Напомним, что в рамках задачи БОЗ «Новое строительство и реконструкция» изначально планировалось строительство пяти новых корпусов онкологических диспансеров (Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Хакасия, Волгоградская область, Липецкая область), строительство трех онкологических диспансеров (Костромская область, Саратовская область, Томская область) и реконструкция двух федеральных объектов (МНИОИ им. П.А. Герцена и НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова). На указанные цели БОЗ изначально предусмотрено 36 млрд 799 млн руб. Мероприятия реализуются в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (далее – ФАИП).
Фактически в рамках БОЗ финансируется строительство (реконструкция) и других объектов. Согласно сведениям официального портала ФАИП и отчету Минздрава за 2022 год в настоящий момент продолжаются работы над объектами здравоохранения онкопрофиля в Воронежской, Ярославской, Тульской, Смоленской, Пензенской, Мурманской областях, Республике Кабардино-Балкарии и Республике Саха, Ставропольском крае. Также в 2023 году получено разрешение на ввод в эксплуатацию главного лечебного корпуса онкодиспансера в Рязанской области.
Конечный размер субсидий каждому отдельному региону, а также общая сумма федерального софинансирования на 2023–2025 годы Правительством не изменены. Корректировке подверглось лишь распределение по годам сумм, полагающихся восьми субъектам РФ (см. таблицу).
Корректировка федерального софинансирования на 2023–2025 годы для отдельных субъектов РФ
Регион | Факт строительства объектов онкопрофиля в 2023–2025 годах | Планируемые сроки ввода в эксплуатацию и актуальный технический результат | Характер перераспределения субсидии |
Республика Хакасия | Нет | – | – |
Ставропольский край | ГБУЗ Ставропольского края «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер», г. Ставрополь (строительство лечебно-диагностического корпуса) | Изначальный срок ввода объекта в эксплуатацию – 2024 год, в настоящий момент срок перенесен на 2026 год. Строительная готовность объекта составляет 45% | Перенос части субсидии с 2024 года на 2023 год |
Орловская область | Нет | – | – |
Пензенская область | ГБУЗ «Областной онкологический диспансер», г. Пенза (строительство лабораторно-диагностического корпуса по адресу: 440071, г. Пенза, пр. Строителей, 37а) | Срок ввода в эксплуатацию – 2024 год, по состоянию на конец 2022 года строительная готовность объекта составляла 25,3%, к июлю 2023 года – около 80% | Полный перенос субсидии с 2024 года на 2023 год |
Ростовская область | Нет | – | – |
Саратовская область | ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер», г. Саратов (строительство онкологического диспансера на 200 коек, 20 мест дневного пребывания, 12 коек реанимации и интенсивной терапии, поликлиники на 300 посещений в смену) | Изначальный срок ввода объекта в эксплуатацию – 2022 год, срок перенесен на 2024 год. Строительная готовность на объекте по состоянию на 2022 год составляла 67%, на февраль 2023 года – почти 70% | Полный перенос субсидии с 2024 и 2025 годов на 2023 год |
Смоленская область | ГБУЗ «Смоленский областной онкологический клинический диспансер», г. Смоленск (строительство онкологического диспансера) | Срок ввода объекта в эксплуатацию – 2024 год, идет строительство | Перенос части субсидии с 2023 года на 2024 год |
Тульская область | ГУЗ «Тульский областной онкологический диспансер», г. Тула (строительство онкологического центра в г. Туле, в том числе проектно-изыскательские работы) | Срок ввода объекта в эксплуатацию – 2024 год. Строительная готовность на объекте по состоянию на 2022 год составляла 59,5%, в мае 2023 года – 76% | Полный перенос субсидии с 2024 года на 2023 год |
С чем связано перераспределение субсидий?
Однозначно определить, обусловлено ли перераспределение субсидий производственной необходимостью именно по онкостройкам, сложно, так как в нормативных актах указывается общий размер субсидии по госпрограмме «Развитие здравоохранения» без разбивки на федеральные проекты, в том числе БОЗ. Между тем кое-какие причинно-следственные связи прослеживаются. Например, в Ставрополе «переброска» денег, скорее всего, с БОЗ не связана: там уже который год не могут достроить Краевую детскую клиническую больницу.
Напротив, перенос субсидии для Саратовской области на 2023 год связан, по всей видимости, со строительством онкодиспансера, открытие которого запланировано, по словам главы региона, к концу 2023 года. Аналогичная ситуация отмечается и в Тульской области, где в декабре 2023 года ожидают открытие нового онкоцентра.
Вместе с тем даже перераспределение субсидий не является «лекарством от всех болезней», так как не всегда помогает соблюсти намеченные сроки. Население того же Саратова, который получил все полагающиеся за 3 года средства в текущем году, открытия учреждения к концу 2023 года, как это было обещано главой региона президенту страны, рискует так и не дождаться: решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.06.2023 по делу №А57-7867/2023 удовлетворены требования подрядчика о переносе срока исполнения госконтракта на декабрь 2024 года.
На проблемы неосвоения бюджетов и переноса сроков завершения строительства медицинских объектов все чаще обращает внимание Счетная палата РФ. К примеру, в 2022 году Минздравом России не введены в эксплуатацию 12 из 19 подлежащих вводу объектов, из них четыре медстройки онкопрофиля (лечебный корпус онкодиспансера Рязани, онкодиспансер в Саратове, хирургические корпусы онкобольницы Ярославля и Томского онкодиспансера).
Согласно паспорту БОЗ указанная сумма предусматривалась к выделению на период 2019–2022 годов. Фактически указанные денежные средства доводились регионам в качестве межбюджетных трансфертов (субсидий) в соответствии с законами о федеральном бюджете на соответствующие периоды. Строительство медобъектов онкопрофиля в 2023 году продолжает финансироваться за счет средств в рамках БОЗ: согласно закону о федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в 2023 году сумма софинансирования составляет 7 659 202 700 руб., в 2024 году – 5 601 608 400 руб.
ФАИП – программа, в соответствии с которой осуществляется предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета на реализацию инвестиционных проектов строительства и реконструкции (ст. 179.1 Бюджетного кодекса РФ).
Строительство ведется в рамках проекта «Развитие детского здравоохранения». Изначальный срок введения в эксплуатацию (2021 год) перенесен на 2023 год, а в январе 2023 года глава региона направил обращение в Минздрав России о выделении дополнительного финансирования на завершение строительства.