Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Лекобеспечение
13 сентября 2023
4671

Амбулаторная льгота: как в регионах организовано лекарственное обеспечение

Автор: ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник
Амбулаторная льгота: как в регионах организовано лекарственное обеспечение
В России нет общего правила обеспечения пациентов лекарственными препаратами в амбулаторных условиях. Но граждане определенных категорий имеют возможность получать лекарства бесплатно или со скидкой. Какие механизмы работают на региональном уровне, как финансовые возможности субъектов РФ влияют на гарантии лекобеспечения и почему пациенты обращаются в суд?

Кому положено

Основными каналами амбулаторного лекарственного обеспечения являются региональная и федеральная льготы. На региональном уровне льготное лекарственное обеспечение реализуется двумя путями: так называемая «региональная льгота» и отличные от нее дополнительные механизмы.

Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – постановление №890) содержит перечни групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно либо с 50-процентной скидкой.

Бесплатные препараты полагаются, в частности, участникам Великой Отечественной войны, инвалидам I группы, неработающим инвалидам II группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет. Среди категорий заболеваний, к примеру: онкологические и гематологические, гемобластозы, цитопения, наследственные гемопатии, лучевая болезнь, ревматизм и ревматоидный артрит, диабет.

Для каждой группы населения и категории заболеваний установлен объем лекарственного обеспечения. Например, «все лекарственные средства» или лекарственные средства определенной фармакологической группы (антибиотики, ферменты, антикоагулянты и т. п.).

В перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, включены, например, пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах, работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные безработными.

Как формируют списки лекарств

Список лекарственных препаратов для льготников определяет каждый субъект РФ самостоятельно в ТПГГ (ст. 81 Федерального закона от  21.11.2011 №  323-ФЗ «Об  основах охраны здоровья граждан в  Российской Федерации»). В  то  время как постановление №  890 гарантирует бесплатное обеспечение некоторых категорий пациентов (например, онкологических) всеми лекарственными средствами, регионы уполномочены формировать списки конкретных лекарств.

Каких-либо ограничений по фармакологическим группам, формам и другим характеристикам лекарств в законе нет. Однако медработникам запрещено оформлять рецепты на препараты, которые в соответствии с инструкцией предназначены для применения только в медицинских организациях (п. 7 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н).

В разделе 7 программы госгарантий содержится требование о том, что территориальные перечни должны включать препараты в объеме не меньшем, чем в перечне ЖНВЛП (за исключением препаратов, используемых только в стационарных условиях). В связи с этим в ТПГГ ряда регионов (Московской, Тюменской, Астраханской областей, Ставропольского края и др.) из перечней льготных лекарств исключены препараты, используемые только в стационарных условиях согласно инструкциям по применению (например, лиофилизаты для приготовления раствора для внутривенного введения). А ТПГГ других регионов, в частности Тверской и Новосибирской областей, Пермского и Красноярского краев, таких исключений не содержат.

В то же время решение о включении или невключении лекарственного препарата в ТПГГ не может зависеть лишь от желания региона: с 2021 года перечень лекарств, отпускаемых населению в соответствии с постановлением №890, должен быть сформирован в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем ЖНВЛП.

Вокруг ЖНВЛП

Территориальные списки лекарств существенно различаются, поскольку какие-либо иные ориентиры, помимо перечня ЖНВЛП, отсутствуют.

Часть регионов строго придерживается ЖНВЛП, что соответствует закону. Среди них Татарстан, Иркутская область, Алтайский край. При этом остаются регионы (например, Омская область), сформировавшие перечни, которые не включают некоторые лекарственные препараты из списка ЖНВЛП.

Субъекты, которые включают в региональные перечни препараты сверх списка ЖНВЛП, используют различные подходы. Так, Ленинградская, Костромская, Липецкая, Владимирская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан формируют для таких препаратов отдельный перечень в ТПГГ. Тверская, Белгородская, Воронежская области, республики Чувашия и Дагестан, Санкт-Петербург имплементируют препараты сверх ЖНВЛП в общий региональный перечень.

Некоторые регионы препараты сверх перечня ЖНВЛП включают в иные списки, предусматриваемые в рамках ТПГГ: например, для лекарственного обеспечения лиц с определенным видом заболеваний. В частности, так сделано в Республике Карелии в отношении поименованных в постановлении №890 заболеваний (диабета, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита, злокачественных новообразований (ЗНО), туберкулеза, психических расстройств и др.) – для каждого вида состояний отдельные перечни.

Наконец, препараты сверх перечня ЖНВЛП, полагающиеся пациентам в рамках региональной льготы, могут оказаться в ином, отличном от ТПГГ, нормативном правовом акте. Например, постановление Правительства Москвы от 12.03.2019 №177-ПП «О гарантиях дополнительного лекарственного обеспечения граждан, страдающих онкологическими заболеваниями» для определенных категорий онкопациентов (региональных льготников по постановлению №890) сформировало список шире перечня ЖНВЛП.

Важно отметить, что льготники подлежат обеспечению лекарственными препаратами и сверх перечней, сформированных в ТПГГ: по медицинским показаниям, при необходимости замены препарата, включенного в перечень, из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям. В таких случаях рецепт выписывают на основании решения врачебной комиссии.

Особые случаи

В ряде субъектов также реализуются программы льготного лекобеспечения пациентов в амбулаторных условиях, отличные от региональной льготы.

Если нормативной основой региональной льготы является постановление №890, принятое федеральным правительством, то иные механизмы регионального лекобеспечения регламентируются целиком и полностью актами субъектов РФ. В них содержатся в том числе перечни пациентов-льготополучателей и положенных им лекарственных препаратов, механизмы предоставления препаратов и источники финансирования.

В качестве примера возьмем систему дополнительного лекарственного обеспечения граждан, страдающих онкологическими заболеваниями, преобладающими в структуре заболеваемости в городе Москве (ЗНО молочной железы, предстательной железы, бронхов и легкого, колоректальный рак и др.), – так называемую программу 10 ЗНО. Источником финансирования являются средства регионального бюджета.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12.03.2019 № 177-ПП граждане, имеющие место жительства в Москве, обеспечиваются лекарственными препаратами, включенными в  медицинские методологии лечения онкозаболеваний, которые разработаны на основании федеральных клинических рекомендаций и одобрены сообществом московских онкологов. Еще одно условие: пациенты обеспечиваются лекарствами по перечню, установленному в приложении к постановлению. Он включает ряд препаратов, входящих в ЖНВЛП, а также некоторые препараты сверх него. При этом ряд лекарств из списка ЖНВЛП в «московский» перечень не вошел.

Заметим, что постановление №177-ПП, хотя и содержит в названии фразу «о гарантиях дополнительного лекарственного обеспечения», по сути, устанавливает не дополнительный, а основной и единственный порядок лекарственного обеспечения пациентов с онкологическими заболеваниями, преобладающими в структуре заболеваемости в Москве.

Бедность и неравенство

В большинстве регионов отсутствуют нормативные правовые акты, которые регламентируют порядок определения объема финансирования лекобеспечения амбулаторных пациентов. Практика показывает, что при формировании и распределении объемов финансирования реальная потребность остается неучтенной. Но главная проблема сегодня – возможности регионов сильно различаются на фоне общего дефицита финансирования.

К примеру, в 2021 году количество пациентов с онкологическими заболеваниями в Санкт-Петербурге и Алтайском крае отличалось в 2,2 раза: 175 414 и 80 573 соответственно. При этом в Санкт-Петербурге объем финансирования региональной льготы в части лекарственного обеспечения пациентов с онкологическими заболеваниями был больше в 36,6 раза. В Северной столице было выделено 23 373 «рубля на пациента», в Алтайском крае – всего 1390.

Дефицит средств в региональных бюджетах – одна из причин того, что только за 2022 год российские суды удовлетворили порядка 3,8 тыс. исковых заявлений граждан, которым уполномоченные органы отказались предоставить лекарственные препараты по льготе. Самые распространенные причины отказа:

  • недостаточность финансов,
  • отсутствие препарата в перечне ЖНВЛП или в документах, в соответствии с которыми оказывается медпомощь (например, в стандартах медпомощи),
  • дефекты оформления медицинской документации,
  • отсутствие у препарата госрегистрации.

А также отказ гражданина от получения лекарств по федеральной льготе в пользу ежемесячной денежной выплаты.

Последнее – «задвоенность» федеральной и региональной льгот – существенная проблема, увеличивающая нагрузку на региональные бюджеты. Дело в том, что в некоторых случаях пациент может одновременно претендовать как на получение государственной социальной помощи в рамках федеральной льготы (например, являясь инвалидом), так и на получение лекарственных препаратов в рамках региональной льготы (например, имея онкологическое заболевание). При отказе от использования федеральной льготы в обмен на ежемесячную денежную выплату у пациента сохраняется право на получение препарата за счет средств регионального бюджета. По этой причине сейчас на разных площадках обсуждается вопрос отмены региональной льготы для тех пациентов, которые отказались от получения препаратов за счет федерального бюджета.

В ситуации, когда остро стоит вопрос доступности амбулаторного лекарственного обеспечения, по-видимому, необходимо искать альтернативные пути организации предоставления лекарств пациенту – в том числе через реализацию моделей бюджетоэффективных закупок, т. е. механизмов риск-шеринга (разделения рисков финансового характера или рисков недостижения ожидаемого терапевтического результата) или системы лекарственного страхования, предполагающего частичное или полное возмещение стоимости лекарственных препаратов при покупке их в аптеке.

Источник: ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник. 2023. №1 (подписано в печать 13.11.2023)

telegram protivrakaru

Региональная и федеральная льготы

Региональная льгота

Федеральная льгота

Нормативно-правовая основа

Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»

П. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

Характер льготы

Предоставление лекарственных препаратов бесплатно или с 50-процентной скидкой
(в зависимости от категории льготополучателя)

Бесплатное предоставление лекарственных препаратов с возможностью отказа
от получения лекарства
в пользу надбавки
к ежемесячной денежной выплате

Категории пациентов

1. Пациенты, относящиеся к определенной группе населения (например, Герои Российской Федерации).

2. Пациенты, имеющие заболевание определенной категории (например, онкологическое заболевание)

Пациенты, относящиеся к определенной группе населения (например, инвалиды)

Источник финансирования

Бюджеты субъектов Российской Федерации

Федеральный бюджет (через предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации)

Перечень лекарственных препаратов.


Возможно предоставление лекарственных препаратов сверх перечней по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии

Все лекарственные препараты, включенные в перечень территориальной программы госгарантий (ТПГГ)*, либо определенные группы лекарственных препаратов, включенные в перечень ТПГГ (в зависимости от категории льготополучателей)


* Перечень лекарственных препаратов в ТПГГ формируется в объеме не менее, чем в перечне ЖНВЛП

Лекарственные препараты в соответствии
со стандартами медицинской помощи в объеме не менее, чем в перечне ЖНВЛП

Ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

П. 7 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 24.11.2021 №1094н.

П. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Регламентируется постановлением Правительства Москвы от 12.03.2019 №177-ПП «О гарантиях дополнительного лекарственного обеспечения граждан, страдающих онкологическими заболеваниями».

Деятельность городского онкоконсилиума урегулирована приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 16.11.2020 №1307 «Об организации Городского консилиума по профилю “онкология” при оказании медицинской помощи взрослому населению города Москвы».

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все