Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Пост-релиз
13 июля 2022
2067

В Госдуме прошло рабочее совещание по вопросу урегулирования терапии CAR-T

Автор: Фонд «Вместе против рака», «Факультет медицинского права»
В Госдуме прошло рабочее совещание по вопросу урегулирования терапии CAR-T
8 июля 2022 года состоялось рабочее совещание Экспертного совета по редким (орфанным) заболеваниям Комитета Государственной Думы по охране здоровья. В рамках мероприятия представители Минздрава, Минпромторга, крупных медицинских центров, некоммерческих организаций и бизнеса выработали предложения по совершенствованию законодательства в области применения и развития клеточных технологий в Российской Федерации. С инициативой проведения встречи на парламентском уровне выступило руководство фонда «Вместе против рака». Принципиальным условием мероприятия было не просто перечисление имеющихся проблем и пробелов в регулировании этой сферы, а формирование конкретных позиций, которые будут рассмотрены на заседании Комитета по охране здоровья в рамках осенней сессии.

С приветственным словом к участникам рабочего совещания обратился председательствующий – депутат Государственной Думы, научный руководитель НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева академик РАН, профессор Александр Румянцев. Он подчеркнул важность правового регулирования для развития клеточной терапии в России, а также обозначил повестку встречи.

Клинический опыт: основа основ

Практическим опытом проведения терапии CAR-T поделились специалисты научных медицинских центров: заместитель генерального директора – директор Института молекулярной и экспериментальной медицины НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева д.м.н. Михаил Масчан, генеральный директор НМИЦ гематологии, главный внештатный специалист-гематолог Минздрава России д.м.н. Елена Паровичникова, заведующая научной лабораторией трансплантологии отдела биотехнологии НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой к.м.н. Марина Попова.

Михаил Масчан представил обзорный экскурс в историю развития терапии CAR-T, рассмотрел существующие принципы и модели производства CAR-T-клеток, подчеркнув, что индустриальный и академический форматы являются не взаимоисключающими, а комплементарными. Эксперт подчеркнул, что с 2018 по 2022 год в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева терапию CAR-T по индивидуальным показаниям при неизлечимых формах острого лимфобластного лейкоза прошли более 100 пациентов. По оценкам Михаила Масчана, в мире в этом году число пациентов, прошедших терапию коммерческими продуктами CAR-T, вероятно, перейдет черту в 10 тысяч.

«CAR-T – это не волшебная таблетка, – предупреждает Михаил Масчан, – это технологически сложный в производстве продукт и это сложное в клиническом применении лекарство, требующее большой подготовки центров, которые такую терапию проводят».

Эксперт назвал три основные причины отставания развития CAR-T в отдельных странах, в том числе в России. Первостепенен вопрос доступа к технологиям при академическом изготовлении CAR-T. Опыт НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева демонстрирует, что этот вопрос вполне решаемый, и в медицинские центры можно «перенести» технологии изготовления CAR-T, которые позволяли бы достичь такого же качества, как и при индустриальном производстве. Второй барьер – это финансирование, а третий – нормативная база.

«Самый дискуссионный вопрос для нормативного регулирования заключается в том, чем считать CAR-T – технологией или лекарством, – рассуждает Михаил Масчан. – На мой взгляд, CAR-T – это и технология, и лекарство. Лекарством его нужно считать в контексте индустриального производства, технологией – поскольку академическое изготовление необходимо для клинических исследований».

В рамках своего выступления Елена Паровичникова представила два клинических случая введения аутологичных CAR-T взрослым пациентам с лимфомой, в результате чего у них наступила ремиссия. Мнение об основной проблеме рассматриваемой сферы у главного внештатного гематолога совпало с позицией предыдущего спикера – это правовая база. «Без легализации академических CAR-T, без либерализации нормативного регулирования развития медицины у нас не будет», – подытожила Елена Паровичникова.

Марина Попова поделилась петербургским опытом проведения терапии CAR-T. В НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой благодаря сотрудничеству с НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева CAR-T удалось применить у пациента с резистентным острым лимфобластным лейкозом с рецидивом после двух трансплантаций. После введения CAR-T пациент находится в ремиссии больше года. Также в институте получен опыт наблюдения и лечения пациентов, прошедших терапию CAR-T за рубежом.

Кроме того, Марина Попова рассказала о разработках самого НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой в этой сфере: «Мы объединились с НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова и пошли по тому же пути, что и НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, наладив изготовление CAR-T “на месте”. Нам удалось провести валидацию производственной технологии, мы получили шесть прототипов продуктов и были готовы в начале 2022 года к проведению клинического исследования, однако сейчас этот проект приостановлен». Также врач сообщила, что в настоящее время институт сотрудничает с новосибирскими коллегами, осуществляя масштабное производство российского вектора CD-19.

«Мы прочувствовали, что изготовление CAR-T возможно в академическом формате. Для того чтобы в нашей стране большая часть пациентов получила доступ к этой новой технологии, очень важно развивать академическое направление, упрощать регуляторную базу и задействовать как можно больше центров к разработкам CAR-T», – резюмировала Марина Попова.

Нормативное регулирование: из первых рук

Директор Департамента науки и инновационного развития здравоохранения Минздрава России д.б.н. Игорь Коробко открыл обсуждение нормативной базы, регулирующей проведение терапии CAR-T. Он напомнил, что с 2016 до 2021 года проведение клеточной терапии было урегулировано параллельно в двух плоскостях – федеральным законом «О биомедицинских клеточных продуктах» (далее – федеральный закон №180-ФЗ) и решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) №78, поскольку по выбору заявителя регистрация лекарственного препарата могла осуществляться либо в соответствии с Решением ЕЭК, либо в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС.

Чтобы четко определить, что субстанция, которая является лекарственным препаратом на основе соматических клеток, не является биомедицинским клеточным продуктом и не подпадает под регулирование федерального закона №180-ФЗ, Минздравом был подготовлен законопроект, который, по сообщениям Игоря Коробко, будет внесен в Правительство в ближайшее время.

Кроме того, предстоит урегулировать возникающий вопрос донорства биологического материала. «Вероятнее всего, нужно имплементировать те нормы о донорстве, которые есть в федеральном законе №180-ФЗ, в российское законодательство в части донорства биоматериала для производства или изготовления лекарственных препаратов на основе соматических клеток и препаратов тканевой инженерии», – поделился планами по усовершенствованию нормативной базы Игорь Коробко.

Также представитель регулятора обратился к участникам рабочего совещания с просьбой представить свое видение законодательных изменений, дающих возможность применять в Российской Федерации незарегистрированные высокотехнологические лекарственные препараты, изготавливаемые на нестандартизированной (нерутинной) основе в стационаре для конкретного пациента.

«Нужно ли проведение доклинических исследований в таких случаях? Нужно ли изготавливать и применять препараты в одной и той же медицинской организации или можно эти вещи «разнести», обеспечив обязательную безопасность продукта и его качество? В какой форме и в каких объемах нужно требовать [от медицинских организаций] соблюдение требований GMP?», – очертил только небольшой круг вопросов, требующих решения, Игорь Коробко.

С комментарием относительно направления, по которому должно пойти нормативное урегулирование клеточной терапии, выступил директор Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН чл.-корр. РАН, д.б.н. Андрей Васильев. «Отнесение клеточных продуктов к лекарственным средствам – это не очень корректный подход, – заявил бывший директор Департамента научного проектирования Минздрава России. – Мне представляется, что их следует все-таки относить к биомедицинскому клеточному продукту, и федеральный закон №180-ФЗ может регулировать как индустриальную, так и госпитальную модель». Андрей Васильев высказался категорично: если аллогенные клеточные продукты могут быть отнесены каким-то образом к лекарственным средствам, то аутологичные рассматриваться как лекарственные средства не должны.

Законопроектная деятельность: видение фонда

Продолжила дискуссию вице-президент фонда «Вместе против рака», адвокат, к.ю.н. Полина Габай, сообщив, что все-таки в настоящее время уже взят курс на внесение тех изменений, которые предполагают имплементацию в национальное законодательство норм решения ЕЭК. «Федеральный закон №180-ФЗ, может быть, и неплох, но не надо забывать, что он вступил в силу в 2017 году, является крайне тяжеловесным, под него были приняты десятки подзаконных актов, при этом за 5 лет существования закона было выдано всего 3 лицензии на производство биомедицинских клеточных продуктов».

Полина Габай прокомментировала подготовленный Минздравом законопроект, которым предлагается исключить из регуляторики федерального закона №180-ФЗ лекарственные препараты на основе соматических клеток. Кроме того, в рамках доклада были рассмотрены положения другого законопроекта, предусматривающие внесение изменений в федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» в части приведения в соответствие с правом ЕАЭС. Законопроектом предлагается включить в закон определение понятий «лекарственный препарат на основе соматических клеток» и «высокотехнологичный лекарственный препарат», а также предлагается дать новое определение понятию «генотерапевтический лекарственный препарат», согласованное с решением ЕЭК.

Законопроект также предусматривает изменение особенностей ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов, в том числе высокотехнологичных. Кроме того, исключается обязанность производителей по маркировке высокотехнологичных лекарственных препаратов, соответствующих установленным условиям.

«Данный законопроект ожидаемый и правильный, – заключила Полина Габай, – однако законопроекты не решат всей системы вопросов, необходимо предусмотреть дополнительное подзаконное регулирование, в частности учесть особенности высокотехнологичных лекарственных препаратов при разработке постановления Правительства, регламентирующего порядок ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов».

Переходя к рассмотрению вариантов урегулирования академического направления CAR-T, вице-президент фонда подчеркнула, что для разработки и изготовления академических CAR-T однозначно необходимо отдельное регулирование, отличное от правил, по которым будут производиться и применяться коммерческие препараты CAR-T. Причем данные правила не должны препятствовать развитию технологий.

Правильнее всего академические CAR-T определять как незарегистрированные препараты, которые разрешено применять в индивидуальном порядке, и таким образом воспринять в России модель «госпитального исключения». В мартовской редакции решения ЕЭК №78 появились нормы, которые допускают «госпитальное исключение».

Полина Габай предложила рассмотреть вопрос о внесении изменений в ст. 13 федерального закона «Об обращении лекарственных средств», которые бы предусматривали, что государственной регистрации не подлежат высокотехнологичные лекарственные препараты, изготовленные на нестандартизированной (нерутинной) основе в медицинских организациях для применения у конкретного пациента. Кроме того, следует обеспечить эквивалентность требований, предъявляемых к прослеживаемости серий и партий лекарственных препаратов и к фармаконадзору.

Реализация данного предложения также потребует подзаконного регулирования. Поэтому Полина Габай предложила рассмотреть возможность разработки нормативных правовых актов, утверждающих порядок изготовления и применения незарегистрированных высокотехнологических лекарственных препаратов, а также порядок выдачи разрешения на такое изготовление и применение.

В рамках своего выступления эксперт также подняла вопрос о патентовании академических CAR-T. В гражданском законодательстве определены действия, не являющиеся нарушением исключительного права на изобретение, в частности использование изобретения для проведения научного исследования или для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. «Однако когда мы выходим за пределы клинических исследований, встает вопрос, можно ли рассматривать эти исключения как применимые к академическим CAR-T в ситуации потокового проведения терапии пациентам в медицинских центрах», – рассуждает Полина Габай.

Крайне важным является вопрос финансирования терапии CAR-T. Вице-президент фонда поддерживает мнение о том, что терапию CAR-T следует внести в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (перечень ВМП-2).

Доклад Полины Габай в части госпитального исключения прокомментировал Михаил Масчан: «Для нас критически важно сделать так, чтобы мы могли лечить не от случая к случаю отдельных пациентов без угрозы попасть под какие-либо юридические последствия, а чтобы мы могли этот механизм использовать для проведения академических клинических испытаний, в рамках которых во всем мире сотни пациентов получили жизнеспасающую терапию».

Критериальность академического изготовления и донорство биоматериалов

Партнер, руководитель практики фармацевтики, медицины и биотехнологий компании Dentons Сергей Клименко с опорой на собственный анализ действующего законодательства и опыт его практического применения определил новые темы для дискуссии. «У нас есть возможность коснуться не только вопросов донорства биологических материалов, но и, например, биобанкинга, который у нас в стране никак не урегулирован, – напомнил эксперт. – Нам нужно задуматься об урегулировании биомедицинских научных исследований в принципе».

По мнению юриста, необходимо как можно быстрее организовать работу по подготовке проектов нормативных правовых актов, которые позволили ли бы реализовать Решение ЕЭК. Форму такой имплементации на подзаконном уровне Сергей Клименко видит в актах Правительства, считая этот вопрос предметом межведомственной компетенции. В первую очередь, нужно определить критерии отнесения к тем технологиям, которые будут применяться в рамках госпитальных исключений, в частности такой показатель, как «нерутинная основа». Изготовление и применение клеточных препаратов в академическом формате может осуществляться только в рамках одной медицинской организации, но встает вопрос, может ли частный оператор помогать организовать изготовление на базе клиники? Сергей Клименко считает это возможным в том случае, если сам пациент находится «в периметре» медицинской организации.

Все эксперты сошлись во мнении, что для имплементации евразийских норм в национальное право требуется внесение изменений в федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». Однако возникла дискуссия относительно того, в какой закон нужно включать положения о донорстве биоматериалов для целей клеточной терапии: должно ли это рассматриваться в качестве донорства компонентов крови и, соответственно, подпадать под регулирование федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов» или нет.

Финансирование: пути возможные и не очень

Эксперт Всероссийского союза пациентов Алексей Федоров детально остановился на финансовой стороне вопроса: «Пути финансирования академического CAR-T (в отличие от его нормативного регулирования) более-менее понятны: госпитальные CAR-T идеально подходят под ВМП-2 по всем своим критериям».

По мнению юриста, сложнее обстоят дела с определением вектора финансирования для коммерческих препаратов. Спикер определил три ключевых критерия инновационных препаратов, которые требуют особого подхода к финансированию: высокая стоимость, ограниченность клинических данных и неопределенность долговременности эффекта. Очевидно, что из всех возможных путей финансирования таких препаратов наиболее реальным вариантом является финансирование за счет федерального бюджета.

«На начальном этапе финансирование в рамках клинической апробации возможно, – рассуждает Алексей Федоров, – однако это не системный элемент здравоохранения, позволяющий стабильно обеспечивать доступность терапии для пациентов. Подходящим вариантом является финансирование по перечню ВМП-2, поскольку оно предполагает квотирование, позволяющее рассчитать количество медицинских вмешательств исходя от бюджета. Не факт, что клиническая апробация и ВМП-2 – это лучшее решение для таких препаратов, но это то решение, которое не требует каких-либо законодательных изменений и которое можно реализовать уже со следующего года».

Эксперт также исключил в качестве возможных вариантов финансирования программу 14 высокозатратных нозологий (поскольку это амбулаторная программа) и фонд «Круг добра» (который обеспечивает пока только детей).

Алексей Федоров описал зарубежный опыт, указав на то, что во многих странах для подобного рода препаратов существует отдельное фондовое финансирование на период до включения в систему возмещения. Кроме того, в отношении препаратов для клеточной терапии в мировой практике очень активно используются механизмы рассрочек платежей или разделения затрат: государство не платит за препарат, если ответ на него у пациента не получен, тем самым не допуская неэффективных расходов на дорогостоящую терапию.

«На сегодняшний день российская контрактная система не готова к подобного рода моделям, – рассуждает Алексей Федоров. – В то же время, если для финансирования инновационных препаратов будет создан отдельный «буферный» фонд, то, не будучи связан рамками того же закона о закупках, фонд сможет подобные модели использовать. Кроме того, мы говорим о необходимости изменения законодательства, и то, что в законодательстве нет какой-то полезной для государства нормы, это всего лишь вектор для дальнейшего движения, а не препятствие».

Взаимодействие государства и бизнеса: взгляд сверху

Директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России Дмитрий Галкин посвятил свое выступление опыту разработок клеточных препаратов в фармпромышленности. В частности, эксперт рассказал о текущем статусе вывода на российский рынок «Кимрайи» – первого в мире коммерческого препарата CAR-T, сообщив, что препарата на рынке пока нет, поскольку компания долго пыталась определиться, по какому пути пойти – установленному для биомедицинских клеточных продуктов или для лекарств.

Представитель Минпромторга также отметил, что помимо компании «Генериум», которая получила первую лицензию на производство биомедицинских клеточных продуктов и наладила производство хрящевого имплантата, в настоящее время трансфером технологий онкологического профиля активно занимается компания «Скопинфарм» совместно с Институтом биоорганической химии им. акад. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова и Институтом Скриппс (США).

Кроме того, Дмитрий Галкин рассказал про прошлогодний опыт выдачи грантов учреждениям, главным условием которой было наличие индустриального партнера. Было выдано 15 грантов, два из которых были направлены на разработку соматических лекарственных препаратов. Директор департамента Минпромторга привел и другой пример: с 2018 года существует венчурный фонд с государственным участием «ФармМед Инновации», с участием которого в том числе были реализованы проекты по биомедицинским клеточным продуктам.

Планы и перспективы

Подводя итоги, председательствующий рабочего совещания Александр Румянцев отметил, что по результатам мероприятия будет принято решение, согласованное со всеми его участниками. Этот документ будет подготовительным к проведению более широкого мероприятия осенью 2022 года. «Мы заинтересованы в том, чтобы эти поправки в федеральный закон №61-ФЗ и сопряженные акты были приняты, это абсолютно реально», – заключил Александр Румянцев.

telegram protivrakaru

В марте 2022 года в решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 №78 «О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения» были внесены изменения, позволяющие применять такие незарегистрированные препараты в случаях и порядке, предусмотренных законодательством государств-членов.

Была введена категория высокотехнологических лекарственных препаратов, изготавливаемых на нестандартизированной (нерутинной) основе и применяемых на территории того же государства-члена в стационаре в целях исполнения индивидуального медицинского назначения лекарственного препарата, специально изготовленного для отдельного пациента.

Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 №2187 «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета бюджетным учреждениям на реализацию проектов по разработке лекарственных препаратов и медицинских изделий»: «индустриальный партнер» – юридическое лицо, осуществляющее производственную деятельность в области фармацевтической и (или) медицинской промышленности и заинтересованное в коммерческом использовании разработанных лекарственных препаратов и (или) медицинских изделий, полученных в рамках проекта.

Румянцев Александр Григорьевич
Румянцев Александр Григорьевич
депутат Госдумы РФ
  • академик РАН
  • доктор медицинских наук
  • профессор
  • член Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
  • научный руководитель ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России
Паровичникова Елена Николаевна
Паровичникова Елена Николаевна
генеральный директор ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России
  • доктор медицинских наук
  • профессор
  • главный внештатный специалист гематолог Минздрава России
Попова Марина Олеговна
Попова Марина Олеговна
заведующая научной лабораторией трансплантологии отдела биотехнологии НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России
  • кандидат медицинских наук
  • доцент кафедры гематологи, трансфузиологии, трансплантологии с курсом детской онкологии ФПО имени профессора Б.В. Афанасьева ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России
Паровичникова Елена Николаевна
Паровичникова Елена Николаевна
генеральный директор ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России
  • доктор медицинских наук
  • профессор
  • главный внештатный специалист гематолог Минздрава России
Паровичникова Елена Николаевна
Паровичникова Елена Николаевна
генеральный директор ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России
  • доктор медицинских наук
  • профессор
  • главный внештатный специалист гематолог Минздрава России
Попова Марина Олеговна
Попова Марина Олеговна
заведующая научной лабораторией трансплантологии отдела биотехнологии НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России
  • кандидат медицинских наук
  • доцент кафедры гематологи, трансфузиологии, трансплантологии с курсом детской онкологии ФПО имени профессора Б.В. Афанасьева ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России
Попова Марина Олеговна
Попова Марина Олеговна
заведующая научной лабораторией трансплантологии отдела биотехнологии НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России
  • кандидат медицинских наук
  • доцент кафедры гематологи, трансфузиологии, трансплантологии с курсом детской онкологии ФПО имени профессора Б.В. Афанасьева ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России
Попова Марина Олеговна
Попова Марина Олеговна
заведующая научной лабораторией трансплантологии отдела биотехнологии НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России
  • кандидат медицинских наук
  • доцент кафедры гематологи, трансфузиологии, трансплантологии с курсом детской онкологии ФПО имени профессора Б.В. Афанасьева ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России
Васильев Андрей Валентинович
Васильев Андрей Валентинович
директор ФГБУН Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН
  • член-корреспондент РАН
  • доктор биологических наук
  • заведующий кафедрой эмбриологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Васильев Андрей Валентинович
Васильев Андрей Валентинович
директор ФГБУН Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН
  • член-корреспондент РАН
  • доктор биологических наук
  • заведующий кафедрой эмбриологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Румянцев Александр Григорьевич
Румянцев Александр Григорьевич
депутат Госдумы РФ
  • академик РАН
  • доктор медицинских наук
  • профессор
  • член Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
  • научный руководитель ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России
Румянцев Александр Григорьевич
Румянцев Александр Григорьевич
депутат Госдумы РФ
  • академик РАН
  • доктор медицинских наук
  • профессор
  • член Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
  • научный руководитель ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России
Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все