Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Пост-релиз
20 мая 2022
685

Медпомощь пациентам с орфанными заболеваниями обсудили медики, юристы и общественные организации

Автор: Фонд «Вместе против рака»
Медпомощь пациентам с орфанными заболеваниями обсудили медики, юристы и общественные организации
13 мая 2022 года в очно-заочном формате состоялся круглый стол, приуроченный к Международному дню наследственного ангионевротического отека. Представители крупных медицинских центров, общественных организаций и ведущие юристы обсудили широкий круг острых вопросов, актуальных для всей системы медицинской помощи в России – это и поставки препаратов в условиях санкций, и несоответствия между регулирующими лечение документами, и организация сбора данных для регистров, и мониторинг нежелательных явлений, и психологическая помощь пациентам, и многое другое. Вице-президент фонда «Вместе против рака» Полина Габай также приняла участие в этом мероприятии.

Лекобеспечение

Заместитель председателя фонда «Круг добра» Анна Кудря рассказала о деятельности фонда в условиях санкций. Наибольшее беспокойство в настоящее время вызывают поставки лекарственных препаратов для детей с тяжелыми заболеваниями. Фонд «Круг добра» организовал серию консультаций с поставщиками препаратов, и все поставщики подтвердили выполнение своих обязательств, никто из них не отказался работать.

К сожалению, пока это не устраняет проблему увеличения сроков поставки многих препаратов, поэтому на повестке дня в фонде сейчас в первую очередь стоит работа с измененными логистическими схемами поставки. Анна Кудря отметила, что в настоящее время готовится пакет предложений, в том числе законодательных, которые должны повысить устойчивость системы лекарственного обеспечения детей.

Организовали круглый стол Общество пациентов с наследственным ангионевротическим отеком и Институт иммунологии ФМБА России. Председатель правления общества Елена Безбожная и доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС к.ю.н. Илья Ушанков стали модераторами мероприятия.

Проблемы документации

Илья Ушанков выступил с правовым анализом проблем ведения медицинской документации. Эксперт рассмотрел нормативно-правовые требования к оформлению медицинских документов при назначении лечения, а также прокомментировал ошибки в оформлении, приведя примеры из практики – протоколы заседаний консилиумов и врачебных комиссий.

Юрист отдельно остановился на статусе врачебной комиссии и консилиума, оценив целесообразность проведения консилиумов при лечении пациентов с наследственным ангионевротическим отеком (НАО). Он подчеркнул, что нужно уделять особое внимание вопросу оформления меддокументов при обучении в медицинских вузах.

Комментируя доклад Ильи Ушанкова, президент Всероссийского общества гемофилии, сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев указал на то, что правильному заполнению врачами меддокументации могут способствовать удобные шаблоны этих документов. Кроме того, эксперт отметил важность обратной связи от пациентов: это помогает понимать, как правовые нормы реализуются на практике.

Клинические рекомендации и стандарты

Об общей проблеме всех клинических рекомендаций и стандартов рассказала вице-президент фонда «Вместе против рака», учредитель юридической компании «Факультет медицинского права», адвокат к.ю.н. Полина Габай. Она обратила внимание на отсутствие гармонизации между документами, в соответствии с которыми оказывается медицинская помощь, – клиническими рекомендациями и стандартами медпомощи.

В ходе аналитической работы фонда обнаружилось большое количество противоречий между документами. Из-за этого врачи на местах, по сути, лишены возможности соблюдать клинические рекомендации. Отдельные положения клинических рекомендаций, касающиеся как диагностики, так и лечения, не отражены в стандартах медпомощи и не включены в систему КСГ – как следствие, такая диагностика или лечение не оплачиваются по тарифам ОМС. Полина Габай подчеркнула важность той помощи, которую профессиональное и пациентское сообщества оказывают регулятору в деятельности по гармонизации документов, на основе которых принимаются врачебные решения, и системы оплаты лечения.

Ведущий научный сотрудник отделения иммунопатологии клиники Института иммунологии ФМБА России, доцент кафедры клинической иммунологии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова д.м.н. Елена Латышева сравнила содержание зарубежных и российских клинических рекомендаций. Эксперт назвала особенности клинических рекомендаций и позиционных документов: они формируются на основе накопленного опыта и данных клинических исследований; при этом рекомендации для пациентов с орфанными заболеваниями имеют низкий уровень доказательности. Документы разных стран отличаются, и их наполнение зависит в том числе от системы финансирования здравоохранения.

Подробно комментируя российские клинические рекомендации, Елена Латышева сообщила, что в настоящее время идет работа над новой версией документа, в которую, в частности, войдут опросники для оценки степени тяжести НАО у взрослых; кроме того, вероятно, изменятся положения о выборе препаратов для долгосрочной профилактики.

Психологическая помощь и терапевтическое обучение

На круглом столе была рассмотрена целесообразность включения в клинические рекомендации положений о психологической помощи. Клинический психолог Екатерина Шуткова, на протяжении нескольких лет консультирующая пациентов с НАО, отметила, что триггерами могут являться не только физические, но и психологические факторы (в том числе стресс). Кроме того, так называемые нозогенные тревожные расстройства может вызывать и само тяжелое течение болезни. В связи с этим необходима выработка критериев, по которым будет оцениваться потребность пациентов с НАО в психологической помощи.

Продолжил тему Юрий Жулев. Эксперт подчеркнул, что клинические рекомендации имеют большое значение для повышения доступности и качества медицинской помощи. Его выступление началось с анализа отдельных положений федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», касающихся определения качества медпомощи, организации ее оказания и экспертизы ее качества.

Эксперт отметил, что в клинических рекомендациях по гемофилии подробно описаны аспекты обучения пациентов и членов их семей. Это важное условие адекватной помощи таким пациентам. По мнению Юрия Жулева, аналогичные положения должны быть и в клинических рекомендациях по НАО. Также эксперт предложил включить в номенклатуру такую медицинскую услугу, как «школа пациента», поскольку ответственное отношение самого пациента к лечению и его дисциплинированность являются важными условиями успешности лечения.

Спикер отметил особую роль профессиональных некоммерческих организаций в разработке клинических рекомендаций, а также в осуществлении общественного контроля. Также в рамках доклада были рассмотрены функции врачебной комиссии при назначении препаратов, акцентировано внимание на том, что выписка из протокола решения врачебной комиссии должна выдаваться пациенту на руки.

В завершение своего доклада Юрий Жулев обратил внимание на ряд проблем. Ранее медработники скорой помощи отказывались вводить препараты, купленные самими пациентами. Эту проблему удалось частично решить: Минздрав в своем письме разъяснил, что работники выездных бригад скорой помощи вправе оказать помощь пациенту при применении препаратов, находящихся у пациента на хранении.

Статус решений консилиумов

Далее участники круглого стола – Юрий Жулев, Полина Габай и Илья Ушанков – обсудили проблему статуса решений федеральных консилиумов. Особенно остро вопрос об обязательности их выполнения встает в тех случаях, когда тактика лечения, выбранная для пациента на федеральном консилиуме, не совпадает с тактикой, которую выбрали врачи в регионе. Иногда выбранная в федеральном центре тактика по различным причинам просто не может быть реализована в региональной медорганизации, куда пациент возвращается на лечение. Как отметил Юрий Жулев, регионы объясняют неисполнение «федеральных назначений» тем, что ответственность за судьбу пациента несет лечащий врач. Не последнюю роль играют и финансовые возможности конкретного медучреждения.

В продолжение дискуссии Илья Ушанков напомнил о постановлении Правительства РФ от 30.06.2020 №965, согласно которому если врачебная комиссия одного стационара назначила пациенту препарат под конкретным торговым наименованием, то при лечении пациента в другом стационаре или в амбулаторных условиях ему назначается препарат под тем же торговым наименованием.

Полина Габай осветила еще один аспект этой проблемы: несоблюдение решений НМИЦ является нарушением оказания медпомощи и влечет за собой штрафные санкции, накладываемые на медучреждения, т. е. штраф и неоплату или неполную оплату затрат медорганизации на лечение.

Контроль нежелательных явлений

Заместитель главного врача, заведующая приемным отделением, аллерголог-иммунолог НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева Екатерина Викторова и клинический фармаколог отделения общебольничного медицинского персонала, врач-педиатр приемного отделения НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева Юрий Шифрин описали опыт медицинского центра по применению методов современной терапии НАО. Они прокомментировали законодательство в сфере фармаконадзора, проанализировали классификацию побочных реакций, а также существующие способы подачи извещения о нежелательной реакции или отсутствии терапевтического эффекта.

Кроме того, они рассказали о порядке действий врача при возникновении нежелательных побочных реакций или терапевтической неэффективности воспроизведенных лекарственных средств и биоаналогов.

Опыт НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева интересен также тем, что там проводится постоянное обучение врачей работе с клиническими рекомендациями. В помощь медицинским работникам на уровне медицинской организации разрабатываются алгоритмы, построенные на основе клинических рекомендаций.

Ведение регистров

Завершал круглый стол доклад заведующей отделом оптимизации лечения первичных иммунодефицитов, аллерголога-иммунолога консультативного отделения НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева к.м.н. Натальи Кузьменко. Она рассказала, что регистр пациентов с первичными иммунодефицитами Национальной ассоциации экспертов в области первичных иммунодефицитов был создан 5 лет назад. Регистр включает ретроспективные и проспективные данные пациентов. Сейчас в регистре находятся данные более 4 тыс. пациентов всех возрастов с первичными иммунодефицитами. Из них пациентов с НАО – 472.

Анализ данных регистра позволяет судить о состоянии диагностики НАО: например, оценить такой важнейший показатель, как частота задержки постановки диагноза.

Помимо задержек постановки диагноза, результаты анализа ведения регистра позволили выделить такую проблему, как отсутствие в отдельных регионах зарегистрированных пациентов с НАО, что связано не с разной заболеваемостью в регионах, а с проблемами диагностики.

Предложения, озвученные экспертами, будут включены в итоговый документ, который планируется направить врачебному сообществу и в органы здравоохранения.

telegram protivrakaru

Это закреплено в приказах Минздрава России от 19.03.2021 №231н и от 28.02.2019 №108н.

Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Латышева Елена Александровна
Латышева Елена Александровна
ведущий научный сотрудник отделения иммунопатологии клиники ФГБУ «ГНЦ Институт иммунологии» ФМБА России
  • доцент кафедры клинической иммунологии ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
  • доктор медицинских наук
Латышева Елена Александровна
Латышева Елена Александровна
ведущий научный сотрудник отделения иммунопатологии клиники ФГБУ «ГНЦ Институт иммунологии» ФМБА России
  • доцент кафедры клинической иммунологии ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
  • доктор медицинских наук
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все