
Минздрав представил поправки в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов.
В проекте предлагается изменить порядок проведения профилактических визитов и периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Что влияет на частоту проверок?
Напомним, что периодичность контрольных мероприятий зависит от категории риска, присвоенной ФМБА России или его территориальным органом деятельности субъекта обращения донорской крови и (или) ее компонентов (объект контроля).
Постановлением № 1050 установлены 4 категории риска: чрезвычайно высокий, высокий, умеренный и низкий.
Критерии определения категории:
- тяжесть потенциальных негативных последствий (две группы − А и Б);
- вероятность несоблюдения обязательных требований (вероятность).
Группа тяжести «А» предполагает, что в деятельности контролируемого лица в течение года до определения категории риска есть факты посттрансфузионных реакций и осложнений у реципиентов.
К этому добавятся осложнения, возникшие у доноров в связи с донацией крови и (или) ее компонентов. В случаях, если информации о таких эпизодах нет, будет устанавливаться группа тяжести «Б».
Пять групп вероятности остаются в прежнем виде.
Контрольные мероприятия и их периодичность
Согласно проекту, в отношении объектов контроля категории чрезвычайно высокого риска инспекционный визит, выездная и документарная проверка будут проводиться не менее одного и не более двух раз в год вместо одного раза в год. Вместо планового контрольного мероприятияпровести обязательный профилактический визит (ОПВ). Сейчас такой альтернативы нет (п. 21 Положения).
Снизит ли это нагрузку на контролируемых лиц? Нет, поскольку в новой редакции постановления срок проведения ОПВ тот же, что и при проверках (10 рабочих дней), и в ходе такого мероприятия проверяющий сможет проводить осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу. А если для испытаний и экспертизы необходимо дополнительное время, срок может быть продлен. Ничего подобного в п. 53 действующего Положения не упоминается.
Кроме того, сейчас есть возможность отказаться от проведения ОПВ (п. 63 Положения), а проект ее упраздняет.
Соответственно, новый документ изменяет содержание ОПВ и вводит возможность проводить мероприятие, фактически равнозначное проверке. Иными словами, контроль усиливается.
В отношении объектов высокого риска предусматриваются: одна плановая выездная или документарная проверка, один инспекционный визит в 2 года, либо один ОПВ в год. При этом ни в документе, ни в пояснительной записке не упоминается, почему периодичность проверок и ОПВ, который дается в качестве альтернативы, разная.
Для категории умеренного риска периодичность плановых мероприятий сохранится: один раз в 5 лет.
Плановые проверки в отношении объектов категории низкого риска, как и сейчас, проводить не предполагается.
Еще одно нововведение касается документарной проверки. Сейчас ее можно проводить без согласования с органами прокуратуры (п. 97 Положения), а в проекте предложено исключить этот пункт.
На связи с проверяющим
Проект вводит возможность инспекционного визита и выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в т.ч. видео-конференц-связи (ВКС), мобильного приложения «Инспектор». Согласно действующей редакции Положения, ВКС можно использовать для получения консультации должностного лица и профилактического визита.
Кроме того, в обновленном документе не будет ограничения времени консультирования (сейчас на него отводится 15 минут).
Процедурные особенности
Новый документ определяет порядок проведения профилактического визита (ПВ) по инициативе контролируемого лица.
В любой ПВ включается профилактическая беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица с помощью видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор».
Инспектор должен ознакомиться с объектом контроля, собрать сведения для его отнесения к категории риска и оценить уровень соблюдения обязательных требований.
Кроме того, инспектор обязан разъяснить контролируемому лицу обязательные требования к его деятельности и способы снижения категории риска.
Проверяющих можно будет пригласить…и передумать
Субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации и государственные (муниципальные) учреждения смогут подавать заявление о проведении ПВ через портал госуслуг.
Контрольный орган в течение 10 рабочих дней должен будет принять решение о проведении либо отказе в проведении визита и уведомить об этом заявителя.
При этом контролируемому лицу предоставляется право отозвать свое заявление не позднее чем за 5 рабочих дней до ПВ.
Согласовать и рекомендовать
Предполагается, что, принимая решение о проведении ПВ, контрольный орган в 20-дневный срок будет согласовывать с контролируемым лицом дату визита и фиксировать такое согласование.
В рамках такого визита предусмотрена возможность лишь давать разъяснения и рекомендации без внесения предписаний об устранении нарушений.
Но если инспектор выявит факт или «явную и непосредственную» угрозу причинения вреда, он должен будет незамедлительно уведомить свое руководство для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Времени на рассмотрение жалоб станет меньше
Новый документ вносит изменения и в досудебное обжалование действий территориальных органов ФМБА и их должностных лиц. Срок рассмотрения жалоб руководителями Агентства и его органов (п. 123 Положения) сократится с 20 до 15 рабочих дней с момента регистрации в подсистеме досудебного обжалования.

утв. постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 № 1050 (постановление № 1050).
Согласно пп. 10, 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» это организации, осуществляющие деятельность в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов: заготовку, хранение, транспортировку и клиническое использование донорской крови и (или) ее компонентов, а также безвозмездную передачу, обеспечение за плату, передачу для производства лекарственных средств и (или) медицинских изделий, утилизацию, ввоз на территорию РФ и вывозу за пределы территории РФ донорской крови и (или) ее компонентов.
К категории чрезвычайно высокого риска относится деятельность по группам тяжести «А» и «Б», группам вероятности «1» и «2».
Пункт 1 проекта, п. 21 проектируемой редакции Положения.
В этой части Положение будет приведено в соответствие с нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ч. 6.1 ст. 9, ч. 5 ст. 10).