Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Оплата перелета к месту лечения: почему НКО вынуждены открывать сборы на дорогу

/

Завершился XIX Ежегодный конгресс РООУ — один из самых масштабных профессиональных мероприятий в области отечественной онкоурологии

/

Проблемы и пути решения в сопроводительной терапии онкологических пациентов

/

Вице-президент Фонда «Вместе против рака» Полина Габай ответила на вопросы врачей сообщества «Врачи РФ»

/

Судебная практика «исключила» оплату обучения немедицинского персонала из структуры тарифа ОМС

/

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

В России вступили в силу положения о лечении детей препаратами офф-лейбл

/
Онкослужба
21 марта 2025
319

Инициатива регионов: амбулаторная химиотерапия в рамках ОМС

Автор: Фонд «Вместе против рака»

Инициатива регионов: амбулаторная химиотерапия в рамках ОМС

Законодательное Собрание Красноярского края внесло в Госдуму законопроект, который предусматривает включение амбулаторной химиотерапии в систему ОМС. Разберем, в чем нововведения, для чего нужны и как их планируют реализовать.

Нововведения предполагают обеспечение пациентов со злокачественными новообразованиями лекарственными препаратами за счет средств ОМС при лечении в амбулаторных условиях, если нет необходимости ежедневного наблюдения в стационаре.

Возможности не равны

Действующее регулирование закрепляет за системой ОМС финансирование лечения только в условиях стационара (круглосуточного и дневного), тогда как обеспечение препаратами в амбулаторных условиях остается в зоне ответственности региональных властей.

Анализ данных из 51 субъекта РФ, проведенный Законодательным Собранием Красноярского края в 2024 году, показал отсутствие единого подхода к финансированию противоопухолевой терапии в регионах.  Это приводит к неравномерности в доступе к терапии в зависимости от возможностей региональных бюджетов: расходы на одного пациента в год варьируются от 4 541 рубля (Воронежская область) до 905 961 рубля (Санкт-Петербург).

Из-за разных финансовых возможностей пациенты в одних регионах получают полноценную терапию, а в других доступ к препаратам ограничен. Это создает значительное неравенство в доступности лечения, что противоречит ст. 41 Конституции РФ, гарантирующей гражданам равное право на медицинскую помощь.

В законопроекте предлагается закрепить право медучреждений выдавать пациентам препараты на определенный срок, ориентируясь на дату следующего планового визита к врачу. Это позволит сократить количество визитов в стационар, повысить уровень соблюдения пациентами схем назначенного им лечения, снизить нагрузку на медучреждения, обеспечить преемственность медпомощи и сделать амбулаторное лечение более доступным и удобным для пациентов.

О чем забыли авторы

Как сказано в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, его реализация не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Однако профильный комитет Госдумы РФ по охране здоровья граждан отмечает, что это утверждение не обосновано.

Материалы к законопроекту не содержат:

  • оценку финансовых и экономических последствий реализации инициативы;
  • анализ влияния на доходы и расходы бюджетов различных уровней;
  • подсчет возможных дополнительных расходов в денежном выражении.

Комитет также указал, что принятие законопроекта может потребовать дополнительных средств из системы ОМС, что приведет к риску дефицита средств и, как следствие, к снижению доступности и качества медицинской помощи в рамках территориальных программ.

В декабре 2024 года Правительство направило отрицательное заключение на законопроект, мотивируя тем, что вопросы, которые затрагивает документ, в достаточной степени урегулированы.

Судебная практика

Законопроект закрепляет позицию, подтвержденную судами, о праве пациентов получать противоопухолевые препараты в амбулаторных условиях за счет средств ОМС.

В споре одной из больниц с ТФОМС (дело № А28-13997/2022) суд установил, что пациенты начали курс лечения в дневном стационаре, после чего, по их заявлениям, были переведены на амбулаторное лечение.

В рамках оказания медпомощи по ОМС больница выдала им противоопухолевый препарат «Капецитабин» для самостоятельного приема на дому. ТФОМС усмотрел в этом нарушение, полагая, что выдача препаратов на дом допустима только за счет регионального бюджета, а в рамках ОМС это нецелевое использование средств.

Однако суды признали действия больницы правомерными:

  • лечение онкозаболевания входит в базовую программу ОМС, а препарат включен в перечень ЖНВЛП;
  • отсутствие постоянного ежедневного наблюдения за пациентами в дневном стационаре, с учетом специфики онкологических заболеваний,не означает прекращения курса противоопухолевой терапии и не свидетельствует о завершении оказания медицинской помощи;
  • пациенты принимали препарат под контролем врача через телефонную и видео связь.

Верховный Суд РФ поддержал эти выводы и отказал ТФОМС в пересмотре дела.

Тем самым суд подтвердил, что онкопациенты имеют право получать противоопухолевые препараты для лечения на дому.

Позиция суда о правомерности выписки онкопациентов из дневного стационара с последующим приемом препаратов на дому была подтверждена еще в одном судебном решении (дело № A33-11114/2022).

Онкодиспансер оспаривал решение ТФОМС, который в ходе реэкспертизы выявил нарушение в преждевременном прекращении лечения онкопациентов в дневном стационаре с выдачей им препаратов для приема на дому. Суд признал действия ТФОМС правомерными и отказал диспансеру.

Апелляционный суд не согласился с этим и отметил следующее:

  • прохождение курса противоопухолевой лекарственной терапии в дневном стационаре не предполагало иного лечения − только прием лекарственных препаратов;
  • выписка пациентов и отсутствие наблюдения в дневном стационаре сами по себе не свидетельствуют о прекращении оказания курса противоопухолевой терапии, а также об отсутствии клинического эффекта;
  • оказание медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения) финансируется за счет средств ОМС.

В кассации эти выводы поддержали, а Верховный Суд РФ не нашел оснований для пересмотра дела по жалобе ТФОМС.

Таким образом, судебная практика подтверждает законность амбулаторного приема противоопухолевых препаратов в рамках ОМС. Эти решения стали важным аргументом в законопроекте.

Какие решения предлагает законопроект?

В законопроекте предложено закрепить в ПГГ перечень случаев, при которых граждане обеспечиваются лекарственными препаратами за счет средств ОМС при оказании медпомощи в амбулаторных условиях, включая обеспечение препаратами пациентов с ЗНО, не нуждающихся в ежедневном наблюдении в условиях дневного стационара и стационарных условиях.

Включение амбулаторной химиотерапии в базовую программу ОМС должно повысить доступность терапии, однако успех реализации будет зависеть от достаточности финансирования в системе ОМС.

Что касается перспектив принятия законопроекта, его поддержка со стороны региональных законодательных органов (в т.ч. Ивановской, Владимирской, Сахалинской и Томской областей) и судебная практика могут способствовать успешному прохождению инициативы. Однако окончательное решение будет зависеть от обсуждений в Госдуме и согласования с профильными министерствами и ведомствами.

В то же время законопроект требует конкретизации, особенно в части финансово-экономического обоснования. В пояснительной записке этот аспект раскрыт недостаточно подробно. Внесение соответствующих корректировок позволит более точно оценить перспективы его принятия.

telegram protivrakaru

Ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

П. 4 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 4 июля 2024 года № 7-3 016П «О законодательной инициативе Законодательного Собрания Красноярского края по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 35 Федерального Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Код 3.4. Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2021 г. № 231н, – «Преждевременное с клинической точки зрения прекращение оказания медицинской помощи при отсутствии клинического эффекта (за исключением случаев отказа застрахованного лица от медицинского вмешательства в установленных законодательством Российской Федерации случаях)».

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все