Объем доходов ФФОМС в 2025 году предусмотрен в размере 4 трлн 339,30 млрд руб., в 2026 году – 4 трлн 777,49 млрд руб., в 2027 году – 5 трлн 161,74 млрд руб.
Главным и основным источником доходов остаются страховые взносы на ОМС. В 2025 году их доля в бюджете Фонда составит 86,5% (3 трлн 752,32 млрд руб.), в 2026 году – 86,9% (4 трлн 149,94 млрд руб.), в 2027 году – 87,3% (4 трлн 505,03 млрд руб.).
Оставшуюся часть доходов бюджета сформируют налоговые (в основном, за счет налога на профессиональный доход) и прочие неналоговые поступления.
Общий объем расходов бюджета Фонда запланирован на 2025 год в размере 4 трлн 475,92 млрд руб., на 2026 год – 4 трлн 832,93 млрд руб., на 2027 год – 5 трлн 162,53 млрд руб.
По сравнению с 2024 годом размер субвенций в 2025 году увеличен на 519,5 млрд. рублей, или 16,7%. В 2026 году ожидается прирост на 285,4 млрд. рублей (7,8%), в 2027 году – на 268,4 млрд. рублей (6,8%).
Самые крупные получатели субвенций: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область.
На высокотехнологичную медпомощь, не включенную в базовую программу ОМС и оказываемую федеральными госучреждениями и частными клиниками, в 2025 году предусмотрено 141,23 млрд руб. В 2026 и 2027 годах финансирование такой помощи составит 149,73 млрд руб. и 157,90 млрд руб. соответственно.
На финансирование специализированной, в том числе высокотехнологичной помощи, оказываемой федеральными медучреждениями в рамках базовой программы ОМС, в бюджете Фонда предусмотрено 250,86 млрд руб. в 2025 году, 240,29 млрд руб. – в 2026 году и 288,57 млрд руб. – в 2027 году.
По сравнению с прошлым годом данная статья расходов на 2025 год увеличена на 37 млрд руб. (в 2024 году сумма составляла 213,71 млрд руб.). Такое решение направлено на повышение доступности указанной медпомощи больным со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, независимо от места их проживания.
Кроме того, ассигнования бюджета ФФОМС будут направлены на оплату медпомощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, на проведение профилактических медосмотров ребенка в течение первого года жизни, на создание цифровых сервисов ГИС ОМС, финансовое и материальное обеспечение самого Фонда.
Средства нормированного страхового запаса, зарезервированные на 2025 год, составят 425,5 млрд руб., то есть почти в два раза больше, чем в 2024 году (257,57 млрд руб.). В 2026 году такой запас планируется в сумме 470,02 млрд руб., а в 2027 году – 504,69 млрд руб.
Для этих расходов предусмотрено всего 8 направлений, в том числе:
- софинансирование расходов на оплату труда врачей и среднего медперсонала в целях устранения кадрового дефицита;
- выплаты стимулирующего характера за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профосмотров;
- соцвыплаты, исполнение судебных актов и другое.
Как и в прошлом году, бюджет ФФОМС сформирован с дефицитом, который в 2025 году ожидается в сумме 136,62 млрд руб. Предполагается, что дефицит в 2026 году удастся сократить до 55,44 млрд руб.
Бюджет Фонда сбалансирован за счет переходящих остатков средств, не использованных за предыдущий период.
Отметим, что сумма дефицита на 2025 и 2026 годы существенно выросла по сравнению с прогнозом прошлогоднего бюджета ФФОМС: дефицит на 2025 год ожидался в сумме 33,84 млрд руб., а на 2026 год – в сумме 18,16 млрд руб.
27 ноября 2024 г. закон одобрен Советом Федерации и после его подписания Президентом РФ официально опубликован 30 ноября 2024 г.
специальные соцвыплаты отельным категориям медработников государственных и муниципальных медицинских учреждений;
- увеличение бюджетных ассигнований в случае недостаточности доходов Фонда ОМС для исполнения запланированных расходов, в том числе расходов на финансирование специализированной (высокотехнологичной) помощи, оказываемой федеральными медучреждениями;
- обеспечение оказания медпомощи застрахованным в рамках ОМС лицам, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;
- повышение квалификации медработников федеральных медицинский организаций, а также приобретение и ремонт медоборудования;
- финансирование отдельных решений Правительства РФ.
Пункт 3 части 2 статьи 1 Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. № 541-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»