Общественный контроль в здравоохранении реализуется с 2022 года. В это время стартовал проект «ЗдравКонтроль», который действует уже в 50 регионах страны. Цель проекта – повысить доступность и качество государственной медицинской помощи.
Проект включает медицинские телеграм-чаты, гражданские форумы, общественные проверки медицинских организаций, социологические опросы населения по актуальным вопросам и проблемам в медицине, дни общественного здоровья и многое другое.
На сегодняшний день общественный контроль регулируется Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Но, по мнению заместителя председателя комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан Евгения Мартынова, данный федеральный закон не в полной мере раскрывает сферы и направления общественного контроля, что и послужило причиной разработки методических рекомендаций по осуществлению общественного контроля именно в сфере здравоохранения.
На проблемы, связанные с проектом, обратил внимание и академик РАН, д. м. н., профессор, руководитель рабочей группы по онкологии, онкогематологии и трансплантации Комитета Госдумы по охране здоровья Александр Румянцев, отметив, что контроль отношений пациента и врача не урегулирован, социальные службы не задействованы, а права модераторов и волонтеров проекта, касающиеся доступа к персональным данным пациентов, нуждаются в уточнении. Более подробно о списке замечаний читайте в нашем материале.
Общественный контроль (в общем смысле) – это деятельность уполномоченных лиц по наблюдению за работой некоторых органов и организаций государственной власти, местного самоуправления, муниципалитета и прочих организаций, осуществляющих публичные полномочия. Кроме того, общественный контроль наделен правом проверки, анализа и оценки издаваемых вышеперечисленными органами и организациями актов и принимаемых решений. Уполномоченными лицами являются субъекты общественного контроля, а именно: Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ, общественные палаты (советы) муниципальных образований.
По результатам мероприятий общественного контроля готовится итоговый документ, который направляется проверяемому органу или организации, а также органу государственной власти или местного самоуправления, которому подведомственно проверяемое лицо. Кроме того, документ может быть направлен в средства массовой информации. Получившие документ должностные лица обязаны рассмотреть его и направить обоснованные ответы.
В отдельных сферах деятельности общественный контроль может также регулироваться дополнительно. В сфере здравоохранения он регулируется и Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Так, ст. 79.1 закона № 323-ФЗ установлены понятие независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, права общественных советов по независимой оценке качества, общие положения о размещении информации о результатах контрольных мероприятий и предусмотрена ответственность руководителей медицинской организации.
Цель общественного контроля – независимая оценка условий оказания услуг медицинскими организациями. Оценка качества медицинской помощи в предмет общественного контроля не входит. То есть как провели медицинскую манипуляцию или квалификацию какого-либо врача, в рамках общественного контроля оценить не получится, а вот отсутствие пандусов в медицинской организации или большие очереди в поликлинике – можно.
Если медицинская организация, которая участвует в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, не устранила нарушения, которые выявили в ходе общественного контроля, ответственность будет нести ее руководитель в порядке, установленном трудовым законодательством (ч. 17 ст. 79.1 закона № 323-ФЗ).
Помимо этого, закон № 323-ФЗ регулирует такую форму общественного контроля в здравоохранении, как публичные слушания по вопросам ликвидации либо прекращения деятельности обособленного подразделения медицинской организации, единственной в сельском населенном пункте и подведомственной региональному органу власти либо органу местного самоуправления (ч. 3, 4 ст. 29.1 закона № 323-ФЗ).
Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» предусмотрен общественный контроль за обеспечением права лиц, находящихся в местах принудительного содержания, на охрану здоровья, который осуществляют наблюдательные комиссии.
Как видно из действующих нормативно-правовых актов, это направление нельзя назвать подробно урегулированным.
Возможно, утверждение документа позволит установить и упорядочить процедуру общественного контроля качества условий оказания медицинской помощи, урегулировать права и обязанности ее участников и заложить правовую основу партнерских отношений участников проекта и медорганизаций. Однако пока проект методических рекомендаций не опубликован, ожидаем новостей о его судьбе.
