Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Онкодиагностика
21 июня 2024
339

Число онкологических профзаболеваний может увеличиться

Автор: Фонд «Вместе против рака»

Число онкологических профзаболеваний может увеличиться

Минздрав опубликовал проект нового перечня профессиональных заболеваний. Приложением к нему стал список профессиональных канцерогенных факторов – это новшество. Что изменится для работников-«вредников», почему проект важен для онкобольных и какие последствия могут наступить для работодателей, разбирались специалисты фонда «Вместе против рака».

О чем проект

Перечень содержит заболевания, связанные с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов. Сейчас предлагается ряд поправок по существующим пунктам с заболеваниями. Таким образом регулятор приводит документ в соответствие с актуальной международной классификацией болезней (МКБ-10). В частности, при отравлении оловом предлагается исключить клиническое проявление в виде токсического альвеолита, а при хронической лучевой болезни – синдром органических изменений нервной системы, которые отсутствуют в МКБ-10. При этом к клиническим проявлениям хронической лучевой болезни добавят, например, энцефалопатию.

Основным новшеством проекта стала разработка отдельного приложения со списком 43 профессиональных канцерогенных факторов и с указанием соответствующих локализаций злокачественных новообразований (ЗНО). Факторы разделены на четыре группы: химические вещества, вирусные агенты, ионизирующее излучение, ультрафиолетовое облучение. Например, указано, что бериллий и его соединения могут стать фактором развития рака легких, а 2,3,7,8-тетрахлордибензо-пара-диоксин (он образуется, например, при сжигании бытовых отходов, обработке и распылении гербицидов) – всех видов рака.

Что действительно изменится в регулировании

Главным плюсом разработанного приложения является четкая регламентация: какое вещество какой вид рака может вызвать. В существующем профильном приказе Минздравсоцразвития от 27.04.2012 № 417н вещества, вызывающие ЗНО, не конкретизированы, а указаны так: «Химические вещества, обладающие канцерогенным действием». И к последней формулировке имеется сноска на постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 76 «О введении в действие ГН 2.2.5.1313-03», которое утратило силу с 4 мая 2018 года.

Канцерогенные факторы отмечены в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31.12.2020 № 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры», однако без связи с локализацией ЗНО.

Следовательно, нормативных оснований для признания того или иного вещества канцерогенным сегодня не имеется – с чем напрямую связана низкая статистика профессиональной заболеваемости. В 2021 году главный внештатный специалист-профпатолог Минздрава Игорь Бухтияров сообщал, что ежегодно выявляется всего около 20 случаев профессиональных ЗНО.

Теперь же предлагается конкретная причинно-следственная связь: например, если человек работал с асбестом и у него выявлен рак яичников, легких, гортани или мезотелиома, то заболевание с большей вероятностью будет признано профессиональным. Уточнение локализации – важнейшее новшество для больных, проходящих экспертизу связи профессии с заболеванием. Это упростит получение компенсации согласно ст. 184 Трудового кодекса РФ.

Возможен пересмотр других НПА

Проект нового перечня вызывает ряд вопросов:

1. Потребуются ли изменения в перечень обследований работников при проведении обязательных медосмотров?

Профзаболевания выявляются при проведении обязательных медосмотров работников, в том числе периодических. Изменение перечня обследований для работников пока не анонсируется. Однако различия между нормами, касающимися периодических осмотров (утв. приказом Минздрава от 28.01.2021 № 29н), и проектом нового перечня имеются. Например, при наличии вредного фактора в виде контакта с асбестом приказ предполагает дополнительное участие в осмотре ЛОР-врача и офтальмолога. В то же время в новом проекте указано: асбест может стать фактором развития рака яичников, легких, гортани и мезотелиомы. Получается, что в состав врачебной комиссии должен быть включен онколог? Вещество 1,2-дихлорпропан, согласно проекту, может провоцировать развитие рака желчевыводящих путей. Однако из «дополнительных» врачей для осмотра работников, контактирующих с этим веществом, сейчас предусмотрены лишь дерматовенеролог, ЛОР и офтальмолог. Таким образом, перечень врачей, которые могли бы обеспечить полноценный диагностический процесс, возможно, следует расширить.

2. Если работник уже прошел экспертизу, дадут ли ему шанс признать онкозаболевание профессиональным по новым правилам?

Если проект будет утвержден, возникает и второй вопрос: смогут ли работники, которые связывают свои ЗНО с производственными факторами, пройти экспертизу по новым нормам? В таком случае число профзаболеваний одномоментно может резко возрасти.

Приказ Минздрава от 31.01.2019 № 36н устанавливает сроки проведения экспертизы связи заболевания с профессией:

  • при остром заболевании: после выставления диагноза работника направляют на экспертизу непосредственно после оказания ему специализированной медицинской помощи;
  • при хроническом заболевании: направить работника на экспертизу необходимо в тридцатидневный срок после установления предварительного диагноза.

Исходя из нормативных сроков, после вступления проекта нового перечня в силу большинство работников с диагностированным ЗНО не смогут пройти экспертизу по новым правилам. Если же такая возможность у них появится, это станет удачным инструментом для выявления реальной картины профессиональной заболеваемости, вызванной канцерогенными факторами. Кроме того, такие работники смогут получать пособие по временной нетрудоспособности в связи с профессиональным заболеванием.

Кто заплатит за лечение профессиональных ЗНО?

Важно отметить, что уточнение списка канцерогенных факторов может отразиться на финансовой нагрузке работодателей. Согласно федеральному закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска. Уплачивает страховые взносы работодатель, к тарифу может быть применена скидка либо надбавка (не более 40%) в зависимости от ряда факторов:

  • результата специальной оценки условий труда;
  • проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • расходов на обеспечение по страхованию;
  • наличия или отсутствия страховых случаев со смертельным исходом.

При проведении специальной оценки условий труда исследуется наличие вредных и опасных факторов, от степени воздействия которых на организм зависит установление класса вредности труда. Если факторы вызывают профессиональные заболевания, то устанавливается класс 3.2, 3.3, 3.4 или 4. Появление перечня канцерогенных факторов может повлечь изменение классов вредности – как следствие, возрастут расходы работодателей на страхование и надбавки работникам.

Также следует заметить, что страховое обеспечение при профессиональных заболеваниях (единовременные или ежемесячные выплаты, оплата расходов на медпомощь, уход, лекарства, реабилитацию и пр.) осуществляет СФР. Таким образом, при увеличении числа подтвержденных профессиональных ЗНО возрастет финансовая нагрузка на фонд. Сейчас онкозаболевания, которые не признаны профессиональными, лечатся за счет средств ОМС или личных средств граждан.

Действующий приказ Минздравсоцразвития от 27.04.2012 № 417н «Об утверждении перечня профессиональных заболеваний» в случае утверждения проекта утратит силу.

Напомним, для выявления связи заболевания с профессией проводится медицинская экспертиза – о ней мы подробно писали ранее. В 2022 году утвержден новый порядок расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников – подробнее читайте здесь. Отметим, что Минздрав неоднократно публиковал проекты постановлений правительства о независимой медицинской экспертизе – для обеспечения работникам возможности получить альтернативное медицинское заключение о профпригодности. Пока эти инициативы не были реализованы.

Комментирует Полина Георгиевна Габай, к. ю. н., адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака», член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья:

– С одной стороны, сам перечень не меняется, он лишь приведен в соответствие с МКБ-10. А с другой – он дает возможность работникам, которые приобрели злокачественные новообразования на работе, признать их профессиональными и получать предусмотренные законом выплаты от государства. В настоящее время статистика онкологических профзаболеваний ничтожно мала: 20–30 случаев в год. Учитывая количество вредных производств в стране, эти цифры явно не соответствуют реальности. Предлагаемые нормы однозначно будут способствовать увеличению выявления таких случаев.

Но важно не только выявление профзаболеваний, но и их профилактика. Региональные программы «Борьба с онкологическими заболеваниями» предусматривают профилактику онкозаболеваний в группах повышенного риска. Обычно в них включаются:

  • работники канцерогенно опасных производств;
  • население, проживающее в районах, где регистрируется повышенный уровень онкозаболеваемости;
  • лица с наследственной предрасположенностью к ЗНО.

Группы риска формируются методом анкетирования при проведении периодических медицинских осмотров и диспансеризации. Дальше предусмотрена профилактическая работа. Однако точных сведений об организации профилактики профессиональных онкозаболеваний и о результатах такой работы в открытом доступе нет.

В предыдущем номере журнала «Эхо онкологии. Экспертно-аналитический вестник» мы рассказывали о практике регионов по раннему выявлению злокачественных новообразований: как работает онконастороженность, какие существуют проблемы при проведении скринингов, почему выявление рака все еще недостаточно развито. В июльском номере 2024 года мы рассмотрим вопросы профилактики онкозаболеваний, связанных с опасными и вредными факторами, в регионах. Журнал издается под эгидой рабочей группы Госдумы по онкологии, онкогематологии и трансплантации.

telegram protivrakaru
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все