Кому положено
Основными каналами амбулаторного лекарственного обеспечения являются региональная и федеральная льготы. На региональном уровне льготное лекарственное обеспечение реализуется двумя путями: так называемая «региональная льгота» и отличные от нее дополнительные механизмы.
Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – постановление №890) содержит перечни групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно либо с 50-процентной скидкой.
Бесплатные препараты полагаются, в частности, участникам Великой Отечественной войны, инвалидам I группы, неработающим инвалидам II группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет. Среди категорий заболеваний, к примеру: онкологические и гематологические, гемобластозы, цитопения, наследственные гемопатии, лучевая болезнь, ревматизм и ревматоидный артрит, диабет.
Для каждой группы населения и категории заболеваний установлен объем лекарственного обеспечения. Например, «все лекарственные средства» или лекарственные средства определенной фармакологической группы (антибиотики, ферменты, антикоагулянты и т. п.).
В перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, включены, например, пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах, работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные безработными.
Как формируют списки лекарств
Список лекарственных препаратов для льготников определяет каждый субъект РФ самостоятельно в ТПГГ (ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). В то время как постановление № 890 гарантирует бесплатное обеспечение некоторых категорий пациентов (например, онкологических) всеми лекарственными средствами, регионы уполномочены формировать списки конкретных лекарств.
Каких-либо ограничений по фармакологическим группам, формам и другим характеристикам лекарств в законе нет. Однако медработникам запрещено оформлять рецепты на препараты, которые в соответствии с инструкцией предназначены для применения только в медицинских организациях (п. 7 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н).
В разделе 7 программы госгарантий содержится требование о том, что территориальные перечни должны включать препараты в объеме не меньшем, чем в перечне ЖНВЛП (за исключением препаратов, используемых только в стационарных условиях). В связи с этим в ТПГГ ряда регионов (Московской, Тюменской, Астраханской областей, Ставропольского края и др.) из перечней льготных лекарств исключены препараты, используемые только в стационарных условиях согласно инструкциям по применению (например, лиофилизаты для приготовления раствора для внутривенного введения). А ТПГГ других регионов, в частности Тверской и Новосибирской областей, Пермского и Красноярского краев, таких исключений не содержат.
Вокруг ЖНВЛП
Территориальные списки лекарств существенно различаются, поскольку какие-либо иные ориентиры, помимо перечня ЖНВЛП, отсутствуют.
Часть регионов строго придерживается ЖНВЛП, что соответствует закону. Среди них Татарстан, Иркутская область, Алтайский край. При этом остаются регионы (например, Омская область), сформировавшие перечни, которые не включают некоторые лекарственные препараты из списка ЖНВЛП.
Субъекты, которые включают в региональные перечни препараты сверх списка ЖНВЛП, используют различные подходы. Так, Ленинградская, Костромская, Липецкая, Владимирская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан формируют для таких препаратов отдельный перечень в ТПГГ. Тверская, Белгородская, Воронежская области, республики Чувашия и Дагестан, Санкт-Петербург имплементируют препараты сверх ЖНВЛП в общий региональный перечень.
Некоторые регионы препараты сверх перечня ЖНВЛП включают в иные списки, предусматриваемые в рамках ТПГГ: например, для лекарственного обеспечения лиц с определенным видом заболеваний. В частности, так сделано в Республике Карелии в отношении поименованных в постановлении №890 заболеваний (диабета, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита, злокачественных новообразований (ЗНО), туберкулеза, психических расстройств и др.) – для каждого вида состояний отдельные перечни.
Наконец, препараты сверх перечня ЖНВЛП, полагающиеся пациентам в рамках региональной льготы, могут оказаться в ином, отличном от ТПГГ, нормативном правовом акте. Например, постановление Правительства Москвы от 12.03.2019 №177-ПП «О гарантиях дополнительного лекарственного обеспечения граждан, страдающих онкологическими заболеваниями» для определенных категорий онкопациентов (региональных льготников по постановлению №890) сформировало список шире перечня ЖНВЛП.
Важно отметить, что льготники подлежат обеспечению лекарственными препаратами и сверх перечней, сформированных в ТПГГ: по медицинским показаниям, при необходимости замены препарата, включенного в перечень, из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям. В таких случаях рецепт выписывают на основании решения врачебной комиссии.
Особые случаи
В ряде субъектов также реализуются программы льготного лекобеспечения пациентов в амбулаторных условиях, отличные от региональной льготы.
Если нормативной основой региональной льготы является постановление №890, принятое федеральным правительством, то иные механизмы регионального лекобеспечения регламентируются целиком и полностью актами субъектов РФ. В них содержатся в том числе перечни пациентов-льготополучателей и положенных им лекарственных препаратов, механизмы предоставления препаратов и источники финансирования.
В качестве примера возьмем систему дополнительного лекарственного обеспечения граждан, страдающих онкологическими заболеваниями, преобладающими в структуре заболеваемости в городе Москве (ЗНО молочной железы, предстательной железы, бронхов и легкого, колоректальный рак и др.), – так называемую программу 10 ЗНО. Источником финансирования являются средства регионального бюджета.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12.03.2019 № 177-ПП граждане, имеющие место жительства в Москве, обеспечиваются лекарственными препаратами, включенными в медицинские методологии лечения онкозаболеваний, которые разработаны на основании федеральных клинических рекомендаций и одобрены сообществом московских онкологов. Еще одно условие: пациенты обеспечиваются лекарствами по перечню, установленному в приложении к постановлению. Он включает ряд препаратов, входящих в ЖНВЛП, а также некоторые препараты сверх него. При этом ряд лекарств из списка ЖНВЛП в «московский» перечень не вошел.
Заметим, что постановление №177-ПП, хотя и содержит в названии фразу «о гарантиях дополнительного лекарственного обеспечения», по сути, устанавливает не дополнительный, а основной и единственный порядок лекарственного обеспечения пациентов с онкологическими заболеваниями, преобладающими в структуре заболеваемости в Москве.
Бедность и неравенство
В большинстве регионов отсутствуют нормативные правовые акты, которые регламентируют порядок определения объема финансирования лекобеспечения амбулаторных пациентов. Практика показывает, что при формировании и распределении объемов финансирования реальная потребность остается неучтенной. Но главная проблема сегодня – возможности регионов сильно различаются на фоне общего дефицита финансирования.
К примеру, в 2021 году количество пациентов с онкологическими заболеваниями в Санкт-Петербурге и Алтайском крае отличалось в 2,2 раза: 175 414 и 80 573 соответственно. При этом в Санкт-Петербурге объем финансирования региональной льготы в части лекарственного обеспечения пациентов с онкологическими заболеваниями был больше в 36,6 раза. В Северной столице было выделено 23 373 «рубля на пациента», в Алтайском крае – всего 1390.
Дефицит средств в региональных бюджетах – одна из причин того, что только за 2022 год российские суды удовлетворили порядка 3,8 тыс. исковых заявлений граждан, которым уполномоченные органы отказались предоставить лекарственные препараты по льготе. Самые распространенные причины отказа:
- недостаточность финансов,
- отсутствие препарата в перечне ЖНВЛП или в документах, в соответствии с которыми оказывается медпомощь (например, в стандартах медпомощи),
- дефекты оформления медицинской документации,
- отсутствие у препарата госрегистрации.
А также отказ гражданина от получения лекарств по федеральной льготе в пользу ежемесячной денежной выплаты.
Последнее – «задвоенность» федеральной и региональной льгот – существенная проблема, увеличивающая нагрузку на региональные бюджеты. Дело в том, что в некоторых случаях пациент может одновременно претендовать как на получение государственной социальной помощи в рамках федеральной льготы (например, являясь инвалидом), так и на получение лекарственных препаратов в рамках региональной льготы (например, имея онкологическое заболевание). При отказе от использования федеральной льготы в обмен на ежемесячную денежную выплату у пациента сохраняется право на получение препарата за счет средств регионального бюджета. По этой причине сейчас на разных площадках обсуждается вопрос отмены региональной льготы для тех пациентов, которые отказались от получения препаратов за счет федерального бюджета.
Источник: ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник. 2023. №1 (подписано в печать 13.11.2023)
Региональная и федеральная льготы
Региональная льгота | Федеральная льгота | |
Нормативно-правовая основа | Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» | П. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» |
Характер льготы | Предоставление лекарственных препаратов бесплатно или с 50-процентной скидкой | Бесплатное предоставление лекарственных препаратов с возможностью отказа |
Категории пациентов | 1. Пациенты, относящиеся к определенной группе населения (например, Герои Российской Федерации). 2. Пациенты, имеющие заболевание определенной категории (например, онкологическое заболевание) | Пациенты, относящиеся к определенной группе населения (например, инвалиды) |
Источник финансирования | Бюджеты субъектов Российской Федерации | Федеральный бюджет (через предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации) |
Перечень лекарственных препаратов. Возможно предоставление лекарственных препаратов сверх перечней по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии | Все лекарственные препараты, включенные в перечень территориальной программы госгарантий (ТПГГ)*, либо определенные группы лекарственных препаратов, включенные в перечень ТПГГ (в зависимости от категории льготополучателей) * Перечень лекарственных препаратов в ТПГГ формируется в объеме не менее, чем в перечне ЖНВЛП | Лекарственные препараты в соответствии |
Ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
П. 7 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 24.11.2021 №1094н.
П. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Регламентируется постановлением Правительства Москвы от 12.03.2019 №177-ПП «О гарантиях дополнительного лекарственного обеспечения граждан, страдающих онкологическими заболеваниями».
Деятельность городского онкоконсилиума урегулирована приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 16.11.2020 №1307 «Об организации Городского консилиума по профилю “онкология” при оказании медицинской помощи взрослому населению города Москвы».