Цель субвенций – финансовое обеспечение организации ОМС на территориях регионов. Сейчас методика распределения субвенций предусматривает, что их размер определяется по формуле с учетом:
- численности застрахованного населения региона;
- норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, установленного в программе государственных гарантий;
- коэффициента дифференциации для региона;
- коэффициента корректировки по доле участия федеральных медицинских организаций в территориальной программе ОМС;
- общего размера субвенций, установленного в бюджете ФФОМС.
К этим показателям регулятор предлагает добавить новый – коэффициент доступности медицинской помощи для региона.
Определение доступности медпомощи в регионе
Коэффициент доступности медпомощи будет учитывать плотность населения по России в целом и в регионе. При этом нужно будет опираться на данные Росстата.
Новый коэффициент планируют лимитировать: если в регионе его значение меньше, чем 1,01, он принимается равным 1 (т. е. сумма субвенции не поменяется), а если больше 1,05, его значение принимается равным 1,05. Таким образом, «разгуляться» густонаселенным субъектам не удастся.
Судя по расчетам, представленным в пояснительной записке, объем бюджетных средств на предоставление субвенций с учетом предлагаемых изменений составит на 2024 год – 3,1 трлн руб., на 2025 год – 3,3 трлн руб., на 2026 год – 3,6 трлн руб.
Старые проблемы
Как видно, формула расчета субвенции не учитывает разные коэффициенты заболеваемости в регионах, в связи с чем выделяемые объемы финансирования в отдельных субъектах РФ недостаточны для оказания дорогостоящей онкологической помощи населению.
В свою очередь структура заболеваемости в субъекте РФ должна влиять на значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи, финансовых затрат и на норматив финансового обеспечения. Это одно из требований к территориальной программе ОМС.
Пояснительная записка сообщает, что проект разработали во исполнение августовского поручения вице-премьера Татьяны Голиковой. Чиновница тогда потребовала усовершенствовать методику, чтобы та учитывала особенности регионов. По мнению авторов проекта, применение коэффициента доступности позволит более равномерно обеспечить финансирование.
Счетная палата уже отмечала несовершенство показателей методики. В отчете за 2018–2020 годы она рекомендовала Правительству РФ скорректировать критерии расчета субвенций. В том числе упоминалось, что не учтен уровень заболеваемости по субъектам РФ.
Однако в проекте поправок к методике эти рекомендации не нашли отражения.
Методика утверждена постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 №462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования».
Коэффициент дифференциации учитывает районный коэффициент к заработной плате и процентную надбавку к ней (за стаж работы на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях, а также за работу в местах с особыми климатическими условиями), уровень среднемесячной заработной платы, а также коэффициент ценовой дифференциации бюджетных услуг.
Ст. 36 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
- доктор экономических наук