Общие цифры
Счетная палата в докладе показала, что за 9 месяцев текущего года в целом по РФ из средств ОМС на онкопомощь было потрачено 296,99 млрд руб. Это на 16,7% больше в сравнении с аналогичным периодом 2022 года.
Интересны такие цифры:
- онкопомощь в амбулаторных условиях оказана в 16 518 329 случаях (больше на 17,7%);
- в условиях дневного стационара проведено 1 520 360 госпитализаций (больше на 10,5%);
- в условиях круглосуточного стационара – 1 271 695 госпитализаций (больше на 2,2%).
В 2023 году сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в адрес ФФОМС была утверждена в размере 429,43 млрд руб. Из них 140 млрд руб. составил межбюджетный трансферт на оказание онкопомощи пациентам в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения). Фактически за указанный период из федбюджета в бюджет ФФОМС поступило 289,17 млрд руб., из которых на оказание онкопомощи в соответствии с клиническими рекомендациями – 70 млрд руб.
Таким образом, за три квартала межбюджетный годовой трансферт на онкопомощь освоен лишь наполовину.
Проблемы с молекулярно-генетическими исследованиями
Одним из проблемных вопросов доклада Счетной палаты стало проведение молекулярно-генетических исследований (МГИ) в целях выявления онкологических заболеваний. Оказалось, что в некоторых регионах они просто-напросто не проводятся.
Интересно, что в целом по РФ целевой показатель по объему проведенных МГИ практически достигнут: 190 610 исследований (99,5% годового плана), а по финансовому обеспечению данных исследований даже перевыполнен: 1,75 млрд рублей (101,0% годового плана).
Однако это лишь «средняя температура по больнице». Анализ данных по субъектам РФ показал, что в 19 регионах МГИ в принципе не осуществлялись, хотя проводилась противоопухолевая лекарственная терапия в рамках круглосуточного и дневного стационаров.
Как такое возможно? На данный вопрос Счетная палата, конечно, ответ не дала. Но отметила, что необходим дополнительный анализ со стороны Минздрава России и ФФОМС для выявления причин ситуации.
Кроме того, в девяти регионах вообще не утвердили плановые показатели по количеству исследований и финзатрат на МГИ. Заниматься этим, напомним, должна комиссия по разработке территориальной программы ОМС.
Далеко не все средства, выделенные для выплат за онконастороженность, освоены
Счетная палата в очередной раз критикует неполное (и это мягко сказано) освоение средств, предназначенных для стимулирующих выплат медикам за онконастороженность. Согласно распоряжению Правительства РФ от 09.12.2022 №3860-р на 2023 год объем межбюджетных трансфертов из ФФОМС в ТФОМС на эти цели составил 53,98 млн руб.
При этом реально из ФФОМС в ТФОМС поступило 23,79 млн руб.
В свою очередь, ТФОМС в медицинские организации направили уже 3,75 млн руб. (т. е. всего лишь 15,8%), из которых 3,29 млн руб. медорганизации использовали на выплаты медикам.
Таким образом, на осуществление выплат медикам за онконастороженность за 9 месяцев 2023 года на деле потрачено лишь 6,1% от объема средств, предусмотренных Правительством РФ на эти цели.
Также Счетная палата отметила, что в 30 субъектах РФ в 2023 году средства на указанные выплаты не использовались вовсе. О чем это говорит: вероятно ли, что в столь большом количестве регионов не диагностировано ни одного онкозаболевания? Или, что скорее всего, бюрократические препятствия не позволили стимулирующим выплатам попасть к адресатам.
Расходы на выплаты медикам за выявление онкологических заболеваний в 2024–2026 годах планируется увеличить. Хочется надеяться, что за этим последуют реальные меры и средства попадут к тем, кто их заработал.
Как поживают показатели БОЗ
Особое внимание Счетная палата уделила одному из основных показателей федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» (далее – БОЗ). Это «Доля злокачественных новообразований, выявленных на I–II стадиях, %».
В целом по РФ на 1 октября 2023 года достигнут уровень 60,3%. Плановый показатель на 2023 год – 58,2%. То есть год еще не закончился, а план по раннему выявлению уже перевыполнен.
Дополнительно отмечены регионы с самыми низкими показателями – Магаданская область (43,6%) и Якутия (48,4%) – и с самыми высокими – Севастополь (66,5%) и Москва (65,5%).
Доклад Счетной палаты – промежуточный документ. Окончательные выводы о финансовом обеспечении и состоянии онкологической помощи в стране в 2023 году можно будет сделать после обобщения годовой отчетности из разных ведомств.
С полным текстом оперативного доклада Счетной палаты РФ за 9 месяцев 2023 года можно ознакомиться здесь.
Не выполнено ни одного МГИ в рамках территориальной программы ОМС в следующих регионах:
- Астраханская, Ярославская, Ленинградская, Оренбургская, Пензенская, Курганская, Сахалинская и Мурманская области;
- Ненецкий и Чукотский автономные округа, Еврейская автономная область, Камчатский край, г. Байконур;
- республики Карелия, Адыгея, Калмыкия, Ингушетия, Тыва, а также Кабардино-Балкарская Республика.
Счетная палата по упомянутому показателю на 2023 год оперирует плановым значением в 58,2%. При этом на сайте Минздрава России, а также на другом официальном ресурсе в настоящий момент размещены документы с несколько иными, вероятно, уже устаревшими данными. Согласно паспорту проекта БОЗ на сайте Минздрава на 2023 год целевое значение показателя «Доля злокачественных новообразований, выявленных на I–II стадиях, %» составляет 61,2%. А согласно проекту, размещенному на втором сайте, – 62,3%. Актуальный вариант паспорта проекта БОЗ в открытом доступе оказалось найти весьма проблематично.