Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Полина Габай — в «Российской газете» о правах пациентов на паллиативную помощь.

/

Во все нетяжкие: снизится ли число уголовных дел против врачей

/

Оплата перелета к месту лечения: почему НКО вынуждены открывать сборы на дорогу

/

Завершился XIX Ежегодный конгресс РООУ — один из самых масштабных профессиональных мероприятий в области отечественной онкоурологии

/

Проблемы и пути решения в сопроводительной терапии онкологических пациентов

/

Вице-президент Фонда «Вместе против рака» Полина Габай ответила на вопросы врачей сообщества «Врачи РФ»

/

Судебная практика «исключила» оплату обучения немедицинского персонала из структуры тарифа ОМС

/

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/
Закон
30 июня 2025
281

Как лечить: по инструкции или по ситуации?

Автор: Фонд «Вместе против рака»
Как лечить: по инструкции или по ситуации?
Индивидуальный подход в медицине — важная цель, но как соблюсти баланс между гибкостью в выборе тактики лечения и необходимостью следовать стандартам? В Государственной Думе РФ предложили разрешить врачам отступать от клинических рекомендаций. Суть инициативы, ее риски и последствия − разбираем далее.

За пределами клинических рекомендаций

Госдума рассмотрит законопроект № 880232-8, которым предлагается дополнить п. 14 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) и предоставить возможность медорганизациям, действуя в интересах пациента, принимать решение о персонализированной тактике лечения,  назначении или применении методов лечения, не предусмотренных клиническими рекомендациями.

При этом допускается методически обоснованное:

  • применение медицинских вмешательств, даже если они не включены в Номенклатуру медицинских услуг;
  • назначение зарегистрированных лекарственных средств и биологически активных добавок, не предусмотренных порядками, стандартами, протоколами или клиническими рекомендациями.
О некоторых нюансах и «подводных камнях» такого назначения читайте здесь.

Условия правомерности такой тактики:

  • включение соответствующей информации в ИДС пациента и медицинскую документацию;
  • уровень квалификации врачей медорганизации, подтвержденный квалификационными документами.

Клинические рекомендации и иные регламенты медицинской помощи

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, а также с учетом стандартов медицинской помощи (ст. 37 Закона № 323-ФЗ).

1. Клинические рекомендации сами по себе не являются нормативными правовыми актами и не содержат нормативных предписаний. Но это вовсе не означает, что они не обязательны для исполнения: их применение и правовой статус имеют свои особенности. Эти вопросы мы разбирали ранее.

Как применять клинические рекомендации, не нарушая закон, читайте в журнале «ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник». 2024. №1(2).

2. Протоколы лечения разрабатываются на основе соответствующих клинических рекомендаций. Протокол лечения (или протокол ведения пациента) — это внутренний документ, разрабатываемый самой медорганизацией. Он устанавливает, как именно должны применяться клинические рекомендации в практике конкретной организации.

Протоколы содержат подробное описание:

  • последовательности действий медработников;
  • используемых схем профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
  • назначаемых лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Иными словами, протокол адаптирует клинические рекомендации к условиям конкретной клиники и служит инструментом стандартизации медицинской помощи на уровне организации.

3. Порядки оказания медицинской помощи определяют этапность оказания помощи, правила организации деятельности медицинской организации, стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений, рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений и иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи (п. 2 ст. 37 Закона № 323-ФЗ).

Из буквального толкования статьи следует, что порядки оказания медицинской помощи не описывают непосредственно клиническую тактику лечения. В первую очередь они регламентируют правила организационного характера для медучреждений, требования к оснащению и штату, этапы оказания медпомощи и т.д.

4. Стандарты медицинской помощи разрабатываются на основе клинических рекомендаций и включают в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медуслуг, входящих в Номенклатуру, лекарств и медизделий, компонентов крови и иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

Как сообщает пресс-служба регулятора, стандарты — это технологические карты, разработанные на основе клинических рекомендаций, представляющие собой перечень услуг, лекарств, медицинских изделий и других компонентов лечения, которые могут использоваться при конкретном заболевании, с усредненными частотой и кратностью их представления в группе больных с данным заболеванием.

О проблемах во взаимодействии этих элементов правовой базы между собой можно прочитать здесь.

Персонализированная медицина vs стандартизированный подход: возможные риски и правовые пробелы

Предложенные изменения в регулировании медицинской помощи, позволяющие медорганизациям отступать от клинических рекомендаций и иных нормативных документов при наличии индивидуальных медицинских показаний, противоречивы.

С одной стороны, они демонстрируют движение к персонализированной медицине — современной модели оказания помощи, ориентированной на индивидуальные особенности пациента, а не на единые алгоритмы. Такой подход способен повысить гибкость принятия врачебных решений и адаптировать тактику лечения к конкретной клинической ситуации.

Однако отметим, что клинические рекомендации не предполагают отсутствия какой-либо вариативности и действий без учета конкретной клинической ситуации. Например, в клинических рекомендациях по ретинобластоме (раздел 3) говорится о том, что тактика лечения зависит от возраста пациента, стадии заболевания, размера и локализации опухоли и целого ряда других факторов.

С другой стороны, при отсутствии четких критериев, внешней экспертизы и механизмов контроля такие отступления могут привести к нормативной неопределенности.

Фактически создается возможность игнорировать клинические рекомендации под предлогом индивидуального подхода.  А это несет риск размывания границ между допустимыми и недопустимыми вмешательствами — особенно в случаях применения методов, не предусмотренных клиническими рекомендациями, либо замены лекарственных препаратов на биологически активные добавки.

Необходимость правовой доработки: как обеспечить баланс между гибкостью и безопасностью лечения?

Дополнительную обеспокоенность вызывает и то, что качество медицинской помощи оценивается, в том числе на основе клинических рекомендаций (ст. 64 Закона № 323-ФЗ). Их фактическая необязательность поставит под сомнение саму возможность объективной оценки качества оказанной помощи.

Предложенные изменения не содержат четких критериев того, когда и как допускается отступление от рекомендаций. Не определены ни перечень оснований, ни процедура принятия таких решений. Это создает риск произвольного толкования и неравномерного применения нормы на практике.

Нет и механизма внешней экспертной оценки обоснованности принимаемых решений. Реализация персонализированной тактики лечения фактически остается на усмотрение самой медорганизации без предусмотренных гарантий добросовестности.

Из этого вытекает еще один риск: использование такого подхода в коммерческих целях (или из соображений экономии) и в ущерб интересам пациента.

Полагаться только на ИДС в условиях отказа от клинических рекомендаций недостаточно. Пациент не всегда может объективно оценить предложенную тактику, особенно если он ограничен во времени и информации.

Для обеспечения баланса между гибкостью и безопасностью необходимо внести в законопроект нормы, которые:

  • устанавливают конкретный перечень исключительных случаев, в которых допустимо обоснованное отступление от клинических рекомендаций;
  • вводят обязательную процедуру внутреннего и/или внешнего консилиума при принятии решений о персонализированной тактике;
  • предусматривают уведомление органа медицинского контроля и создание системы уведомлений для анализа и мониторинга подобных случаев;
  • обеспечивают обязательную правовую и медицинскую экспертизу в спорных ситуациях;
  • уточняют требования к содержанию ИДС, включая сведения об альтернативных вариантах лечения и рисках.

Умалчивает проект и о том, каким должен быть уровень квалификации врачей для того, чтобы они могли не применять клинические рекомендации, и какие документы должны подтверждать это право. Будут ли далее вноситься дополнения в этой части − вопрос открытый.

Резюме

Инициатива разрешить врачам отступать от клинических рекомендаций − шаг в сторону более гибкой и персонализированной медицины. Но как бы правильно ни звучала идея, все решает то, как она будет реализована.

Индивидуальный подход − это не отказ от правил, а умение разумно применять их с учетом конкретной ситуации. Поэтому если государство действительно хочет дать врачам больше свободы, нужно в то же время выстроить прозрачную и понятную систему контроля, чтобы эта свобода не стала прикрытием для ошибок, недобросовестных решений или навязывания сомнительных методов.

Важно помнить: пациент не всегда может отличить обоснованное врачебное решение от необоснованного. И потому именно закон должен обеспечить, чтобы каждая нестандартная тактика лечения оставалась в границах профессиональной ответственности и была по-настоящему в интересах человека, а не системы или бизнеса.

telegram protivrakaru

Согласно проекту, отступать от клинических рекомендаций врач сможет исходя из следующего:

  • сопутствующих заболеваний пациента;
  • особенностей протекания заболевания;
  • аномальной (дизергической) реактивности организма;
  • лекарственной непереносимости;
  • жизненных показаний.

Пункт 14 ст. 37 Закона №323-ФЗ.

Номенклатура медицинских услуг, утвержденная приказом Минздрава России от 13 октября 2017 г. № 804н.

При поддержке

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все