию не улучшили ни в 2021 году, ни в 2023 году. Вопрос отсутствия льготных лекарств во Владимирской области поднимался и на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры РФ с участием Президента РФ в феврале 2024 года. О том, как Владимирский минздрав предложил решить проблему с льготным лекобеспечением, рассказываем в настоящем материале.

Общие положения

Приказ Министерства здравоохранения Владимирской области от 17.04.2024 №7-н (далее – приказ №7-н) о досудебном порядке возмещения вреда отдельным категориям граждан вступил в силу 29 апреля 2024 года.

С указанной даты, если пациент понес убытки либо получил ущерб здоровью из-за нарушения его прав в сфере льготного лекобеспечения, то сможет требовать компенсацию расходов не только через суд (как это было до настоящего времени). Возмещение также будет возможно в «упрощенном порядке»: при рассмотрении заявленных требований Владимирским минздравом.

Досудебная процедура возмещения расходов, согласно приказу №7-н, будет выглядеть следующим образом.

Гражданин или прокуратура (на основании заявления гражданина либо по собственной инициативе) направляют в местный минздрав документы и материалы, которые свидетельствуют о причинении гражданину вреда. Вред может быть причинен:

  • со стороны медорганизации: вследствие ненадлежащего предоставления льготных лекарств и медизделий амбулаторно;
  • или со стороны фарморганизации: вследствие нарушения обязанности по отпуску льготных лекарств и медизделий.

Возмещению подлежит причиненный вред здоровью гражданина, а также его убытки (как реальный ущерб, так и упущенная выгода). Возмещение морального вреда осуществляется только в судебном порядке.

При удовлетворении требований гражданина компенсацию мед- или фарморганизации должны осуществлять за счет собственных средств.

Предъявление претензии гражданином

При самостоятельном обращении в минздрав гражданину необходимо будет составить претензию и указать в ней:

  • полное наименование и местонахождение мед- или фарморганизации, к которой предъявляется претензия;
  • данные о заявителе (ф. и. о., место жительства, телефон, номер медицинского полиса);
  • сведения о причиненном ущербе и сумму ущерба с приложением подтверждающих документов;
  • реквизиты для возврата средств;
  • согласие на обработку персональных данных.

Рассматривать претензию будут в течение 30 календарных дней с момента ее регистрации в минздраве. При необходимости проведения дополнительных проверочных мероприятий или расследования срок может быть продлен еще на 30 календарных дней. По результатам рассмотрения минздрав «вынесет» одно из следующих решений: удовлетворить претензию (полностью либо в части) или отказать в ее удовлетворении.

Тонкости процедуры

Процедура рассмотрения претензии в отношении медицинских и фармацевтических организаций отличается.

Рассматривать претензии гражданина к медорганизации будет минздрав. При этом возможна внеплановая проверка качества и безопасности меддеятельности. Необходимость проверки определяется минздравом.

Если требования гражданина удовлетворены без внеплановой проверки, то ему потом необходимо обратиться в медорганизацию с заявлением о возмещении ущерба. К заявлению следует приложить полученное решение минздрава.

Если проверка все же назначена и по ее результатам подтвердились нарушения и причинение вреда, то медорганизация получит предписание об их устранении. В этом случае гражданину отдельно обращаться с заявлением в медорганизацию не требуется. Об исполнении предписания медучреждение должно отчитаться перед минздравом. Если этого не сделать – его ждет очередная внеплановая проверка.

Фарморганизацию проверят в любом случае. Если на нее поступает претензия, минздрав поручает центру закупок в сфере здравоохранения провести внеплановую проверку объема, сроков и качества льготного лекобеспечения граждан. При подтверждении ненадлежащего исполнения обязанности по отпуску лекарств и медизделий центр закупок направит в адрес фарморганизации требование о возмещении гражданину причиненного вреда. При этом отдельно обращаться в фарморганизацию с заявлением о возмещении ущерба гражданину не нужно.

Согласно приказу №7-н мед- и фарморганизации могут в любое время принять решение о добровольном возмещении вреда гражданину. С этого момента минздрав прекратит рассмотрение поступившей в отношении них претензии.

А что не так?

По сути, приказ №7-н позволяет Владимирскому минздраву самостоятельно оценивать соблюдение прав граждан в сфере льготного лекобеспечения. Иначе говоря, вина самого минздрава в нарушении прав граждан в данной сфере исключается. Минздрав будет искать каких-то других «непосредственно виноватых» среди организаций, которые участвуют в цепочке по обеспечению граждан льготными препаратами.

Хотя по закону именно местный минздрав отвечает за это. И именно он организует закупочные процедуры препаратов для льготников. При судебном рассмотрении дел по искам о взыскании расходов на льготные препараты ответчиком является сам минздрав. С него, как правило, и взыскиваются убытки пациентов.

Интересно также, что п. 2.16 приказа №7-н отдельно закрепляет право на обжалование решения минздрава только за гражданином. О соответствующем праве мед- или фарморганизации не сказано ничего, тем не менее оно имеется.

Также отметим, что для гражданина предложенная Владимирским минздравом досудебная процедура возмещения вреда в ряде случаев административно более сложна. Например, для взыскания ущерба с медорганизации ему сперва необходимо обратиться с претензией в минздрав, а потом – еще и с заявлением непосредственно в медицинское учреждение.

Кроме этого, возникает временной вопрос. Как в такие короткие сроки (30 дней по общему правилу) минздрав мало того что установит нарушения и «виновных», так еще и достоверно определит сумму вреда, подлежащую возмещению, особенно когда речь будет идти о возмещении вреда здоровью.

Как данная процедура будет работать на деле и насколько она будет эффективна, покажет время.

 

telegram protivrakaru

Приказ от 17.04.2024 №7-н «О досудебном порядке возмещения вреда, причиненного вследствие ненадлежащего предоставления услуг в сфере охраны здоровья и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан».

Приказ №7-н не регулирует вопросы досудебного возмещения вреда при ненадлежащем оказании гражданам медицинских услуг, хотя при первом прочтении так может показаться. Это следует из п. 1.1 приказа №7-н.

Стоит иметь в виду, что именно претензии гражданина. Если в минздрав обращается прокуратура, внеплановая проверка качества и безопасности меддеятельности проводится обязательно.

Об этом говорит п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекпрепаратами и медизделиями.

Также следует учитывать п. 2.15 Положения о Министерстве здравоохранения Владимирской области, утвержденного постановлением Правительства Владимирской области от 28.12.2023 №1011. Согласно документу минздрав организует предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, которые предусмотрены законодательством Владимирской области, и обеспечение указанных лиц лекарственными препаратами.

Работает также п. 1.4 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан Владимирской области за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением губернатора Владимирской области от 15.02.2012 №147. Он гласит, что минздрав Владимирской области уполномочен на осуществление действий по организации предоставления гражданам мер социальной поддержки.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все