Общие положения
Приказ Министерства здравоохранения Владимирской области от 17.04.2024 №7-н (далее – приказ №7-н) о досудебном порядке возмещения вреда отдельным категориям граждан вступил в силу 29 апреля 2024 года.
С указанной даты, если пациент понес убытки либо получил ущерб здоровью из-за нарушения его прав в сфере льготного лекобеспечения, то сможет требовать компенсацию расходов не только через суд (как это было до настоящего времени). Возмещение также будет возможно в «упрощенном порядке»: при рассмотрении заявленных требований Владимирским минздравом.
Досудебная процедура возмещения расходов, согласно приказу №7-н, будет выглядеть следующим образом.
Гражданин или прокуратура (на основании заявления гражданина либо по собственной инициативе) направляют в местный минздрав документы и материалы, которые свидетельствуют о причинении гражданину вреда. Вред может быть причинен:
- со стороны медорганизации: вследствие ненадлежащего предоставления льготных лекарств и медизделий амбулаторно;
- или со стороны фарморганизации: вследствие нарушения обязанности по отпуску льготных лекарств и медизделий.
Возмещению подлежит причиненный вред здоровью гражданина, а также его убытки (как реальный ущерб, так и упущенная выгода). Возмещение морального вреда осуществляется только в судебном порядке.
При удовлетворении требований гражданина компенсацию мед- или фарморганизации должны осуществлять за счет собственных средств.
Предъявление претензии гражданином
При самостоятельном обращении в минздрав гражданину необходимо будет составить претензию и указать в ней:
- полное наименование и местонахождение мед- или фарморганизации, к которой предъявляется претензия;
- данные о заявителе (ф. и. о., место жительства, телефон, номер медицинского полиса);
- сведения о причиненном ущербе и сумму ущерба с приложением подтверждающих документов;
- реквизиты для возврата средств;
- согласие на обработку персональных данных.
Рассматривать претензию будут в течение 30 календарных дней с момента ее регистрации в минздраве. При необходимости проведения дополнительных проверочных мероприятий или расследования срок может быть продлен еще на 30 календарных дней. По результатам рассмотрения минздрав «вынесет» одно из следующих решений: удовлетворить претензию (полностью либо в части) или отказать в ее удовлетворении.
Тонкости процедуры
Процедура рассмотрения претензии в отношении медицинских и фармацевтических организаций отличается.
Рассматривать претензии гражданина к медорганизации будет минздрав. При этом возможна внеплановая проверка качества и безопасности меддеятельности. Необходимость проверки определяется минздравом.
Если требования гражданина удовлетворены без внеплановой проверки, то ему потом необходимо обратиться в медорганизацию с заявлением о возмещении ущерба. К заявлению следует приложить полученное решение минздрава.
Если проверка все же назначена и по ее результатам подтвердились нарушения и причинение вреда, то медорганизация получит предписание об их устранении. В этом случае гражданину отдельно обращаться с заявлением в медорганизацию не требуется. Об исполнении предписания медучреждение должно отчитаться перед минздравом. Если этого не сделать – его ждет очередная внеплановая проверка.
Фарморганизацию проверят в любом случае. Если на нее поступает претензия, минздрав поручает центру закупок в сфере здравоохранения провести внеплановую проверку объема, сроков и качества льготного лекобеспечения граждан. При подтверждении ненадлежащего исполнения обязанности по отпуску лекарств и медизделий центр закупок направит в адрес фарморганизации требование о возмещении гражданину причиненного вреда. При этом отдельно обращаться в фарморганизацию с заявлением о возмещении ущерба гражданину не нужно.
Согласно приказу №7-н мед- и фарморганизации могут в любое время принять решение о добровольном возмещении вреда гражданину. С этого момента минздрав прекратит рассмотрение поступившей в отношении них претензии.
А что не так?
По сути, приказ №7-н позволяет Владимирскому минздраву самостоятельно оценивать соблюдение прав граждан в сфере льготного лекобеспечения. Иначе говоря, вина самого минздрава в нарушении прав граждан в данной сфере исключается. Минздрав будет искать каких-то других «непосредственно виноватых» среди организаций, которые участвуют в цепочке по обеспечению граждан льготными препаратами.
Хотя по закону именно местный минздрав отвечает за это. И именно он организует закупочные процедуры препаратов для льготников. При судебном рассмотрении дел по искам о взыскании расходов на льготные препараты ответчиком является сам минздрав. С него, как правило, и взыскиваются убытки пациентов.
Интересно также, что п. 2.16 приказа №7-н отдельно закрепляет право на обжалование решения минздрава только за гражданином. О соответствующем праве мед- или фарморганизации не сказано ничего, тем не менее оно имеется.
Также отметим, что для гражданина предложенная Владимирским минздравом досудебная процедура возмещения вреда в ряде случаев административно более сложна. Например, для взыскания ущерба с медорганизации ему сперва необходимо обратиться с претензией в минздрав, а потом – еще и с заявлением непосредственно в медицинское учреждение.
Кроме этого, возникает временной вопрос. Как в такие короткие сроки (30 дней по общему правилу) минздрав мало того что установит нарушения и «виновных», так еще и достоверно определит сумму вреда, подлежащую возмещению, особенно когда речь будет идти о возмещении вреда здоровью.
Как данная процедура будет работать на деле и насколько она будет эффективна, покажет время.
Приказ от 17.04.2024 №7-н «О досудебном порядке возмещения вреда, причиненного вследствие ненадлежащего предоставления услуг в сфере охраны здоровья и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан».
Приказ №7-н не регулирует вопросы досудебного возмещения вреда при ненадлежащем оказании гражданам медицинских услуг, хотя при первом прочтении так может показаться. Это следует из п. 1.1 приказа №7-н.
Стоит иметь в виду, что именно претензии гражданина. Если в минздрав обращается прокуратура, внеплановая проверка качества и безопасности меддеятельности проводится обязательно.
Об этом говорит п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекпрепаратами и медизделиями.
Также следует учитывать п. 2.15 Положения о Министерстве здравоохранения Владимирской области, утвержденного постановлением Правительства Владимирской области от 28.12.2023 №1011. Согласно документу минздрав организует предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, которые предусмотрены законодательством Владимирской области, и обеспечение указанных лиц лекарственными препаратами.
Работает также п. 1.4 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан Владимирской области за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением губернатора Владимирской области от 15.02.2012 №147. Он гласит, что минздрав Владимирской области уполномочен на осуществление действий по организации предоставления гражданам мер социальной поддержки.
Например: дело №2-2474/2023; дело №2- 1004/2023; дело №2-206/2023; дело №2-7368/2018.