Мероприятие организовали Росздравнадзор, Минздрав России и ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора. Проводится оно с 2016 года, и в этот раз было приурочено к 150-летию Н.А. Семашко.
В конференции приняли участие почти тысяча человек из 89 регионов России, 275 городов, 440 представителей органов власти субъектов РФ, а также участники из Республики Беларусь, Узбекистана, Киргизии и Израиля.
Первый заместитель министра здравоохранения РФ Виктор Фисенко рассказал, что такое качество медицинской помощи:
«Качество, в моем понимании, – это 3 составляющие. Это современная инфраструктура. Это тщательно отрегулированные процессы, которые позволяют достигнуть положительного результата. Наш основной результат – достижение ожидаемой продолжительности жизни населения. … Мы не должны забывать, как о непосредственно объективном качестве медпомощи. Это экспертная оценка со стороны специалистов здравоохранения. Но мы и не должны забывать о пациентах, потому что удовлетворенность наших граждан медицинской помощью – это очень важный показатель с точки зрения оценки действий государства».
Заместитель министра отметил, что ключевую роль в качественном оказании медицинской помощи играет национальный проект «Здравоохранение». И не забыл упомянуть такие инструменты, как национальные проекты по борьбе с сосудистыми и онкологическими заболеваниями, совершенствование научно-технической базы и схем лечения, высокотехнологичная медицинская помощь.
Председатель ФФОМС Илья Баланин рассказал о модернизации системы контроля за оказанием медицинской помощи, в первую очередь, качеством медицинской помощи.
По словам председателя ФФОМС, изменились механизмы деятельности страховых медицинских организаций с точки зрения их взаимодействия с застрахованными лицами.
«От публичного информирования мы перешли к индивидуальному сопровождению застрахованных лиц. Сейчас это персональное информирование, персональное оповещение, помощь в записи на прием к врачу, организация удобного времени посещения медицинской организации, мониторинг результатов посещения медицинской организации (например, прохождения диспансеризации), помощь в выборе медицинской организации для стационарного оказания медицинской помощи. Страховые организации проводят опросы об удовлетворенности застрахованных лиц медицинской помощью, отчеты по результатам которых ежемесячно предоставляются в министерство и федеральный фонд. И, конечно, по результатам оказанной медицинской помощи проводятся контрольно-экспертные мероприятия» – отметил руководитель Фонда.
Кроме того, «за 9 месяцев текущего года в страховые медицинские организации поступило порядка 3,5 млн обращений со стороны застрахованных лиц. В основном, эти обращения связаны с просьбой разъяснить или пояснить отдельные положения. Но 33,5 тыс. были жалобы на оказание некачественной медицинской помощи. И после проведения контрольно-экспертных мероприятий 23,7 тыс. жалоб признаны обоснованными и все они были урегулированы. Ежегодно проводится более 33 млн экспертных мероприятий. При выявлении дефектов оказания медицинской помощи накладываются штрафные санкции. Но доля штрафных санкций ежегодно снижается… на сегодня доля всех штрафов за некачественное оказание медицинской помощи составила 0,76%. Это говорит о том, что качество оказания медицинской помощи у нас растет».
Соответственно, как сообщает ФОМС, доля жалоб, поступивших в страховые медицинские организации на оказание некачественной медицинской помощи, составила менее 1%.
Из презентационных материалов фонда, доля нарушений со стороны медицинских организаций снизилась за 6 месяцев 2023 год в сравнении с 6 месяцами 2024 года:
- с 1,4% до 0,7% – нарушения, связанные с несвоевременным назначением лечения пациентам с онкологическими заболеваниями;
- с 1,5% до 1,3% – нарушения, связанные с установлением неверного диагноза;
- с 3,5% до 3,1% – нарушения, связанные с необоснованным назначением лекарственных препаратов.
В докладе освещены вопросы проведения «тематической» экспертизы качества оказания медицинской помощи. Доля нарушений при лечении больных с онкологическими заболеваниями, связанных с несвоевременным началом, окончанием и возобновлением очередного цикла химиотерапии, также показала тенденцию к снижению – с 1,24% в 2022 году до 0,4% в 1 полугодии 2024 года.
Кроме того, докладчик рассказал о переходе системы контроля качества на риск-ориентированную модель и комплексный подход к оказанию медицинской помощи (от амбулаторного звена до стационара).
«По поручению Правительства РФ мы разрабатываем чек-листы в целях стандартизации подходов и оценки при проведении экспертиз качества. Сейчас разработано около 200 листов, которые направлены на утверждение в Министерство здравоохранения. С 1 января планируем постепенно внедрять их в работу экспертов» – подытожил И. Баланин.
С видеозаписью пленарного заседания можно ознакомиться здесь.