Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Финансы
28 ноября 2024
215

1550,6 млрд на «Развитие здравоохранения»

Автор: Фонд «Вместе против рака»

1550,6 млрд на «Развитие здравоохранения»

Совет Федерации одобрил закон о федеральном бюджете на 2025 год и плановые 2026-2027 годы. В документе предусмотрены расходы на онкологическую помощь, которые остались на уровне предыдущих трех лет. Расскажем, что изменится в финансировании здравоохранения, на какие направления и в каком объеме будут направлять средства в следующем году.

Что год грядущий нам готовит?

Сравнительный анализ финансирования здравоохранения за 2024/2025 гг. приведён в таблице.

21 ноября 2024 г. Госдума приняла в окончательном чтении проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».

27 ноября 2024 г. закон одобрен Советом Федерации.

На государственную программу «Развитие здравоохранения» выделено 1550,6 млрд руб.

В госпрограмму включен новый национальный проект «Новые технологии сбережения здоровья». Его цель − достичь к 2030 году высокого уровня технологического суверенитета в области медицинских технологий, производства лекарственных препаратов и медицинских изделий. На реализацию нацпроекта планируется направить в 2025 и 2026 году – по 4,3 млрд руб., в 2027 г. – 4,7 млрд руб.

Новый национальный проект «Продолжительная и активная жизнь», пришедший на смену «Здравоохранению», объединил:

  • 5 федеральных проектов, которые являются преемниками действующего нацпроекта «Здравоохранение» (модернизация первичного звена здравоохранения; борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями; борьба с онкологическими заболеваниями; медицинских кадры; национальная цифровая платформа «Здоровье»);
  • 3 федеральных проекта, которые интегрированы из реализуемых в данный момент федеральных проектов и инициатив социально-экономического развития (борьба с сахарным диабетом; оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация; реализация мероприятий, направленных на борьбу с гепатитом С и минимизацию рисков его распространения);
  • 3 новых федеральных проекта, которые частично состоят из мероприятий, на данный момент реализуемых в различных портфелях (совершенствование экстренной медицинской помощи; развитие федеральных медицинских учреждений, включая развитие сети НМИЦ; здоровье для каждого).

Расходы на реализацию нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь» в 2025 году составят 369,6 млрд руб.

На федеральные проекты по борьбе с диабетом, с сердечно-сосудистыми, онкологическими и инфекционными заболеваниями, включая гепатит С, в 2025 году заложено около 174,8 млрд руб.

Из них на оказание медицинской помощи больным с онкозаболеваниями в 2025 году федеральным проектом «Борьба с онкологическими заболеваниями» предусмотрено 140 млрд, т.е. 85 %. Столько же предусматривал федеральный бюджет на 2024 год, и расходы в 2026 и 2027 годы также запланированы на том же уровне. На реализацию иных мероприятий по борьбе с онкологией в бюджете зарезервированы ассигнования в объемах 9,1 млрд руб. на 2025 год, по 5 млрд руб. на 2026 и 2027 годы.

Примечательно, что в сводном заключении на проект федерального бюджета комитет Госдумы по бюджету и налогам отметил «острую социальную значимость государственной программы «Развитие здравоохранения». Это подтверждается ростом расходов на здравоохранение, в том числе на такие важные направления, как обеспечение лекарственными препаратами, развитие службы крови и оказание помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими заболеваниями. Соответственно, необходимо поддерживать качество планирования и исполнения данной госпрограммы на высоком уровне».

Профильный комитет рекомендовал Правительству РФ совместно с комитетами Государственной Думы, ответственными за государственные программы, рассмотреть вопрос о продлении реализации социально значимых мероприятий, предусмотренных национальными проектами, срок выполнения которых истекает в 2024 году. Это касается и оказания онкопомощи.

От чтения к чтению

Комитет по бюджету и налогам сообщал, что «ко второму чтению бюджета поступило 1065 поправок, из которых 888 рекомендованы к принятию, 118 — к отклонению, остальные были отозваны авторами. Только распределение средств резерва составило 8,1 трлн руб.».

В части мероприятий по борьбе с онкологическими заболеваниями объем финансирования вырос на 9,1 млрд на 2025 год, на 5 млрд в 2026 и 2027 годах.

С учетом корректировки целевых статей, к третьему чтению расходы на здравоохранение в 2025 году увеличились с 1542,7 до 1 550,6 млрд руб.

А что в Совете Федерации

В заключении на законопроект Комитет по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации отметил, что в рамках исполнения послания Президента Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года на 2025, 2026 и 2027 годы в федеральный бюджет заложено финансирование на строительство, ремонт и оснащение объектов здравоохранения − 199,8 млрд руб., 112,6 млрд руб. и 112,3 млрд руб. соответственно.

В ходе рассмотрения закона одной из ключевых тем (наряду с перераспределением межбюджетных трансфертов, реализацией национальных проектов) стало развитие системы высокотехнологичной медпомощи.

Министр финансов Антон Силуанов, пояснил, что «объем ресурсов, который выделяется из бюджета на эти цели, составляет около 7 млрд. В 2025 году уровень поддержки увеличится примерно на 700 млн руб. При этом у субъектов РФ есть право направлять собственные ресурсы на эти цели. И 11 регионов им уже воспользовались».

Основной финансовый документ на 2025-2027 гг. был одобрен.

telegram protivrakaru

Направление финансирования

2024 год
по закону №540-ФЗ
млрд руб.

2025 год
млрд руб.

2026 год
млрд руб.

2027 год
млрд руб.

 по проекту бюджета на 2025 год

Госпрограмма РФ «Развитие здравоохранения»,
в том числе, но не ограничиваясь:

1 335,3

1 550,6

1 556,6

1 610,5

Федпроект «Развитие инфраструктуры здравоохранения»

46,3

44,2

80,5

82

Федпроект «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация»

19,4

Включен в нацпроект

 «Продолжительная и активная жизнь»

Федпроект «Борьба
с сахарным диабетом»

14,3

Включен в нацпроект

 «Продолжительная и активная жизнь»

Федпроект «Обеспечение расширенного неонатального скрининга»

2,5

2,1

2

2

Нацпроект «Новые технологии сбережения здоровья»

Отсутствует

4,3

4,3

4,6

Нацпроект «Здравоохранение» (2024 г.), «Продолжительная
и активная жизнь» (2025 г.), включающий следующие федпроекты: *

279,9

369,6

284,2

284,6

«Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»

7,7

Отсутствует

«Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»

22,4

11,6

11,3

11,3

«Борьба
с онкологическими заболеваниями»

146,1

149,1

145,1

145

«Борьба с сахарным диабетом»

Отсутствует

9,5

9,5

9,5

«Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация»

Отсутствует

19,3

13,7

14,1

«Борьба с гепатитом С и минимизация рисков распространения заболевания»

Отсутствует

4,5

4,5

4,5

«Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»

3,9

Отсутствует

«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» (2024 г.), «Медицинские кадры» (2025 г.)

1,2

0,7

0,5

0,5

«Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий» (2024 г.), «Развитие федеральных медицинских организаций, включая развитие сети национальных исследовательских центров» (2025 г.)

10

27,2

17,5

17,8

«Создание единого цифрового контура
в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» (2024 г.), «Национальная цифровая платформа «Здоровье» (2025 г.)

11,4

4,7

5,8

5,8

«Развитие экспорта медицинских услуг»

0,03

Отсутствует

«Здоровье
для каждого»

Отсутствует

0,9

0,8

0,6

«Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации»

81,1

122,2

60,5

60,5

«Совершенствование экстренной медицинской помощи»

Отсутствует

19,7

15

15

*Объем финансирования национального проекта рассчитан без учета округлений объемов по федеральным проектам в таблице.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все