Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Пост-релиз
6 февраля 2023
816

Итоги круглого стола по вопросам деятельности пациентских НКО: картирование, регулирование, поддержка

Автор: Фонд «Вместе против рака»
Итоги круглого стола по вопросам деятельности пациентских НКО: картирование, регулирование, поддержка
26 января на площадке Агентства стратегических инициатив (АСИ) состоялась презентация аналитическо-правового исследования «НКО в сфере здравоохранения: статус, права, обязанности, модели работы», выполненного фондом «Вместе против рака» совместно с экспертами АСИ. Это первая в России работа в данной области. За презентацией последовала горячая дискуссия по проблематике исследования – само это мероприятие фактически будет материалом для изучения. А в результате медики, пациенты и государство получат стереоскопическую картину, из которой станет ясно, какие НКО, какими методами, насколько эффективно действуют в сфере здравоохранения и в каком направлении им следует развиваться.

Выбор выборки

«Пациентские организации – особое общественное явление, они создаются для пациента, вокруг пациента, – сказал во вступительном слове сомодератор дискуссии Сергей Стрижнев из дивизиона АСИ «Качество жизни». – АСИ объединяет усилия государственных органов, бизнеса, НКО в решении важнейших социальных проблем. Такое взаимодействие должно быть максимально сбалансировано и гармонизировано. Поэтому красной строкой круглого стола станет поиск роли и места пациентских организаций в системе здравоохранения».

Исследование, которому был посвящен круглый стол, должно выявить, насколько деятельность российских НКО в сфере здравоохранения адекватна существующей ситуации и как можно повысить эффективность их работы.

«Мы расскажем об исследовании, которое проводим уже несколько месяцев, – начала презентацию вице-президент фонда «Вместе против рака» Полина Габай. – Мы сформировали четыре группы задач. Как юристы проанализировали правовые основы деятельности НКО в сфере здравоохранения, второе – на основе введенной нами экспертной балльной оценки картировали НКО. Третье – постараемся выявить барьеры на пути эффективной работы НКО и обобщить запросы и потребности некоммерческого сектора в сфере здравоохранения – аргументированные выводы можно сделать, только собрав информацию “с земли”, в частности на круглом столе. И четвертая группа задач – анализ влияния НКО на систему здравоохранения. Влияние в двух аспектах – реальное и желаемое, для этого мы пытаемся найти пути повышения эффективности деятельности НКО».

Деятельность НКО регулируется несколькими законами, в частности федеральным законом «Об НКО». Но в целом регулирование крайне скудное, а специальной нормативной базы о пациентских организациях нет вообще.

«Встает вопрос – что такое пациентская организация? – говорит Полина Габай. – Речь не только о них, но и о благотворительных фондах. Это абсолютно разные структуры, но они нередко смешиваются, возможно, потому, что нет четких определений, кто есть кто. Нет понимания прав и обязанностей этих типов организаций, их роли в сфере здравоохранения. Также мы занимаемся выявлением проблем и пробелов текущего правового регулирования».

В России сегодня зарегистрированы 11,5 тыс. НКО. Фонд «Вместе против рака» сформировал выборку организаций по нескольким медицинским направлениям: общего профиля, орфанные заболевания, онкология и онкогематология, гемофилия, офтальмология, рассеянный склероз, миодистрофия Дюшенна, СМА и болезнь Альцгеймера. В процессе сбора информации отсеивались фактически не действующие организации, и в итоговую выборку попали 84 профессиональных сообщества, 26 пациентских организаций и 47 фондов.

«В отношении пациентских и благотворительных организаций мы анализировали доходы и расходы, в том числе на поддержку лечебно-профилактических учреждений, – рассказала вице-президент фонда «Вместе против рака». – Правовая помощь пациентам, их обучение (тренинги, курсы, пособия и т. д.), обучение врачей. Направления деятельности, включая разнообразные виды поддержки пациентов и врачей, проведение публичных мероприятий – и досуговых, и профессиональных (повторяющиеся крупные форумы, конгрессы), участие в разработке нормативных актов, в работе органов общественного контроля».

При исследовании профессиональных медицинских организаций авторы обращали внимание на такие критерии, как работа профсообщества с клиническими рекомендациями, финансирование, поступившее от фармацевтических организаций, присутствие в органах управления НКО руководства федеральных научно-медицинских центров и главных внештатных специалистов всех уровней, членство НКО в международных организациях.

Развиваться и лидировать

Собранная информация была оценена в баллах, и в результате все НКО выборки получили тот или иной статус – «развивающаяся», «признанная» или «лидер мнений» – отдельно по каждому из критериев, которые были сгруппированы в три направления.

Первое направление – функциональные компетенции. Здесь оценивались прямая и правовая помощь пациентам и (или) родственникам, информационная поддержка плюс образование для пациентов (родственников) и для медиков, участие в регуляторике (в том числе в органах общественного контроля на федеральном уровне), вклад в популяризацию миссии, осуществление или поддержка исследовательской деятельности, организация мероприятий.

В частности, исследование выявило, что 70% НКО в той или иной форме юридически поддерживают пациентов. По словам Полины Габай, высокий показатель свидетельствует о том, что «регуляторика в медицине создает довольно много сложностей для пациентов и врачей, поэтому есть запрос на юридическую помощь со стороны НКО».

В регуляторике в основном участвуют те организации, которые имеют своих представителей в органах общественного контроля, например, в общественных советах.

«Мы оценивали и факт включения НКО в соответствующие структуры, и ее инициативы и результативность в рамках этой работы», – заметила Полина Габай.

84% НКО оказывают информационную поддержку пациентам и медикам, 63% – психологическую поддержку пациентам, 65% – материальную.

Второе направление – организационный потенциал: открытость, присутствие и активность в соцсетях, взаимодействие с медицинским сообществом.

Оказалось, что лишь 34% НКО, помимо сдачи обязательных форм отчетности (Минюст, Росстат, ПФР и пр.) и публикации годовых отчетов, систематически сообщают о каналах поступления и расходования средств.

«Мы не только искали информацию в открытых источниках, но и направляли запросы, – говорит вице-президент фонда «Вместе против рака». – Но на большую их часть ответов не получили, либо нам советовали смотреть отчеты на сайте, хотя в них необходимой информации зачастую нет. Несколько организаций считают, что не нужно отчитываться даже перед Минюстом. Встает вопрос об информированности НКО о специфике их деятельности».

Третье направление оценки – вклад в отрасль: оказание системной помощи и соотношение доходов и программных расходов в 2021 году.

Изучать программные расходы сложно, в том числе из-за труднодоступности информации.

«Из данных, которые нам удалось получить, мы сделали следующие выводы, – говорит Полина Габай. – На программные расходы более 90% доходов уходит только у 27% НКО. От 70 до 90% доходов на программные расходы уходит у 34% организаций. И около 40% НКО на программные расходы отводит менее 70% доходов».

По общему количеству баллов из фондов лидерами ожидаемо стали Русфонд, «Подари жизнь», «Со-единение», «Семьи СМА». Из пациентских организаций – Всероссийский союз пациентов, Союз пациентов и пациентских организаций по редким заболеваниям, Всероссийское общество орфанных заболеваний (ВООЗ), Всероссийское общество гемофилии.

«Если выводы покажутся кому-то не вполне справедливыми, то замечу, что лидерами оказались организации, которые оказывают помощь системно, т. е. работают по целому ряду направлений, а не выборочно, – объяснила Полина Габай. – Комплексный подход, который и явился результативным для балльной системы, мы выявили только у половины организаций, остальные специализируются на отдельных видах помощи. Мы не говорим, что это плохо или хорошо. Мы пока констатируем факт».

Тысяча и один вопрос

Авторы исследования задались целью изучить проблемы и барьеры в работе пациентских организаций. Для этого в конце декабря фонд «Вместе против рака» запустил анкетирование. Круглый стол позволил обсудить эту тему максимально открыто, чтобы минимизировать субъективные факторы при формировании выводов исследования.

«Вопросы анкеты основаны на проблематике, которая чаще всего обсуждалась на мероприятиях с участием благотворительных фондов и пациентских организаций, – рассказал соавтор исследования, эксперт фонда «Вместе против рака» Алексей Федоров.

Первый вопрос касается учета мнения пациентского сообщества в принятии регуляторных решений. Ответы сложились следующим образом:

  • 50% – мнение учитывается, когда совпадает с мнением госорганов;
  • 30% – иногда;
  • 20% – свой ответ;
  • 0% – всегда.

Алексей Федоров призывает не удивляться последней строке.

«Так ни в одной стране не ответит ни одна организация, потому что интересы и задачи НКО и государства не совпадают, – объяснил он. – В целом степень вовлеченности НКО в принятие регуляторных решений недостаточно высока».

Респондентов спросили о направлениях работы, к которым их обязательно следует привлекать. 27% (почти исключительно пациентские организации) считают, что они необходимы для организации нозологических «школ пациентов». 23% полагают, что должны участвовать в разработке клинических рекомендаций.

«Понятно, что это дело врачей, но в КР есть разделы для пациентов, а в отдельных КР – субъективные шкалы, оценивающие восприятие пациентами тех или иных явлений, например, уровней боли, – напомнил Алексей Федоров. – Есть ряд проявлений, которые врач оценить не может. Как ни странно, такой ответ давали в основном благотворительные фонды, а не пациентские организации».

Вице-президент Российской ревматологической ассоциации «Надежда» Полина Пчельникова подтвердила мнение коллег.

«Представители нашей пациентской организации вошли в состав авторов КР не только в разделе для пациентов, – рассказала она. – И это нормально. В европейской практике есть документ, регламентирующий порядок разработки КР, который предусматривает обязательное участие в рабочей группе как минимум двух представителей пациентов, иначе КР просто не пройдет регистрацию».

19,2% опрошенных высказались за то, что НКО должны участвовать в разработке федеральных и региональных правовых актов. 15,4% считают, что должно учитываться их мнение при принятии решений о включении технологий, лекарств, изделий в систему госфинансирования. Такой подход развит за рубежом, но в нашей стране системно отсутствует.

От государства НКО ждут финансовой, имущественной, консультационной поддержки. 20% хотят лишь одного – чтобы им не мешали.

«Для меня странно, что меньшинство (около 10% – Ред.) высказалось за финансовую помощь, – удивляется Алексей Федоров. – Казалось, что первым делом начнут просить ее».

С необходимостью регулирования благотворительной деятельности согласно большинство. Но отдают предпочтение не государственной форме, а саморегулированию. К возможности введения разрешительной системы (лицензирования) в основном относятся негативно, исключение готовы сделать лишь для тех организаций, которые претендуют на поддержку от государства.

Подавляющее большинство – 80% – считают, что необходима координация благотворительной деятельности. Например, чтобы исключить сборы на одного пациента несколькими НКО. Но только путем саморегулирования, без участия государства.

Риски в новом законодательстве об иноагентах видит половина НКО.

При ответе на вопрос о сотрудничестве с медицинскими работниками и профессиональными организациями выяснилось, что половина НКО всегда взаимодействует с врачами при принятии решения о сборе средств, примерно пятая часть – при организации мероприятий. 10% никак не пересекаются с медиками – так ответил один благотворительный фонд и несколько НКО. Еще меньше контактов – с профессиональными общественными организациями, например, с профильными ассоциациями врачей. Сотрудничают на системной основе только 10%.

Исследование выявило, что большой проблемой пациентских НКО и фондов стал дефицит квалифицированных кадров. Это признали 80% опрошенных. При этом решение представители НКО видят по-разному: 50% хотели бы создать собственные образовательные программы, но при условии финансовой поддержки государства, 10% считают, что образованием кадров для НКО должно заниматься непосредственно государство, а 20% уповают на внедрение мотивационных льгот для совместителей из других отраслей.

Свыше 90% средств фондов формируются за счет пожертвований, а в структуре доходов пациентских НКО лидируют (60%) государственные гранты и субсидии. Поддержку со стороны фармацевтического и медицинского бизнеса респонденты считают вполне допустимой.

В формате свободных ответов от респондентов можно было узнать о том, что «половина законов не работает как должно», «не хватает поддержки и финансирования», «не хватает свободы и возможности реально влиять». От власти НКО ждут «понимания и внимания», а также квот на социальную рекламу.

Общественники нуждаются во взаимной коммуникации: «больше площадок для общения, в том числе специализированных по профилям», «больше точек взаимодействия с коллегами», «вместе легче».

«Мы изначально не ставили цель изучить все НКО России, – сказал Алексей Федоров. – Наша задача – откатать методику на выборке, чтобы понять, насколько она применима к иным нозологическим профилям. И если “да”, то использовать ее в дальнейшей работе».

Анкетирование НКО продолжается. Авторы исследования приглашают организации ответить на вопросы до 10 февраля. Для этого нужно зайти на сайт и можно попасть на ссылку анкеты.

На что жалуетесь?

Проблематика исследования вызвала бурные дискуссии, и хронометраж круглого стола вышел далеко за намеченный предел.

Вице-президент Российской ревматологической ассоциации «Надежда» Полина Пчельникова убеждена, что пациентские организации должны быть не оппонентами государства, а существовать в контексте пациенто-ориентированного здравоохранения.

«По сути дела, это профсоюз пациентов, – говорит она. – Со временем вырастет их профессионализм и появится способность говорить с органами власти, врачами, бизнесом на их языке».

Большим достижением своей организации она считает участие в разработке и, главное, в согласовании нормативных актов, например приказов Минздрава и Минтруда. А также увеличение доли активных пациентов.

«Мы стараемся показать, что от них многое зависит, – рассказывает Полина Пчельникова. – Люди должны принять, что их здоровье – их личная ответственность. Если не дали лекарство, обязанность пациента – сообщить об этом в органы власти, обратиться за помощью в общественную организацию. А если сидите и ничего не делаете – то нечего и возмущаться. Такой подход многим не нравится».

Представительница Ассоциации «Надежда» – из тех, кто считает кадры реальной проблемой НКО.

«Не хватает ни количества, ни качества, – говорит она. – Отсюда недоверие к пациентским НКО со стороны государства и профессионалов – их воспринимают как препятствие, “жалобщиков”, а не как партнеров для достижения общих целей. Но мы не можем нанять эффективных менеджеров, которые все будут за нас делать, потому что в какой-то момент поймем, что уже не являемся пациентской организацией».

По мнению ряда участников, уровень вовлеченности пациентского сообщества в принятие здравоохраненческих решений сам по себе ни о чем не говорит, главная проблема – в компетенции этого сообщества.

«Порой предложения звучат в такой форме, что непонятно, как их вносить в протокол», – заметила Полина Пчельникова.

«Часто перед общественными советами при органе здравоохранения ставят вопросы, которые этот орган в силу юридических компетенций не может решить, – присоединился Антон Емелин из Общества пациентов с первичным иммунодефицитом. – Если же компетенции не нарушены, то можно выстроить алгоритм. У нас есть положительный опыт с дефектурой препаратов, которая была на фоне пандемии. Мы сами собрали доказательства, что дефектура есть, проанализировали торги, предоставили документы, и вопрос сдвинулся».

Гендиректор Фонда борьбы с лейкемией Ануш Овсепян привлекла внимание к тому, как сказались пандемия и политические события на бытовании ее организации.

«Мы лишились части площадок для привлечения спонсоров, – рассказала она. – Изменились схемы доставки незарегистрированных препаратов, и в результате логистика подорожала в несколько раз».

При этом, по статистике Фонда борьбы с лейкемией, около 50% (12,4 млрд рублей) расходов всех пациентов на этапе диагностики и пациентов с последующей трансплантацией гемопоэтических стволовых клеток не покрываются государством. 90% предтрансплантационных расходов вынуждены покрывать пациенты или благотворительные фонды.

Исполнительный директор благотворительного фонда «Правмир» Татьяна Апатова отметила отсутствие качественной медэкспертизы даже во многих крупных и известных НКО. Ее критики удостоились и коллеги, которые привычно жалуются на бюрократизм государства:

«Мол, органы исполнительной власти нас не понимают, постоянно просят справки. А давайте посмотрим на себя. У каждого фонда свои бумажки, которые он запрашивает у подопечных. В итоге человек не может переходить между фондами бесшовно: ровно такие же приключения, как в госорганах».

Представитель сообщества пациентов с конечностно-поясничными мышечными дистрофиями «Лепесток» Максим Савельев высказался о проблеме малых пациентских организаций, которые никогда не смогут вырасти в большие НКО.

«Например, с нашим диагнозом пациентов мало, в стране даже нет ни одного квалифицированного специалиста по определенному виду миопатии, – поделился он. – Мы варимся в собственном соку, и часть наших инициатив просто умирает».

Президент фонда «Особая забота» Максим Загрядский считает, что обилие НКО в здравоохранении – иллюзорно.

«Очень много пациентских сообществ и региональных отделений всероссийских организаций состоят из одного человека, – утверждает он. – Для многих людей работа в НКО – второстепенный вид деятельности. Целевая аудитория не знает об их существовании. Никогда не приводилась оценка удовлетворенности пациентов работой всероссийских организаций. Знают ли они, куда можно обратиться. У региональных отделений просто нет ресурсов, нет денег».

Татьяна Апатова согласна, что, несмотря на многочисленность общественных организаций и фондов в сфере здравоохранения, многим людям негде получить юридическую поддержку.

«30% всех обращений в наш фонд касаются бесплатной юридической помощи, – сказала она. – Во многих субъектах Федерации и городах нет юристов, которые оказывают помощь пациентам».

Полина Габай возглавляет фонд, который оказывает юридическую помощь профессиональным организациям, но и в фонд «Вместе против рака», по ее словам, обращается большое количество пациентов.

«Мы стали изучать “рынок”, и нам не показалось, что запрос на юридическую помощь гражданам удовлетворен, – заметила она. – У нас есть предложение автоматизировать этот процесс и создать шаблонные решения. Чтобы обрабатывать много запросов одновременно, не тратя ресурсы на каждое обращение».

Если пациент все же находит специализированного юриста, процедура защиты его прав на лекобеспечение затягивается на месяцы.

«У нас постоянно идут суды по делам о бесплатном лекобеспечении, – поделился Антон Емелин. – 59-й закон установил 30-дневный срок рассмотрения обращений граждан. Пока он не пройдет, нельзя подать в суд. Но 30-дневный срок для наших пациентов – это не то что “поздно”, а “уже не надо”. Мы пытались провести законодательную инициативу – пусть не три, но хотя бы пять рабочих дней».

Закон также ограничивает время судебного рассмотрения отказов в предоставлении бесплатного лекарства двумя месяцами, но по факту уходит до шести.

Самая сложная ситуация – с обеспечением незарегистрированными препаратами.

«Первый аспект – суды, второй – менталитет некоторых органов исполнительной власти, – присоединился к разговору гендиректор фонда «Верное направление» Антон Яремчук. – Ряд регионов считают, что обеспечивают больных такими препаратами – через суд. Например, Волгоградская область сама с собой судится (чтобы легализовать предоставление незарегистрированных препаратов – Ред.). Проблема в том, что регионы не знают, как правильно потратить деньги на такие препараты, поэтому им проще исполнить решение суда».

Участники круглого стола видят угрозу со стороны законодательства об иностранных агентах.

«Саратовская область несколько лет назад первой пострадала, для нас был шок, – рассказал президент ассоциации «Спасти и сохранить» Фарит Ахмадуллин. – Нет четких критериев, кто такой иноагент. Сейчас получается, чтобы задавить НКО, можно использовать это законодательство».

Подводя итоги круглого стола, Полина Габай подчеркнула, что работа над исследованием все еще продолжается и прошедшее под эгидой АСИ мероприятие – его часть.

«Мы хотим, чтобы по проблемам, с которыми сталкиваются НКО и пациенты, были сделаны выводы и чтобы они обсуждались на высоком уровне. Чем больше НКО станут активными участниками исследования, тем выше шансы добиться результата».

Помимо выявления существующих барьеров, фонд «Вместе против рака» планирует создать «карту НКО», которая включит все организации, попавшие в выборку исследования, с качественной и количественной оценкой показателей их деятельности – опять же для того, чтобы обозначить ориентиры успешных практик и предложить пути повышения эффективности работы НКО в сфере здравоохранения.

telegram protivrakaru

В настоящий момент фонд «Вместе против рака» планирует проведение аналогичного мероприятия с представителями медицинского сообщества, на котором будет представлена аналитика по данному типу организаций.

Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все