Что меняется и как должно быть
С 07.02.2025 вступает в силу приказ Минздрава, которым вносятся поправки в Положение о мониторинге формирования территориальных программ госгарантий (ТПГГ) бесплатного оказания медпомощи (утв. приказом Минздрава № 370н от 26.06.2015).
Их объем не должен быть меньше, чем это предусмотрено перечнем ЖНВЛП.
Дополнения внесены в п. 6 Положения, согласно которому Минздрав в течение 20 рабочих дней со дня поступления ТПГГ на бумажном носителе проводит анализ соответствия ТПГГ требованиям программы, утверждаемой Правительством ежегодно на финансовый год и плановый период, в части:
- структуры территориальной программы;
- сбалансированности по видам, условиям и формам оказания медицинской помощи, источникам их финансового обеспечения;
- нормативов объема медпомощи на одного жителя;
- нормативов финансовых затрат на единицу объема медпомощи, подушевых нормативов финансирования медпомощи;
- соблюдения требований к определению в территориальной программе порядка и условий предоставления медпомощи, в том числе сроков ее ожидания;
- критериев доступности и качества медицинской помощи.
Что происходит на самом деле
Судебная практика показывает, что на уровне регионов, особенно до внесения изменений в 2020 году в п. 5 ч. 2 ст. 81 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» существовала проблема установления в ТПГГ более узкого перечня льготных лекарственных препаратов по сравнению с перечнем ЖНВЛП, установленным Правительством.
Признавая недействующими такие положения ТПГГ, суды указывают, что федеральный законодатель определил обязанность субъекта РФ финансировать данную гарантию за счет регионального бюджета в соответствии с перечнем, утвержденным на федеральном уровне, и субъект РФ может только дополнить его в ТПГГ.
Между тем до сих пор остаются регионы, в которых региональные перечни сформированы уже и не включают лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП.
Например, в перечнях Омской области на 2023, 2024 и 2025 годы стабильно нет препаратов «Ранитидин», «Гепарин натрия», «Аминокапроновая кислота». Это прямое нарушение требований федерального закона № 323-ФЗ, на которое из года в год никто не реагировал. Полагаем, что изменения, о которых идет речь, положат конец незаконной практике.
Что касается вопроса оформления данного перечня в ТПГГ, здесь подходы регионов варьируются. Так, в ТПГГ Республики Башкортостан на 2022 год не было перечня как такового, но содержалась ссылка на обеспечение населения лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи в объеме не менее перечня ЖНВЛП.
Суды двух инстанций встали на сторону региональных властей и сослались на то, что перечень ЖНВЛП изменяется, а отсылочная норма в республиканской программе способствует более эффективному оказанию медицинской помощи.
Если власти субъекта желают включить в региональный перечень препараты сверх списка ЖНВЛП, они могут сформировать отдельный перечень или имплементировать его в общий региональный перечень, или же оформить в виде отдельного НПА, – выбор формы свободен, главное, чтобы был гарантирован установленный на федеральном уровне минимум лекобеспечения.
Выводы
Как показывает судебная практика и анализ ТПГГ, в регулировании льготного обеспечения граждан лекарственными препаратами на уровне регионов до сих пор встречаются нарушения в части сужения установленного на федеральном уровне перечня.
Поэтому рассматриваемые нововведения чрезвычайно важны, ведь в случае, если механизм контроля будет исправно работать, они поспособствуют гарантированному получению гражданами бесплатной медицинской помощи независимо от региона проживания.

Приложение № 1, Приложение № 2 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Приложение № 1 к Распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».
Изменения внесены в пп. 3, п. 4 ст. 3 ФЗ от 13.07.2020 № 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания» − об установлении ТПГГ перечней льготных лекарственных средств в объеме не менее, чем это установлено в перечне ЖНВЛП, утвержденном Правительством.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 № 59-АПА19-11.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2019 № 88-АПА19-8ю.
Постановление Правительства Омской области от 28.12.2022 № 790-п «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»; Постановление Правительства Омской области от 28 декабря 2023 года № 757-п «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»; Постановление Правительства Омской области от 26 декабря 2024 года № 797-п «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22.11.2022 по делу № 66а-2327/2022.