Непростой путь проекта
Проект приказа Минздрава России разработали во исполнение Федерального закона от 04.08.2023 №462-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”» (далее – федеральный закон №462-ФЗ). Предусмотренные этим законом поправки вступят в силу 1 апреля 2024 года, подробнее об этом можно прочитать здесь.
Проект, опубликованный в конце ноября Минздравом России для общественного обсуждения, – сокращенная версия первоначального документа.
Условия допуска
В актуальной версии проекта перечислены такие условия допуска:
- обучение по одной из 78 специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина»;
- наличие диплома специалиста по одной из восьми специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», «Остеопатия», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика»;
- прохождение первичной аккредитации специалиста;
- успешный результат промежуточной аттестации по итогам 1 года обучения в ординатуре.
Подтверждение соответствия
Ординатор, который отвечает условиям, автоматически будет считаться допущенным к работе в должности врача-стажера. Специальный документ не понадобится. Потребуется лишь предоставить работодателю документы, подтверждающие соответствие условиям.
Проект появился, а проблемы не исчезли
В новом проекте приказа разработчики обошли стороной вопросы врачебной деятельности обучающихся в ординатуре. Хотя они были обозначены еще весной в пояснительной записке к проекту федерального закона №462-ФЗ. В частности, Минздрав России должен был закрепить конкретные правила допуска ординаторов к медицинской деятельности. Сейчас в проекте приказа соответствующих положений нет.
Например, из новой версии документа исключили условия о «враче-наставнике», который занимается общим руководством меддеятельностью врача-стажера. Остался без внимания и вопрос компетенции ординаторов, которые будут работать врачами-стажерами. Возможно, в дальнейшем пробел будет восполнен принятием соответствующего профстандарта, потому что сейчас неясно, какие конкретно у них будут полномочия и как будет осуществляться контроль за их деятельностью.
Остается надеяться, что в итоговом варианте приказа либо другого нормативного акта все перечисленные проблемы будут решены.
Напомним, в июне 2023 года проект приказа передали на согласование в Национальную медицинскую палату. Тогда он насчитывал 18 пунктов, а в ноябрьском варианте осталось лишь 4. Выбор был сделан в пользу упрощения процедуры допуска ординаторов к меддеятельности в качестве врачей-стажеров.
Вначале Минздрав России собирался открыть доступ к должности врача-стажера для ординаторов, имеющих диплом специалиста по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина» (уровень специалитета). То есть имеющих диплом специалиста по одной из четырех специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Остеопатия». Как видим, в опубликованном для обсуждения варианте проекта список вдвое больше.
В старой версии проекта говорилось, что оформлять решение о допуске, которое бы выдавала комиссия после промежуточной аттестации ординаторов.
Соответствие условиям подтвердят: диплом специалиста, свидетельство об аккредитации специалиста или выписка о наличии в ЕГИСЗ данных о прохождении аккредитации, справка о положительных результатах прохождения промежуточной аттестации.
Например:
- функции «врачей-наставников», которые руководят врачами-стажерами, допускаемыми к медицинской деятельности;
- возможность профессиональной деятельности врачей-стажеров при оказании первичной медико-санитарной помощи;
- особенности практической подготовки обучающихся, которые трудятся в медицинских организациях.