Что год грядущий нам готовит?
Сравнительный анализ финансирования здравоохранения за 2024/2025 гг. приведён в таблице.
21 ноября 2024 г. Госдума приняла в окончательном чтении проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
27 ноября 2024 г. закон одобрен Советом Федерации.
На государственную программу «Развитие здравоохранения» выделено 1550,6 млрд руб.
В госпрограмму включен новый национальный проект «Новые технологии сбережения здоровья». Его цель − достичь к 2030 году высокого уровня технологического суверенитета в области медицинских технологий, производства лекарственных препаратов и медицинских изделий. На реализацию нацпроекта планируется направить в 2025 и 2026 году – по 4,3 млрд руб., в 2027 г. – 4,7 млрд руб.
Новый национальный проект «Продолжительная и активная жизнь», пришедший на смену «Здравоохранению», объединил:
- 5 федеральных проектов, которые являются преемниками действующего нацпроекта «Здравоохранение» (модернизация первичного звена здравоохранения; борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями; борьба с онкологическими заболеваниями; медицинских кадры; национальная цифровая платформа «Здоровье»);
- 3 федеральных проекта, которые интегрированы из реализуемых в данный момент федеральных проектов и инициатив социально-экономического развития (борьба с сахарным диабетом; оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация; реализация мероприятий, направленных на борьбу с гепатитом С и минимизацию рисков его распространения);
- 3 новых федеральных проекта, которые частично состоят из мероприятий, на данный момент реализуемых в различных портфелях (совершенствование экстренной медицинской помощи; развитие федеральных медицинских учреждений, включая развитие сети НМИЦ; здоровье для каждого).
Расходы на реализацию нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь» в 2025 году составят 369,6 млрд руб.
На федеральные проекты по борьбе с диабетом, с сердечно-сосудистыми, онкологическими и инфекционными заболеваниями, включая гепатит С, в 2025 году заложено около 174,8 млрд руб.
Из них на оказание медицинской помощи больным с онкозаболеваниями в 2025 году федеральным проектом «Борьба с онкологическими заболеваниями» предусмотрено 140 млрд, т.е. 85 %. Столько же предусматривал федеральный бюджет на 2024 год, и расходы в 2026 и 2027 годы также запланированы на том же уровне. На реализацию иных мероприятий по борьбе с онкологией в бюджете зарезервированы ассигнования в объемах 9,1 млрд руб. на 2025 год, по 5 млрд руб. на 2026 и 2027 годы.
Примечательно, что в сводном заключении на проект федерального бюджета комитет Госдумы по бюджету и налогам отметил «острую социальную значимость государственной программы «Развитие здравоохранения». Это подтверждается ростом расходов на здравоохранение, в том числе на такие важные направления, как обеспечение лекарственными препаратами, развитие службы крови и оказание помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими заболеваниями. Соответственно, необходимо поддерживать качество планирования и исполнения данной госпрограммы на высоком уровне».
Профильный комитет рекомендовал Правительству РФ совместно с комитетами Государственной Думы, ответственными за государственные программы, рассмотреть вопрос о продлении реализации социально значимых мероприятий, предусмотренных национальными проектами, срок выполнения которых истекает в 2024 году. Это касается и оказания онкопомощи.
От чтения к чтению
Комитет по бюджету и налогам сообщал, что «ко второму чтению бюджета поступило 1065 поправок, из которых 888 рекомендованы к принятию, 118 — к отклонению, остальные были отозваны авторами. Только распределение средств резерва составило 8,1 трлн руб.».
В части мероприятий по борьбе с онкологическими заболеваниями объем финансирования вырос на 9,1 млрд на 2025 год, на 5 млрд в 2026 и 2027 годах.
С учетом корректировки целевых статей, к третьему чтению расходы на здравоохранение в 2025 году увеличились с 1542,7 до 1 550,6 млрд руб.
А что в Совете Федерации
В заключении на законопроект Комитет по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации отметил, что в рамках исполнения послания Президента Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года на 2025, 2026 и 2027 годы в федеральный бюджет заложено финансирование на строительство, ремонт и оснащение объектов здравоохранения − 199,8 млрд руб., 112,6 млрд руб. и 112,3 млрд руб. соответственно.
В ходе рассмотрения закона одной из ключевых тем (наряду с перераспределением межбюджетных трансфертов, реализацией национальных проектов) стало развитие системы высокотехнологичной медпомощи.
Министр финансов Антон Силуанов, пояснил, что «объем ресурсов, который выделяется из бюджета на эти цели, составляет около 7 млрд. В 2025 году уровень поддержки увеличится примерно на 700 млн руб. При этом у субъектов РФ есть право направлять собственные ресурсы на эти цели. И 11 регионов им уже воспользовались».
Основной финансовый документ на 2025-2027 гг. был одобрен.
Направление финансирования | 2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год |
по проекту бюджета на 2025 год | ||||
Госпрограмма РФ «Развитие здравоохранения», | 1 335,3 | 1 550,6 | 1 556,6 | 1 610,5 |
Федпроект «Развитие инфраструктуры здравоохранения» | 46,3 | 44,2 | 80,5 | 82 |
Федпроект «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация» | 19,4 | Включен в нацпроект «Продолжительная и активная жизнь» | ||
Федпроект «Борьба | 14,3 | Включен в нацпроект «Продолжительная и активная жизнь» | ||
Федпроект «Обеспечение расширенного неонатального скрининга» | 2,5 | 2,1 | 2 | 2 |
Нацпроект «Новые технологии сбережения здоровья» | Отсутствует | 4,3 | 4,3 | 4,6 |
Нацпроект «Здравоохранение» (2024 г.), «Продолжительная | 279,9 | 369,6 | 284,2 | 284,6 |
«Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» | 7,7 | Отсутствует | ||
«Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» | 22,4 | 11,6 | 11,3 | 11,3 |
«Борьба | 146,1 | 149,1 | 145,1 | 145 |
«Борьба с сахарным диабетом» | Отсутствует | 9,5 | 9,5 | 9,5 |
«Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация» | Отсутствует | 19,3 | 13,7 | 14,1 |
«Борьба с гепатитом С и минимизация рисков распространения заболевания» | Отсутствует | 4,5 | 4,5 | 4,5 |
«Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» | 3,9 | Отсутствует | ||
«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» (2024 г.), «Медицинские кадры» (2025 г.) | 1,2 | 0,7 | 0,5 | 0,5 |
«Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий» (2024 г.), «Развитие федеральных медицинских организаций, включая развитие сети национальных исследовательских центров» (2025 г.) | 10 | 27,2 | 17,5 | 17,8 |
«Создание единого цифрового контура | 11,4 | 4,7 | 5,8 | 5,8 |
«Развитие экспорта медицинских услуг» | 0,03 | Отсутствует | ||
«Здоровье | Отсутствует | 0,9 | 0,8 | 0,6 |
«Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» | 81,1 | 122,2 | 60,5 | 60,5 |
«Совершенствование экстренной медицинской помощи» | Отсутствует | 19,7 | 15 | 15 |
*Объем финансирования национального проекта рассчитан без учета округлений объемов по федеральным проектам в таблице.