Недостатки закупочного процесса
Счетная палата РФ отчиталась о результатах аудиторской проверки закупок для строительства (реконструкции, капитального ремонта) социальных объектов в рамках 17 федеральных проектов, включая «Здравоохранение».
Под аудит попали почти 2,5 тыс. закупок общей стоимостью 676 млрд рублей, осуществленных с января 2022 года по май 2024 года по контрактам на сумму свыше 20 млн рублей.
Анализ причин, препятствующих достижению в установленные сроки результатов региональных проектов, направленных на реализацию федеральных проектов, проведен в отношении 555 контрактов 64 субъектов Российской Федерации, заключенных в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта 561 объекта с общей ценой более 289 млрд рублей.
На всех стадиях закупок выявлены недостатки, в том числе:
- длительное доведение бюджетных средств до получателей: в отдельных случаях более 2 месяцев после внесения в бюджетную роспись;
- позднее начало закупок и заключение контрактов: у более 70% государственных заказчиков и около 50% муниципальных заказчиков размещение извещения о закупке заняло более 2 месяцев после доведения до них лимитов бюджетных обязательств;
- долгое исполнение: более 33% контрактов исполнены за пределами первоначального срока;
- на увеличение сроков работ повлияла необходимость возврата средств в федеральный бюджет и, как следствие, замещения возвращенного финансирования средствами консолидированного бюджета регионов;
- завышение цены контрактов «под ключ»: порядка 27% заказчиков обходными механизмами превысили 30%-е ограничение на увеличение цены контракта.
Между тем Правительство РФ санкционировало увеличение цен строительных контрактов без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы на 2022−2025 годы.
Согласно разъяснениям Минфина, Минстроя и ФАС России, заказчики вправе по соглашению сторон изменить существенные условия контракта, если существенное изменение стоимости строительных ресурсов привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта, заключенного на срок не менее одного года и ценой не менее 100 млн. рублей.
В отчете Счетной палаты говорится (с. 33) о выявленных рисках злоупотребления заказчиками правом на существенное изменение условий контракта в связи с отсутствием в законе № 44-ФЗ перечня обстоятельств и критериев невозможности дальнейшего исполнения контрактов без увеличения его стоимости:
- неиспользование типовой проектной документации или противоречие такой документации и результатов инженерных изысканий установленным требованиям;
- в 19 регионах установлено частичное несоответствие 35 правовых актов в сфере закупок федеральному законодательству (менее 10% от проверенных).
Из выявленных недостатков в целом не повлияли на контрактацию: несовершенство региональной правовой базы, задержки в доведении лимитов и размещении закупок.
По мнению Счетной палаты, причины неэффективности закупок, в основном обусловлены плохой организацией взаимодействия заказчика и подрядчика, отсутствием утвержденной проектно-сметной документации или ее низким качеством.
Свою роль сыграла и недобросовестность подрядчиков, нарушающих контрактные сроки выполнения работ и неспособных выполнить взятые на себя обязательства.
К примеру, 78 % проверенных контрактов расторгнуты с малыми и микропредприятиями, не имевшими оборудования и персонала, необходимого для надлежащего исполнения контрактных обязательств.
Со стороны заказчиков установлены недочеты: несвоевременное принятие мер заказчиком в случае невыполнения подрядчиком условий контрактов по одностороннему отказу от исполнения контракта и заключению контракта с другим подрядчиком, заключение контрактов при отсутствии утвержденной проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, разрешения на строительство и иной необходимой для выполнения работ документации, отсутствие надлежащего контроля со стороны заказчика и своевременное реагирование на инциденты, возникающие в процессе исполнения контракта, неуказание причин расторжения контрактов в соглашениях и др.
Например, 62% изученных контрактов расторгнуты по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 закона № 44-ФЗ). В значительном количестве случаев соглашение о расторжении не содержало причины такого расторжения, что, по мнению аудиторов, может привести к рискам непредъявления штрафных санкций за нарушения условий контракта и неконкурентным соглашениям с другим подрядчиком.
Суды подтверждают
Сложности с исполнением контрактов по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) могут возникать на разных этапах работ, начиная с выполнения инженерных изысканий и заканчивая эксплуатацией созданного объекта капитального строительства в рамках гарантийного срока.
Например, в Ростовской области суду пришлось разбираться, кто прав, а кто виноват в просрочке при подготовке проектной документации по капитальному ремонту онкодиспансера.
Заказчик год дорабатывал техническое задание к подписанному контракту, трижды заключая дополнительные соглашения с исполнителем. Поскольку исполнитель вправе приступить к выполнению работ по договору на проектирование после получения задания от заказчика, судрешил, что неустойка подлежит начислению только за период после получения технического задания в окончательном виде.
Неудачная попытка проектирования детской поликлиники в Санкт-Петербурге по вине заказчика имела место в деле № А56-98756/2023. Подрядчик неоднократно приостанавливал работы по контракту из-за корректировки медико-технологического задания, градостроительного плана земельного участка. В результате заказчик отказался от исполнения из-за нарушения подрядчиком промежуточных сроков контракта и попытался взыскать с него неустойку. Суд признал приостановку работ обоснованной, указал, что сроки подрядчик не нарушил и заказчику отказал.
Но это не сравнится с проволочками заказчика по контракту на проектирование, строительство и оборудование поликлиники в Нижегородской области, заключенному в 2019 году на срок до конца 2022 года. Более двух лет заказчик начислял неустойку и только в марте 2025 года расторг контракт в одностороннем порядке, а в мае 2025 года обратился в суд за взысканием с подрядчика убытков.
Есть случаи, когда задержки строительства были вызваны действиями подрядчика. Например, компания для исполнения контракта на строительство и оснащение поликлиники в Московской области привлекла субподрядчика, а после отказалась от исполнения договора субподряда, мотивируя это нарушением субподрядчиком сроков выполнения работ, потребовала вернуть аванс и возместить убытки. Однако суд встал на сторону субподрядчика, который провел подготовительные работы, но к строительству не приступил в связи с непредоставлением подрядчиком разрешения на строительство (№ А41-44326/2023).
«Карта предложений»
Для устранения выявленных недостатков Счетная палата рекомендовала Правительству РФ и федеральным министерствам до 1 декабря 2025 года провести работу по обозначенным направлениям, в том числе внести ряд изменений в правовое регулирование:
- включить в перечень оснований для освобождения субъектов РФ от применения мер ответственности, предусматривающих возврат средств в федеральный бюджет, новые основания для контрактов на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт), носящие чрезвычайный и непредотвратимый характер с точки зрения практической деятельности заказчиков;
- закрепить перечень оборудования или критерии его признания необходимым для эксплуатации объекта строительства, создаваемого по контракту «под ключ»;
- предусмотреть обязанность указания причин расторжения контракта в соглашении о расторжении контракта по соглашению сторон;
- проанализировать заключения, содержащиеся в ГИС ЕГРЗ и проработать механизм отмены решения о признании проектной документации типовой в случае несоответствия нормативным требованиям.
Основную работу предложено провести Минфину РФ и Минстрою РФ, однако это потребует участия и отраслевых министерств.

Пунктом 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999, определен «закрытый» перечень оснований, освобождающих регионы от финансовой ответственности, среди них: чрезвычайные ситуации, карантин и иные подобные ограничения, аномальные погодные условия, несостоятельность (банкротство) лиц, участвующих в исполнении контракта.
Федеральный закон № 44-ФЗ разрешает увеличить цену контракта до 30%, если:
- возникли обстоятельства, не зависящие от сторон контракта и влекущие невозможность его исполнения;
- по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости сметная стоимость строительных работ превышает цену контракта (п. 8, 11 ч. 1 ст. 95, пп. «а» п. 1 ч. 62, ч. 65.1 ст. 112).
Подпункт «ж» п.1 постановления от 16.04.2022 № 680.
Письмо от 10.06.2021 № 24‑06‑06/45785, 24044‑АП/09, ПИ/47490/21.
Согласно п. 5 Правил использования типовой проектной документации, типового проектного решения, утв. постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 № 278, государственные (муниципальные) заказчики обязаны использовать разработанную ими типовую проектную документацию, включенную в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, при проектировании строительства объекта, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории строительства.
Необходимость использования типовой проектной документации при проектировании и строительстве с использованием бюджетных средств подчеркнул Минстрой РФ в письме от 04.062024 № 31361-СМ/08 и поручил организациям, осуществляющим государственную экспертизу проектной документации, проверять сведения об использовании типовой проектной документации.
Отметим, что работы, связанные со строительством и подготовкой к нему, допускается объединять в одну закупку либо разбивать на несколько (ч. 16.1, 16.3 ст. 34 закона № 44-ФЗ).
Статьи 758-760 ГК РФ.
Дело № А53-41335/2020.
Дело № А43-13931/2025.