Суть спора
Застрахованному лицу амбулаторно оказывалась медицинская помощь при лимфоме Ходжкина. Для получения оплаты проведенного лечения онкодиспансер обратился в страховую медорганизацию.
Страховая при внеплановой целевой экспертизе качества медпомощи (далее – ЭКМП) выявила дефекты ее оказания по коду «3.2.5». Как итог – оказанную медпомощь оплатили не полностью и применили к онкодиспансеру штрафные санкции.
Онкодиспансер счел выявленные нарушения необоснованными, в связи с чем направил соответствующие претензии в ТФОМС.
По результатам повторной ЭКМП (реэкспертизы) все выявленные страховой организацией дефекты качества медпомощи ТФОМС снял. Медицинскую помощь по спорным случаям признали качественной.
Страховая с выводами экспертов ТФОМС не согласилась. Для разрешения спора террфонд назначил конфликтную комиссию, которая также оказалась на стороне онкодиспансера. В результате дефекты медпомощи, установленные в ходе первичных ЭКМП, признали необоснованными, а финансовые санкции к онкодиспансеру – не подлежащими применению.
Страховая медорганизация решила оспорить решение ТФОМС в арбитражном суде.
Что установили в суде
Претензий у страховой компании к ТФОМС накопилось много. Касались они не только необоснованного снятия дефектов медицинской помощи. Вызвал вопросы и порядок проведения реэкспертизы, а также соблюдение процедуры принятия оспариваемого решения.
В суде выяснилось, что указанные претензии страховой вполне обоснованны и террфонд действительно нарушил закон.
Остановимся подробнее на допущенных нарушениях, которые послужили основанием для отмены спорного решения ТФОМС.
Нарушили порядок повторной экспертизы
В первую очередь ТФОМС нарушил порядок проведения реэкспертизы.
Поскольку пациент страдал онкогематологическим заболеванием, страховая к проведению первичной ЭКМП привлекала экспертов как по профилю «онкология», так и по профилю «гематология» (на основании п. 30, пп. 6 п. 37 Порядка №231н).
Реэкспертизу также должны были провести с привлечением экспертов по двум указанным профилям. ТФОМС, в принципе, это и сделал. Однако выяснилось следующее.
Эксперт по профилю «онкология» являлся врачом, который ранее оказывал медпомощь пациенту в другом медучреждении. Медицинская документация пациента содержала подписи упомянутого врача-эксперта. И хотя на момент лечения пациента в онкодиспансере врач-эксперт там не работал, реэкспертизу он проводить не имел права.
Ввиду этого факт участия в проведении повторной ЭКМП врача-онколога суд признал недоказанным. А реэкспертизу, соответственно, признал проведенной без привлечения эксперта по профилю «онкология».
«Замяли» дефекты медпомощи
В качестве претензии по качеству медпомощи и наличию дефектов по коду «3.2.5» страховая указала следующее. Онкодиспансер необоснованно не выполнил одну из трех рекомендаций, полученных в ходе телемедицинской консультации с НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина, а именно: пациенту не провели повторную биопсию доступного опухолевого очага (по результатам ПЭТ-КТ) с ИГХ-исследованием (при невозможности проведения повторной биопсии было рекомендовано пересмотреть результаты первичного исследования в референсной лаборатории).
Это же предписание содержится в разделе 6.1 клинических рекомендаций по лечению лимфомы Ходжкина, которые являются обязательными.
При этом в первичной медицинской документации онкопациента отсутствовали обоснования, которые позволили бы не выполнять указанные рекомендации.
Таким образом, суд пришел к выводу, что коды дефектов качества медпомощи, установленные страховой, сняты экспертом ТФОМС необоснованно.
Процедура не соблюдена
При проведении реэкспертизы ТФОМС также «закрыл глаза» на соблюдение п. 50 Порядка №231н. В частности, за 5 рабочих дней не уведомил страховую о ее проведении.
Кроме этого, ТФОМС нарушил законодательные требования к составу конфликтной комиссии и порядку принятия ею решения по спорным случаям оказания медпомощи. Так, суд установил, что конфликтная комиссия ТФОМС состояла исключительно из числа работников террфонда, что не соответствует действующим нормам.
Также ТФОМС нарушил и другое положение п. 58 Порядка №231н, которое касается направления страховой организации претензии по допущенным нарушениям. Раз комиссия ТФОМС пришла к выводу об отсутствии дефектов в лечении со стороны онкодиспансера, значит, она не согласилась с позицией страховой. Свое несогласие необходимо было обосновать, указав, какие именно нарушения допущены, и направить в адрес страховой соответствующую претензию. Однако ТФОМС не сделал и этого.
Продолжение следует…
Известно, что в конце апреля 2024 года онкодиспансер подал апелляционную жалобу на решение арбитражного суда первой инстанции. Предполагается, что медучреждение будет доказывать следующее: невыполнение рекомендаций телемедицинских консультаций обоснованно и, соответственно, дефекты качества медпомощи отсутствуют. Будем следить за развитием ситуации и по итогам рассмотрения дела в апелляции расскажем, чем завершился спор.
Необоснованное невыполнение рекомендаций медработников национальных медицинских исследовательских центров по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Данные рекомендации выдаются при проведении указанными центрами консультаций/консилиумов с применением телемедицинских технологий.
Приказ Минздрава России от 19.03.2021 №231н «Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения» (далее – Порядок №231).
Мультидисциплинарная ЭКМП проводится в случаях, когда результаты медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медпомощи не позволяют сделать заключение о том, что оказанная медпомощь соответствует порядкам оказания медицинской помощи, клиническим рекомендациям, стандартам медицинской помощи. Учитываются в том числе случаи перевода пациента в другие отделения стационара, включая отделение реанимации и интенсивной терапии, в период одной госпитализации в одной медорганизации (п. 30, пп. 6 п. 37 Порядка №231н).
Согласно абз. 2 п. 29 Порядка №231н эксперт качества медицинской помощи не привлекается к экспертизе в медорганизации, с которой он состоит в трудовых или иных договорных отношениях. Он обязан отказаться от проведения экспертизы качества медицинской помощи, когда пациент является (являлся) его родственником или пациентом, в лечении которого эксперт принимал участие.
Из положений п. 58 Порядка №231н следует, что состав любой комиссии ТФОМС, осуществляющей надзор за качеством проведения контроля страховой медорганизацией, должен состоять из числа как работников ТФОМС, так и экспертов качества медпомощи, включенных в единый реестр экспертов качества медпомощи.
Спасибо. Приходится учиться защищать свои и родных моих права в сфере здравоохранения. Надеяться, что поможет рзн, Минздрав, прокуратура или страховая не приходится. Нарушается законодательство, подделываются первичные документы, а по ним стряпают экспертизы. Противно и страшно, от безисходности.
Спасибо ещё раз