
Минздрав разработал сразу два документа, связанных с оценкой качества медпомощи: новые критерии оценки качества медицинской помощи (ККМП) и Порядок экспертизы качества медпомощи (ЭКМП), за исключением помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об ОМС.
Проекты соответствующих приказов предлагается внедрить с 1 сентября 2025 г.
ККМП формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций (КР).
Введение новых ККМП ведомство объясняет необходимостью актуализации в связи с ростом количества новых утвержденных КР, ныне действующий приказ Минздрава № 203н от 10.05.2017 г. утратит силу (далее – Приказ № 203н).
Структура проекта отличается от Приказа № 203н.
Несмотря на то, что, согласно положениям закона, ККМП должны формироваться исключительно по группам заболеваний (состояний), в Приказе № 203н целую главу посвятили ККМП по условиям оказания медпомощи. Эти критерии были предусмотрены для амбулаторных условий и для условий дневного и круглосуточного стационаров.
Глава включала общие требования к медицинской помощи вне зависимости от конкретного заболевания (состояния), обязательные при оказании медпомощи без привязки к конкретной патологии.
В проекте приказа глава исключена, а вместе с ней и «вольная трактовка» критериев: все без исключения представленные в проекте критерии предполагают однозначную оценку «да» или «нет».
Кроме общих положений новый документ содержит только одну главу, предусматривающую критерии оценки качества по группам заболеваний (состояний).
В отличие от Приказа №203н разделы сформированы по видам медпомощи и предусматривают критерии для первичной медико-санитарной и специализированной помощи отдельно.
По сравнению с установленным Приказом № 203н перечнем заболеваний (состояний), в проекте нового приказа он расширен: 21 раздел вместо 18.
Увеличилось количество подразделов за счет разделения ранее находившихся в одном подразделе нозологий на несколько (так, например, Приказ №203н содержит один подраздел 3.2.26. «ККМП взрослым при злокачественных новообразованиях щитовидной железы», в новом же проекте предусмотрено деление по формам (медуллярный и дифференцированный рак щитовидной железы).
Ранее единый в Приказе № 203н раздел «ККМП при остром нарушении мозгового кровообращения» (п. 3.9.1.) в новом проекте разбит на ишемический инсульт и транзиторную ишемическую атаку, попавшие в раздел неврологии (п. 2.6.9.1), и геморрагический инсульт, оставшийся в разделе болезней системы кровообращения (п. 2.9.3.2).
В отношении некоторых нозологий появились требования к применению новых методов диагностики и лечения, в частности, в отношении рака мочевого пузыря − определение экспрессии белка PDL1 иммуногистохимическим методом в соответствии с новыми КР.
В своих недавних письмах Минздрав отмечает, что КР − не нормативные акты. Они основаны на тщательном анализе научных данных, доступных во время их подготовки, имеют практическую направленность и выступают ориентиром для врача при оказании медпомощи в конкретных ситуациях. При этом врачи сохраняют право самостоятельно выбирать методы диагностики и лечения, ориентируясь на индивидуальные особенности пациента.
В то же время ККМП, разработанные на базе КР − основа для контроля качества лечения как аудиторами сферы ОМС, так и другими надзорными органами. В соответствии с пп. 3, 4 ст. 64 ФЗ №323 ККМП являются предметом ЭКМП, которая проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выборов методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (п. 1 ст. 64 ФЗ №323).
Второй проект касается определения порядка проведения ЭКМП, оказываемой вне ОМС.
Как следует из пояснительной записки, документ разработан взамен приказа Минздравсоцразвития России от 16.05.2017 № 226н «Об утверждении Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании», который должен быть отменен и до 1 сентября 2025 г. должен быть принят новый (далее — Приказ № 226н).
Что касается содержания проекта «нового» порядка проведения ЭКМП вне ОМС, изменений по сравнению с Приказом № 226н нет, за исключением последнего пункта 16, в котором говорится о необходимости направления готового экспертного заключения в Росздравнадзор.
«Новый» порядок представляет собой полностью переписанный Приказ № 226н по состоянию на 2017 год. При этом опубликованный проект содержит информацию из утративших законную силу нормативно-правовых актов, в частности, в отношении проведения государственного и ведомственного контроля.
Заключение
Рассмотренные проекты приказов Минздрава в опубликованном на данный момент виде, особенно проект приказа о порядке проведения ЭКМП вне ОМС, пока вызывают неоднозначную оценку и ряд вопросов, ответы на которые, возможно, будут получены по результатам публичного обсуждения.

ч. 2 ст. 64 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — ФЗ №323).
- к первичному осмотру пациента и срокам оказания такой помощи;
- к ведению медицинской документации, необходимости установления предварительного диагноза и формирования планов обследования и лечения;
- к срокам установления клинического диагноза, осмотра заведующим профильного отделения (для условий стационара);
- к назначению и выписке лекарственных препаратов, к корректировке плана обследования и лечения с учетом состояния пациента;
- к переводу пациентов по различным условиям оказания медпомощи;
- требование об отсутствии расхождения клинического диагноза и патолого-анатомического диагноза и др.
Письма от 24 января 2025 года № 17-1/3007018-3891, от 21 января 2025 года № 17-1/3003770-2772.
п. 10 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 1152 и Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1340н соответственно.