Что получится, если соединить ставки уборщицы и сантехника
Губкинская городская больница не согласилась с актом прошедшей проверки и обратилась в арбитражный суд. Медорганизация настаивала, что имела право платить специалисту по связям с общественностью из средств ОМС.
Доказывая свою правоту, больница ссылалась в суде на п. 195 Правил обязательного медицинского страхования. В документе говорится, что в расходы, подлежащие оплате по ОМС, может включаться зарплата сотрудников, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи. Такие затраты определяются исходя из единиц персонала в штатном расписании (п. 206 правил).
Штатное расписание больницы определяет ее руководитель. Но при этом существуют нормативы для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. В утвержденный перечень должностей включены, например, слесарь-сантехник и уборщик служебных помещений, а вот специалист по связям с общественностью в документе не упоминается.
В Губкинской городской больнице должность специалиста по связям с общественностью ввели еще в 2013 году путем перевода 0,5 ставки слесаря-сантехника и 0,5 ставки уборщика служебных помещений. Больница на судебном заседании подчеркнула, что количество штатных единиц и фонд оплаты труда в учреждении при этом не изменились.
Федеральный закон №323-ФЗ среди прочего обязывает медицинскую организацию информировать пациентов об услугах, осуществляемой деятельности и сотрудниках. Этим и занимался PR-специалист: актуализировал информацию на сайте, вел обратную связь, освещал деятельность врачей на официальной странице и в социальных сетях. Поэтому медорганизация считает, что имела право оплачивать работу специалиста по связям с общественностью именно из средств ОМС.
Главное – цель
По мнению ТФОМС, расходование средств ОМС на выплату заработной платы признается целевым только в случаях, если соответствует следующим условиям:
- работник участвует в оказании медицинской помощи застрахованным лицам;
- должность работника включена в штатное расписание и соответствует номенклатуре должностей медицинских работников.
Специалист по связям с общественностью не участвует напрямую в оказании медицинской помощи, отметил ТФОМС, и не содействует ее оказанию, а исполняет иные функции. К тому же Минздрав России в приказе №956н предусмотрел более узкий перечень обязательной информации для официального сайта медорганизации и меньший функционал, чем тот, что выполнял сотрудник на спорной должности.
Суд поддержал ТФОМС и признал расходы на заработную плату специалиста по связям с общественностью нецелевыми. Это обосновано в том числе тем, что информация, которую размещал PR-специалист, относится не только к деятельности по ОМС, но и к услугам, приносящим доход медицинской организации. Потому предоставление такой информации пациентам не может финансироваться за счет средств ОМС.
Работа PR-сотрудника в большей части носит рекламно-информационный характер. Специалист предоставляет сведения о деятельности учреждения, организует брифинги для журналистов. Его труд не связан напрямую с оказанием медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС. Приказом №230 Минздрава России должность специалиста по связям с общественностью не предусмотрена, а медучреждение не смогло экономически обосновать ее необходимость.
Расходы на специалиста больница должна возместить ТФОМС
Арбитражный суд подтвердил нарушения, обнаруженные проверкой ТФОМС. Медучреждение не имело права оплачивать работу специалиста по связям с общественностью за счет ОМС.
Также в рамках дела суд рассмотрел встречный иск ТФОМС к больнице. По нему медорганизация должна вернуть средства, выплаченные специалисту по связям с общественностью за 2 года, предшествующих проверке. К этому арбитраж прибавил штраф (10% от суммы нецелевого расходования средств фонда) и пени. Всего получилось более 3 млн руб.
Губкинская больница подала жалобу на принятое решение. Восьмой арбитражный апелляционный суд рассмотрит дело 26 марта 2024 года.
Утверждены приказом Минздрава России от 28.02.2019 №108н.
«Штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» утверждены приказом Минздрава России от 09.06.2003 №230.
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 19, п. 1.3 и 1.7) обязывает медицинскую организацию:
- информировать граждан о возможности получения бесплатной медицинской помощи в рамках государственных гарантий;
- информировать граждан в доступной форме, в том числе через Интернет, об осуществляемой медицинской деятельности и медицинских работниках: об уровне образования и квалификации
Приказ Минздрава России от 30.12.2014 №956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”».
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу от 19.12.2023 №А81-6984/2023.
Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».