Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

Минздрав ставит целевые показатели по улучшению здоровья россиян. А когда не достигает их — манипулирует статистикой

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Финансы
16 августа 2023
535

Правительство перераспределило субсидии на строительство медицинских объектов

Автор: «Факультет медицинского права»
Правительство перераспределило субсидии на строительство медицинских объектов
Правительство изменило финансирование строительства медицинских объектов по госпрограмме «Развитие здравоохранения» в 2023–2025 годах. В нее, помимо проектов «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» и «Развитие инфраструктуры здравоохранения», входит также федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» (далее – БОЗ).

Напомним, что в рамках задачи БОЗ «Новое строительство и реконструкция» изначально планировалось строительство пяти новых корпусов онкологических диспансеров (Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Хакасия, Волгоградская область, Липецкая область), строительство трех онкологических диспансеров (Костромская область, Саратовская область, Томская область) и реконструкция двух федеральных объектов (МНИОИ им. П.А. Герцена и НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова). На указанные цели БОЗ изначально предусмотрено 36 млрд 799 млн руб. Мероприятия реализуются в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (далее – ФАИП).

Фактически в рамках БОЗ финансируется строительство (реконструкция) и других объектов. Согласно сведениям официального портала ФАИП и отчету Минздрава за 2022 год в настоящий момент продолжаются работы над объектами здравоохранения онкопрофиля в Воронежской, Ярославской, Тульской, Смоленской, Пензенской, Мурманской областях, Республике Кабардино-Балкарии и Республике Саха, Ставропольском крае. Также в 2023 году получено разрешение на ввод в эксплуатацию главного лечебного корпуса онкодиспансера в Рязанской области.

Конечный размер субсидий каждому отдельному региону, а также общая сумма федерального софинансирования на 2023–2025 годы Правительством не изменены. Корректировке подверглось лишь распределение по годам сумм, полагающихся восьми субъектам РФ (см. таблицу).

Корректировка федерального софинансирования на 2023–2025 годы для отдельных субъектов РФ

Регион

Факт строительства объектов онкопрофиля

в 2023–2025 годах

Планируемые сроки ввода в эксплуатацию и актуальный технический результат

Характер перераспределения субсидии

Республика Хакасия

Нет

Ставропольский край

ГБУЗ Ставропольского края «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер»,

г. Ставрополь (строительство лечебно-диагностического корпуса)

Изначальный срок ввода объекта в эксплуатацию – 2024 год, в настоящий момент срок перенесен на 2026 год. Строительная готовность объекта составляет 45%

Перенос части субсидии с 2024 года на 2023 год

Орловская область

Нет

Пензенская область

ГБУЗ «Областной онкологический диспансер», г. Пенза (строительство лабораторно-диагностического корпуса по адресу: 440071, г. Пенза, пр. Строителей, 37а)

Срок ввода в эксплуатацию – 2024 год, по состоянию на конец 2022 года строительная готовность объекта составляла 25,3%, к июлю 2023 года – около 80%

Полный перенос субсидии с 2024 года на 2023 год

Ростовская область

Нет

Саратовская область

ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер», г. Саратов (строительство онкологического диспансера на 200 коек, 20 мест дневного пребывания, 12 коек реанимации и интенсивной терапии, поликлиники на 300 посещений в смену)

Изначальный срок ввода объекта в эксплуатацию – 2022 год, срок перенесен на 2024 год. Строительная готовность на объекте по состоянию на 2022 год составляла 67%, на февраль 2023 года – почти 70%

Полный перенос субсидии с 2024 и 2025 годов на 2023 год

Смоленская область

ГБУЗ «Смоленский областной онкологический клинический диспансер», г. Смоленск (строительство онкологического диспансера)

Срок ввода объекта в эксплуатацию – 2024 год, идет строительство

Перенос части субсидии с 2023 года на 2024 год

Тульская область

ГУЗ «Тульский областной онкологический диспансер», г. Тула (строительство онкологического центра в г. Туле, в том числе проектно-изыскательские работы)

Срок ввода объекта в эксплуатацию – 2024 год. Строительная готовность на объекте по состоянию на 2022 год составляла 59,5%, в мае 2023 года – 76%

Полный перенос субсидии с 2024 года на 2023 год

С чем связано перераспределение субсидий?

Однозначно определить, обусловлено ли перераспределение субсидий производственной необходимостью именно по онкостройкам, сложно, так как в нормативных актах указывается общий размер субсидии по госпрограмме «Развитие здравоохранения» без разбивки на федеральные проекты, в том числе БОЗ. Между тем кое-какие причинно-следственные связи прослеживаются. Например, в Ставрополе «переброска» денег, скорее всего, с БОЗ не связана: там уже который год не могут достроить Краевую детскую клиническую больницу.

Напротив, перенос субсидии для Саратовской области на 2023 год связан, по всей видимости, со строительством онкодиспансера, открытие которого запланировано, по словам главы региона, к концу 2023 года. Аналогичная ситуация отмечается и в Тульской области, где в декабре 2023 года ожидают открытие нового онкоцентра.

Вместе с тем даже перераспределение субсидий не является «лекарством от всех болезней», так как не всегда помогает соблюсти намеченные сроки. Население того же Саратова, который получил все полагающиеся за 3 года средства в текущем году, открытия учреждения к концу 2023 года, как это было обещано главой региона президенту страны, рискует так и не дождаться: решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.06.2023 по делу №А57-7867/2023 удовлетворены требования подрядчика о переносе срока исполнения госконтракта на декабрь 2024 года.

На проблемы неосвоения бюджетов и переноса сроков завершения строительства медицинских объектов все чаще обращает внимание Счетная палата РФ. К примеру, в 2022 году Минздравом России не введены в эксплуатацию 12 из 19 подлежащих вводу объектов, из них четыре медстройки онкопрофиля (лечебный корпус онкодиспансера Рязани, онкодиспансер в Саратове, хирургические корпусы онкобольницы Ярославля и Томского онкодиспансера).

telegram protivrakaru

Согласно паспорту БОЗ указанная сумма предусматривалась к выделению на период 2019–2022 годов. Фактически указанные денежные средства доводились регионам в качестве межбюджетных трансфертов (субсидий) в соответствии с законами о федеральном бюджете на соответствующие периоды. Строительство медобъектов онкопрофиля в 2023 году продолжает финансироваться за счет средств в рамках БОЗ: согласно закону о федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в 2023 году сумма софинансирования составляет 7 659 202 700 руб., в 2024 году – 5 601 608 400 руб.

ФАИП – программа, в соответствии с которой осуществляется предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета на реализацию инвестиционных проектов строительства и реконструкции (ст. 179.1 Бюджетного кодекса РФ).

Строительство ведется в рамках проекта «Развитие детского здравоохранения». Изначальный срок введения в эксплуатацию (2021 год) перенесен на 2023 год, а в январе 2023 года глава региона направил обращение в Минздрав России о выделении дополнительного финансирования на завершение строительства.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Камолов Баходур Шарифович
Камолов Баходур Шарифович
Главный редактор
Потерянные и забытые
Потерянные и забытые
И снова о документе, который уже больше года никому не дает покоя – приказе №116н – порядке оказания онкологической помощи взрослым, который начал действовать с 2022 года. В адрес этого документа высказано так много замечаний и организаторами здравоохранения, и руководителями лечебных учреждений, и рядовыми врачами, что, казалось бы, говорить больше не о чем. К сожалению, это не так: тема оказалась неисчерпаемой. Эксперты фонда «Вместе против рака» тоже и уже не раз давали оценки новому порядку. Сегодня хочу остановиться на одном аспекте, имеющем колоссальную важность: речь пойдет о двух категориях онкологических больных, которым не нашлось места в новом порядке. Фактически о них просто забыли. Однако не забыл о них следственный комитет. Как раз на днях «Медицинская газета» осветила уголовное дело в отношении врача-хирурга, выполнившего спасительную резекцию ректосигмоидного отдела толстой кишки.

Если человека нельзя вылечить, то это не значит, что ему нельзя помочь

Таков основной посыл паллиативной помощи. Однако ее возможности ограничены: в частности, для онкологических пациентов не предусмотрена хирургическая помощь. Равно как не предусмотрена она и соответствующим порядком онкологической помощи. Речь о пациентах с распространенным раком, которые не могут быть прооперированы радикально, но нуждаются в паллиативном хирургическом вмешательстве. Такая помощь обеспечивает более высокое качество дожития, например, онкобольных с кишечной непроходимостью, кровотечениями при распространенном процессе, с нарушением оттока мочи, скоплением жидкости в плевральной или брюшной полости и т. д. Химиотерапевты не могут без стабилизации состояния провести таким пациентам лекарственное лечение. В специализированных онкологических учреждениях симптоматическая хирургия не предусмотрена. Да и вообще система паллиативной помощи не подразумевает хирургию. В неспециализированных учреждениях таких пациентов теперь тоже не ждут, если стационар не включен в региональную систему маршрутизации онкобольных.

С вступлением в силу приказа №116н такой больной может быть госпитализирован в многопрофильный стационар только как неонкологический пациент. Чтобы не нарушать никакие порядки и получить оплату за данный клинический случай, врачи вынуждены хитрить и фантазировать, выдумывая обоснования для госпитализации.

Часть людей обращается за такой помощью в частные клиники. Еще часть – в хосписы и паллиативные отделения, но вот только там нет хирургии. Таким образом, сформировалась когорта онкобольных, на которых действие нового порядка не распространяется. Подсчитать число таких пациентов сложно, так как теперь они находятся вне зоны внимания онкослужбы.

Между небом и землей

Ситуация вокруг этих больных нередко обрастает и дополнительными сложностями, которые недавно освещала наша редакция по результатам большого аналитического исследования, посвященного вопросам паллиативной помощи в России.

Во-первых, не все онкологи сообщают пациенту, что возможности лечения заболевания исчерпаны. Из-за этого не выдают направление в специализированные паллиативные отделения или хосписы. А некоторые просто не знают, что требуется дополнительное заключение. И складывается ситуация, когда пациент не получает онкологическое лечение, поскольку показаний уже нет, но и нет возможности получить паллиативную помощь, поскольку отсутствует направление от врача-онколога. Но наиболее важно то, что в контексте хирургической паллиативной помощи такие пациенты попросту вне курации обеих служб, т. е. без гарантий и помощи.

Во-вторых, имеются интересные особенности в преемственности онкологической и паллиативной помощи, а именно: странное «блуждание» пациентов между паллиативом и онкологией. Это обусловлено тем, что сопроводительная терапия в онкологическом секторе, в том числе уход за пациентом, обезболивание, устранение тошноты и рвоты, толком не регулируется и не оплачивается по программе госгарантий. Поэтому тяжелые, фактически умирающие от осложнений, пациенты попадают в паллиатив. А там при грамотном подходе буквально оживают и возвращаются в онкологические учреждения, чтобы продолжить основное лечение. С клинической точки зрения это нонсенс.

Сопровожден до осложнений

Означенные проблемы онкослужбы дали почву для появления другой когорты онкологических пациентов, оказание помощи которым не предусмотрено ни новым минздравовским порядком, ни иными нормативными актами, регулирующими данную сферу здравоохранения.

Я говорю о тех, кто нуждается в сопроводительной терапии осложнений, наступающих во время лечения онкологических заболеваний. По большому счету к их числу относятся все 100% онкобольных, поскольку те или иные неблагоприятные последствия «химии» возникают у каждого. Таких состояний много: тошнота, рвота, нейтропения, тромбоцитопения, анемия, инфекции, мукозиты, болевой синдром и т. д.

Да, онкологи назначают пациентам препараты, снижающие негативные проявления последствий химиотерапии, в частности противорвотные средства. Но, во-первых, такие препараты покупаются обычно за средства пациентов, во-вторых, состояния могут быть куда более серьезными, они не снимаются приемом таблетированных лекарств и требуют проведения инфузионной либо иной терапии в стационарных условиях. Однако попасть туда не так просто. В онкологической службе вся помощь исключительно плановая, поэтому онкобольной с осложнениями может поступить только в общелечебную сеть, где не всегда знают, как помочь пациенту с диагнозом «онкология» в случае резкого снижения гемоглобина, высокого лейкоцитоза и пр.

Иными словами, из поля зрения авторов порядка оказания онкологической помощи и разработчиков клинических рекомендаций выпала не просто группа больных, а целый раздел лечения. Хотя справедливости ради надо сказать, что «проведение восстановительной и корригирующей терапии, связанной с возникновением побочных реакций на фоне высокотоксичного лекарственного лечения» предусмотрено как одна из функций онкологических учреждений, однако соответствующих условий для реализации нет.

До сих пор нет ни отдельного тома клинических рекомендаций по сопроводительной терапии осложнений онкологических заболеваний, ни соответствующих разделов в профильных клинических рекомендациях по злокачественным новообразованиям, за редким исключением, которое еще больше подтверждает правило. А коль скоро нет клинических рекомендаций по оказанию данного вида медицинской помощи, нет и тарифов на него. А если нет тарифов, медицинские организации не могут заниматься сопроводительной терапией осложнений онкологических заболеваний. Круг замкнулся.

Безусловно, некая положительная тенденция к решению этой проблемы есть. Для начала в последние годы она довольно активно обсуждается. Кроме того, с 2023 года введен подход по использованию коэффициента сложности лечения пациента (КСЛП), который «удорожает» базовый тариф, доплата предназначена для возмещения расходов на сопроводительную терапию. Однако механизм крайне выборочно покрывает препараты, используемые для лечения осложнений, да и сумма в 16–18 тыс. руб. зачастую меньше реальных расходов.

Если бы данный вид медицинской помощи нашел полноценное отражение в клинических рекомендациях и новом порядке, это позволило бы создать в онкодиспансерах отделения сопроводительной терапии, которые принимали бы пациентов с осложнениями в режиме 24/7, в том числе по экстренным показаниям.

Что же происходит в реальности? То же, что и в случае с первой категорией онкобольных: человек сам приобретает нужные препараты и (или) ищет врача или медсестру, которые готовы ему помочь. Какими в случае неблагоприятных событий могут быть юридические последствия такой помощи «по договоренности», несложно представить.

21/03/2023, 12:05
Комментарий к публикации:
Потерянные и забытые
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все