О чем проект
Перечень содержит заболевания, связанные с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов. Сейчас предлагается ряд поправок по существующим пунктам с заболеваниями. Таким образом регулятор приводит документ в соответствие с актуальной международной классификацией болезней (МКБ-10). В частности, при отравлении оловом предлагается исключить клиническое проявление в виде токсического альвеолита, а при хронической лучевой болезни – синдром органических изменений нервной системы, которые отсутствуют в МКБ-10. При этом к клиническим проявлениям хронической лучевой болезни добавят, например, энцефалопатию.
Основным новшеством проекта стала разработка отдельного приложения со списком 43 профессиональных канцерогенных факторов и с указанием соответствующих локализаций злокачественных новообразований (ЗНО). Факторы разделены на четыре группы: химические вещества, вирусные агенты, ионизирующее излучение, ультрафиолетовое облучение. Например, указано, что бериллий и его соединения могут стать фактором развития рака легких, а 2,3,7,8-тетрахлордибензо-пара-диоксин (он образуется, например, при сжигании бытовых отходов, обработке и распылении гербицидов) – всех видов рака.
Что действительно изменится в регулировании
Главным плюсом разработанного приложения является четкая регламентация: какое вещество какой вид рака может вызвать. В существующем профильном приказе Минздравсоцразвития от 27.04.2012 № 417н вещества, вызывающие ЗНО, не конкретизированы, а указаны так: «Химические вещества, обладающие канцерогенным действием». И к последней формулировке имеется сноска на постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 76 «О введении в действие ГН 2.2.5.1313-03», которое утратило силу с 4 мая 2018 года.
Канцерогенные факторы отмечены в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31.12.2020 № 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры», однако без связи с локализацией ЗНО.
Следовательно, нормативных оснований для признания того или иного вещества канцерогенным сегодня не имеется – с чем напрямую связана низкая статистика профессиональной заболеваемости. В 2021 году главный внештатный специалист-профпатолог Минздрава Игорь Бухтияров сообщал, что ежегодно выявляется всего около 20 случаев профессиональных ЗНО.
Теперь же предлагается конкретная причинно-следственная связь: например, если человек работал с асбестом и у него выявлен рак яичников, легких, гортани или мезотелиома, то заболевание с большей вероятностью будет признано профессиональным. Уточнение локализации – важнейшее новшество для больных, проходящих экспертизу связи профессии с заболеванием. Это упростит получение компенсации согласно ст. 184 Трудового кодекса РФ.
Возможен пересмотр других НПА
Проект нового перечня вызывает ряд вопросов:
1. Потребуются ли изменения в перечень обследований работников при проведении обязательных медосмотров?
Профзаболевания выявляются при проведении обязательных медосмотров работников, в том числе периодических. Изменение перечня обследований для работников пока не анонсируется. Однако различия между нормами, касающимися периодических осмотров (утв. приказом Минздрава от 28.01.2021 № 29н), и проектом нового перечня имеются. Например, при наличии вредного фактора в виде контакта с асбестом приказ предполагает дополнительное участие в осмотре ЛОР-врача и офтальмолога. В то же время в новом проекте указано: асбест может стать фактором развития рака яичников, легких, гортани и мезотелиомы. Получается, что в состав врачебной комиссии должен быть включен онколог? Вещество 1,2-дихлорпропан, согласно проекту, может провоцировать развитие рака желчевыводящих путей. Однако из «дополнительных» врачей для осмотра работников, контактирующих с этим веществом, сейчас предусмотрены лишь дерматовенеролог, ЛОР и офтальмолог. Таким образом, перечень врачей, которые могли бы обеспечить полноценный диагностический процесс, возможно, следует расширить.
2. Если работник уже прошел экспертизу, дадут ли ему шанс признать онкозаболевание профессиональным по новым правилам?
Если проект будет утвержден, возникает и второй вопрос: смогут ли работники, которые связывают свои ЗНО с производственными факторами, пройти экспертизу по новым нормам? В таком случае число профзаболеваний одномоментно может резко возрасти.
Приказ Минздрава от 31.01.2019 № 36н устанавливает сроки проведения экспертизы связи заболевания с профессией:
- при остром заболевании: после выставления диагноза работника направляют на экспертизу непосредственно после оказания ему специализированной медицинской помощи;
- при хроническом заболевании: направить работника на экспертизу необходимо в тридцатидневный срок после установления предварительного диагноза.
Исходя из нормативных сроков, после вступления проекта нового перечня в силу большинство работников с диагностированным ЗНО не смогут пройти экспертизу по новым правилам. Если же такая возможность у них появится, это станет удачным инструментом для выявления реальной картины профессиональной заболеваемости, вызванной канцерогенными факторами. Кроме того, такие работники смогут получать пособие по временной нетрудоспособности в связи с профессиональным заболеванием.
Кто заплатит за лечение профессиональных ЗНО?
Важно отметить, что уточнение списка канцерогенных факторов может отразиться на финансовой нагрузке работодателей. Согласно федеральному закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска. Уплачивает страховые взносы работодатель, к тарифу может быть применена скидка либо надбавка (не более 40%) в зависимости от ряда факторов:
- результата специальной оценки условий труда;
- проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
- расходов на обеспечение по страхованию;
- наличия или отсутствия страховых случаев со смертельным исходом.
При проведении специальной оценки условий труда исследуется наличие вредных и опасных факторов, от степени воздействия которых на организм зависит установление класса вредности труда. Если факторы вызывают профессиональные заболевания, то устанавливается класс 3.2, 3.3, 3.4 или 4. Появление перечня канцерогенных факторов может повлечь изменение классов вредности – как следствие, возрастут расходы работодателей на страхование и надбавки работникам.
Также следует заметить, что страховое обеспечение при профессиональных заболеваниях (единовременные или ежемесячные выплаты, оплата расходов на медпомощь, уход, лекарства, реабилитацию и пр.) осуществляет СФР. Таким образом, при увеличении числа подтвержденных профессиональных ЗНО возрастет финансовая нагрузка на фонд. Сейчас онкозаболевания, которые не признаны профессиональными, лечатся за счет средств ОМС или личных средств граждан.
Действующий приказ Минздравсоцразвития от 27.04.2012 № 417н «Об утверждении перечня профессиональных заболеваний» в случае утверждения проекта утратит силу.
Напомним, для выявления связи заболевания с профессией проводится медицинская экспертиза – о ней мы подробно писали ранее. В 2022 году утвержден новый порядок расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников – подробнее читайте здесь. Отметим, что Минздрав неоднократно публиковал проекты постановлений правительства о независимой медицинской экспертизе – для обеспечения работникам возможности получить альтернативное медицинское заключение о профпригодности. Пока эти инициативы не были реализованы.
Комментирует Полина Георгиевна Габай, к. ю. н., адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака», член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья:
– С одной стороны, сам перечень не меняется, он лишь приведен в соответствие с МКБ-10. А с другой – он дает возможность работникам, которые приобрели злокачественные новообразования на работе, признать их профессиональными и получать предусмотренные законом выплаты от государства. В настоящее время статистика онкологических профзаболеваний ничтожно мала: 20–30 случаев в год. Учитывая количество вредных производств в стране, эти цифры явно не соответствуют реальности. Предлагаемые нормы однозначно будут способствовать увеличению выявления таких случаев.
Но важно не только выявление профзаболеваний, но и их профилактика. Региональные программы «Борьба с онкологическими заболеваниями» предусматривают профилактику онкозаболеваний в группах повышенного риска. Обычно в них включаются:
- работники канцерогенно опасных производств;
- население, проживающее в районах, где регистрируется повышенный уровень онкозаболеваемости;
- лица с наследственной предрасположенностью к ЗНО.
Группы риска формируются методом анкетирования при проведении периодических медицинских осмотров и диспансеризации. Дальше предусмотрена профилактическая работа. Однако точных сведений об организации профилактики профессиональных онкозаболеваний и о результатах такой работы в открытом доступе нет.
В предыдущем номере журнала «Эхо онкологии. Экспертно-аналитический вестник» мы рассказывали о практике регионов по раннему выявлению злокачественных новообразований: как работает онконастороженность, какие существуют проблемы при проведении скринингов, почему выявление рака все еще недостаточно развито. В июльском номере 2024 года мы рассмотрим вопросы профилактики онкозаболеваний, связанных с опасными и вредными факторами, в регионах. Журнал издается под эгидой рабочей группы Госдумы по онкологии, онкогематологии и трансплантации.
https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=145480
https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=141445
https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=114528
https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=109392
https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=34804
- кандидат юридических наук
- учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
- доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
- член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья