Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Пост-релиз
25 августа 2021
1047

Врачи и пациенты требуют пересмотреть новый порядок оказания медицинской помощи онкологическим больным

Автор: Фонд «Вместе против рака»

Врачи и пациенты требуют пересмотреть новый порядок оказания медицинской помощи онкологическим больным

С 1 января 2022 года вступает в силу разработанный и принятый Минздравом России новый Порядок оказания помощи онкологическим больным (Приказ Минздрава России от 19.02.2021 № 116н). Он принципиально меняет систему оказания медицинской помощи в этой сфере, делая ее менее доступной и эффективной  как минимум для четырех миллионов  раковых больных и бессчетного количества пациентов, имеющих доброкачественные новообразования.

На круглом столе, организованном Фондом поддержки противораковых организаций «Вместе против рака», 26 июля 2021 года новый порядок обсудили представители Госдумы, профессионального сообщества, главные специалисты и разработчики документа. Представители Минздрава России на официальное приглашение  ответа не дали и на мероприятие не пришли.

Резолюция, которую подписали  ведущие российские врачи – онкологи и руководители практически всех известных благотворительных фондов, с детальным разбором документа и предложениями по его корректировке, направлена  руководителю Администрации Президента РФ А.Э.Вайно,  вице-премьеру Правительства России Т.А.Голиковой и министру здравоохранения М.А.Мурашко, Председателям Совета Федерации и  Госдумы В.И.Матвиенко и В.В.Володину, в Общественную палату РФ и Общественный совет при Минздраве России.

Онкологи  и благотворительные фонды, работающие с раковыми больными,  просят органы власти, а также общественные организации обратить должное внимание на проблему и призвать Минздрав наладить конструктивный диалог с профессиональным сообществом. Это необходимо, чтобы придти к единой позиции относительно новых правил оказания онкопомощи и не допустить вступления в силу порядка, который в текущей редакции по факту  увеличивает срок ожидания пациентами медицинской помощи, снижает ее качество и доступность, что противоречит в первую очередь ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, а также Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Что вызывает опасения специалистов

  • Тактику лечения онкологических больных будет определять  только консилиум крупных медорганизации, которые имеют в своей структуре отделения хирургических методов лечения злокачественных новообразований, противоопухолевой лекарственной терапии и  радиотерапии. Таким образом, из системы оказания онкологической помощи исключается большое количество многопрофильных и узкоспециализированных клиник с хорошими результатами лечения, но не имеющих в своем составе всех трех отделений одновременно, привлекать врачей-специалистов недостающих подразделений с применением телемедицинских технологий также запрещается. Учитывая большой поток онкологических пациентов, консилиумы будут либо формальными, либо больным увеличат время их ожидания. Не говоря уже о том, что, узкопрофильные клиники, где есть отделения, например, опухолевых образований щитовидной железы или офтальмоонкологические, обладают не меньшим, а большим опытом лечения таких заболеваний.  Кроме того, вывод из системы оказания онкологической помощи многопрофильных клиник поставит под угрозу жизнь полиморбидных онкологических пациентов с серьезными сопутствующими сердечно-сосудистой, дыхательной, нейрохирургической и другими патологиями.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА: Разрешить проводить онкологический консилиум в клиниках, не имеющих всех трех отделений, либо добавить норму,  в соответствии с которой медорганизации,  в которых отсутствуют эти подразделения, смогут привлекать прописанных в новом Порядке специалистов с помощью телемедицинских технологий. Допустить оказание онкологической помощи в ряде случаев не только врачами-онкологами, но и врачами соответствующих специальностей согласно профильным порядкам оказания медицинской помощи.

  • По новому порядку пациенты с некоторыми доброкачественными новообразованиями также будут вынуждены проходить консилиум в онкологической медицинской организации, имеющей все три структурных отделения, хотя доброкачественный опухоли НЕ нуждаются в радиотерапевтическом или химиотерапевтическом лечении, а, напротив, требуют согласно клиническим рекомендациям наблюдения узких специалистов (например, врачей-эндокринологов, дерматовенерологов, офтальмологов). Такие специалисты есть и успешно лечат больных не в онкодиспансерах, а в специализированных центрах.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА: Учитывая специфику отдельных доброкачественных заболеваний, допустить оказание медицинской помощи  согласно утвержденным Минздравом клиническим рекомендациям пациентов с такими новообразованиями, как врачами-онкологами, так и врачами соответствующих специальностей.

  • Увеличены требования к количеству коек в структурных подразделениях онкологических медорганизаций: в отделении противопухолевой терапии должно быть от 20 до 50 коек, в отделении радиотерапии – не менее 5 коек на одну установку (причем его можно организовать только в больнице с не менее, чем 50 койками онкопрофиля), в хирургическом отделении положено от 20 до 50 коек (и только в медорганизации, где есть не менее 70 коек онкологического профиля). По мнению специалистов, привязка «компетенции» к коечной мощности прямо подталкивает медорганизации к уходу от высокоэффективных и высокотехнологичных стационар-замещающих технологий, «урезания» эндоскопических методов лечения, но расширению коечного фонда для соответствия формальным критериям. Данные нововведения снизят качество и доступность онкопомощи, приведут к неоправданно длительному лечению в стационаре, а из-за исключения из системы клиник, специализирующихся на лечении того или иного вида новообразования, к дефициту коек для онкопациентов и применению не самых современных методов медицинской помощи.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА: Скорректировать требования по оказанию онкологической помощи к коечной мощности отделений, тем самым способствуя развитию высокотехнологичных и менее травматичных для пациента современных стационар-замещающих технологий, а также эффективной работе медицинских организаций, специализирующихся на оказании медицинской помощи определенного вида злокачественного новообразования.

  • Норма нового порядка о маршрутизации пациентов фактически  отменяет Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», который закрепляет за пациентами право выбирать, в какой медицинской организации лечиться. Онкологический пациент без направления лечащего врача не сможет получить бесплатную помощь, а врач, выдавая направление, должен будет руководствоваться порядком маршрутизации, утвержденным региональными минздравами, которые станут тратить деньги территориальных фондов ОМС на оплату дорогостоящего лечения онкобольных в крупных городах лишь в исключительных случаях.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА: Ввести прозрачные критерии включения медорганизаций в порядок маршрутизации пациента, исключив его жесткую приписку к конкретному региону и конкретной медорганизации.

  • В документе отсутствует четко прописанные условия для создания Центров амбулаторной онкологической помощи, а также определении территории, которую они должны обслуживать. Это может привести к ликвидации первичного онкологического отделения, кабинетов врачей-онкологов в государственных и частных поликлиниках, что затруднить пациентам получение своевременной и качественной медицинской помощи.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА: Сохранить на данном этапе положение о создании первичного онкологического кабинета.

  • Введение нового профессионального стандарта «врач-онколог», жесткие критерии допуска до работы в стационаре, согласно которым необходимо первично получить другую специальность и отработать по ней в стационаре не менее 5 лет (например, пять лет опыта в стационаре по специальности «терапия», «Хирургия», «Акушерство и гинекология» и тд), может привести к дефициту медицинских кадров и, следовательно, сделать онкопомощь труднодоступной для пациентов. Врач-онколог сможет работать в стационаре минимум через 9 лет после окончания медицинского вуза.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА: На данном этапе исключить жесткое требование к стажу врача-онколога при допуске к химиотерапии и хирургии в стационаре с 1 января 2022 года, вводя эту норму через постепенное увеличение срока необходимого стажа.

Детальный разбор нового Порядка, по мнению профсообщества и благотворительных фондов, показал: опасения, что его вступление в силу может привести к инфраструктурным разрушениям  и кадровым потерям в действующей системе оказания онкопомощи в России, отнюдь не беспочвенны. Следствием этого станет ограничение прав граждан на своевременное, качественное и эффективное лечение, рост смертности больных раком и срыв целей нацпроекта «Борьба с онкологическими заболеваниями».

telegram protivrakaru
Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все