Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Полина Габай — в «Российской газете» о правах пациентов на паллиативную помощь.

/

Во все нетяжкие: снизится ли число уголовных дел против врачей

/

Оплата перелета к месту лечения: почему НКО вынуждены открывать сборы на дорогу

/

Завершился XIX Ежегодный конгресс РООУ — один из самых масштабных профессиональных мероприятий в области отечественной онкоурологии

/

Проблемы и пути решения в сопроводительной терапии онкологических пациентов

/

Вице-президент Фонда «Вместе против рака» Полина Габай ответила на вопросы врачей сообщества «Врачи РФ»

/

Судебная практика «исключила» оплату обучения немедицинского персонала из структуры тарифа ОМС

/

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/
Онкослужба
23 июня 2025
225

Строительные контракты в здравоохранении: взгляды судов и Счетной палаты на проблемы и решения

Автор: Фонд «Вместе против рака»

Строительные контракты в здравоохранении: взгляды судов и Счетной палаты на проблемы и решения

Счетная палата России отметила проблему задержек в закупках на строительство и ремонт социальных объектов, включая сферу здравоохранения, в рамках 17 федеральных проектов. Выявлены факты проволочек со стороны заказчиков, которые замедляют реализацию этих проектов. О том, какие меры предлагает Счетная палата, и как смотрят на эту проблему суды – рассказываем далее.

Недостатки закупочного процесса

Счетная палата РФ отчиталась о результатах аудиторской проверки закупок для строительства (реконструкции, капитального ремонта) социальных объектов в рамках 17 федеральных проектов, включая «Здравоохранение».

Под аудит попали почти 2,5 тыс. закупок общей стоимостью 676 млрд рублей, осуществленных с января 2022 года по май 2024 года по контрактам на сумму свыше 20 млн рублей.

Анализ причин, препятствующих достижению в установленные сроки результатов региональных проектов, направленных на реализацию федеральных проектов, проведен в отношении 555 контрактов 64 субъектов Российской Федерации, заключенных в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта 561 объекта с общей ценой более 289 млрд рублей.

На всех стадиях закупок выявлены недостатки, в том числе:

  • длительное доведение бюджетных средств до получателей: в отдельных случаях более 2 месяцев после внесения в бюджетную роспись;
  • позднее начало закупок и заключение контрактов: у более 70% государственных заказчиков и около 50% муниципальных заказчиков размещение извещения о закупке заняло более 2 месяцев после доведения до них лимитов бюджетных обязательств;
  • долгое исполнение: более 33% контрактов исполнены за пределами первоначального срока;
  • на увеличение сроков работ повлияла необходимость возврата средств в федеральный бюджет и, как следствие, замещения возвращенного финансирования средствами консолидированного бюджета регионов;
  • завышение цены контрактов «под ключ»: порядка 27% заказчиков обходными механизмами превысили 30%-е ограничение на увеличение цены контракта.

Между тем Правительство РФ санкционировало увеличение цен строительных контрактов без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы на 2022−2025 годы.

Согласно разъяснениям Минфина, Минстроя и ФАС России, заказчики вправе по соглашению сторон изменить существенные условия контракта, если существенное изменение стоимости строительных ресурсов привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта, заключенного на срок не менее одного года и ценой не менее 100 млн. рублей.

В отчете Счетной палаты говорится (с. 33) о выявленных рисках злоупотребления заказчиками правом на существенное изменение условий контракта в связи с отсутствием в законе № 44-ФЗ перечня обстоятельств и критериев невозможности дальнейшего исполнения контрактов без увеличения его стоимости:

  • неиспользование типовой проектной документации или противоречие такой документации и результатов инженерных изысканий установленным требованиям;
  • в 19 регионах установлено частичное несоответствие 35 правовых актов в сфере закупок федеральному законодательству (менее 10% от проверенных).

Из выявленных недостатков в целом не повлияли на контрактацию: несовершенство региональной правовой базы, задержки в доведении лимитов и размещении закупок.

По мнению Счетной палаты, причины неэффективности закупок, в основном обусловлены плохой организацией взаимодействия заказчика и подрядчика, отсутствием утвержденной проектно-сметной документации или ее низким качеством.

Свою роль сыграла и недобросовестность подрядчиков, нарушающих контрактные сроки выполнения работ и неспособных выполнить взятые на себя обязательства.

К примеру, 78 % проверенных контрактов расторгнуты с малыми и микропредприятиями, не имевшими оборудования и персонала, необходимого для надлежащего исполнения контрактных обязательств.

Со стороны заказчиков установлены недочеты: несвоевременное принятие мер заказчиком в случае невыполнения подрядчиком условий контрактов по одностороннему отказу от исполнения контракта и заключению контракта с другим подрядчиком, заключение контрактов при отсутствии утвержденной проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, разрешения на строительство и иной необходимой для выполнения работ документации, отсутствие надлежащего контроля со стороны заказчика и своевременное реагирование на инциденты, возникающие в процессе исполнения контракта, неуказание причин расторжения контрактов в соглашениях и др.

Например, 62% изученных контрактов расторгнуты по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 закона № 44-ФЗ). В значительном количестве случаев соглашение о расторжении не содержало причины такого расторжения, что, по мнению аудиторов, может привести к рискам непредъявления штрафных санкций за нарушения условий контракта и неконкурентным соглашениям с другим подрядчиком.

Суды подтверждают

Сложности с исполнением контрактов по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) могут возникать на разных этапах работ, начиная с выполнения инженерных изысканий и заканчивая эксплуатацией созданного объекта капитального строительства в рамках гарантийного срока.

Например, в Ростовской области суду пришлось разбираться, кто прав, а кто виноват в просрочке при подготовке проектной документации по капитальному ремонту онкодиспансера.

Заказчик год дорабатывал техническое задание к подписанному контракту, трижды заключая дополнительные соглашения с исполнителем. Поскольку исполнитель вправе приступить к выполнению работ по договору на проектирование после получения задания от заказчика, судрешил, что неустойка подлежит начислению только за период после получения технического задания в окончательном виде.

О том, как идет строительство объектов онкологической инфраструктуры, читайте в журнале «ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник».

Неудачная попытка проектирования детской поликлиники в Санкт-Петербурге по вине заказчика имела место в деле № А56-98756/2023. Подрядчик неоднократно приостанавливал работы по контракту из-за корректировки медико-технологического задания, градостроительного плана земельного участка. В результате заказчик отказался от исполнения из-за нарушения подрядчиком промежуточных сроков контракта и попытался взыскать с него неустойку. Суд признал приостановку работ обоснованной, указал, что сроки подрядчик не нарушил и заказчику отказал.

Но это не сравнится с проволочками заказчика по контракту на проектирование, строительство и оборудование поликлиники в Нижегородской области, заключенному в 2019 году на срок до конца 2022 года. Более двух лет заказчик начислял неустойку и только в марте 2025 года расторг контракт в одностороннем порядке, а в мае 2025 года обратился в суд за взысканием с подрядчика убытков.

Есть случаи, когда задержки строительства были вызваны действиями подрядчика.  Например, компания для исполнения контракта на строительство и оснащение поликлиники в Московской области привлекла субподрядчика, а после отказалась от исполнения договора субподряда, мотивируя это нарушением субподрядчиком сроков выполнения работ, потребовала вернуть аванс и возместить убытки. Однако суд встал на сторону субподрядчика, который провел подготовительные работы, но к строительству не приступил в связи с непредоставлением подрядчиком разрешения на строительство (№ А41-44326/2023).

«Карта предложений»

Для устранения выявленных недостатков Счетная палата рекомендовала Правительству РФ и федеральным министерствам до 1 декабря 2025 года провести работу по обозначенным направлениям, в том числе внести ряд изменений в правовое регулирование:

  • включить в перечень оснований для освобождения субъектов РФ от применения мер ответственности, предусматривающих возврат средств в федеральный бюджет, новые основания для контрактов на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт), носящие чрезвычайный и непредотвратимый характер с точки зрения практической деятельности заказчиков;
  • закрепить перечень оборудования или критерии его признания необходимым для эксплуатации объекта строительства, создаваемого по контракту «под ключ»;
  • предусмотреть обязанность указания причин расторжения контракта в соглашении о расторжении контракта по соглашению сторон;
  • проанализировать заключения, содержащиеся в ГИС ЕГРЗ и проработать механизм отмены решения о признании проектной документации типовой в случае несоответствия нормативным требованиям.

Основную работу предложено провести Минфину РФ и Минстрою РФ, однако это потребует участия и отраслевых министерств.

telegram protivrakaru

Пунктом 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999, определен «закрытый» перечень оснований, освобождающих регионы от финансовой ответственности, среди них: чрезвычайные ситуации, карантин и иные подобные ограничения, аномальные погодные условия, несостоятельность (банкротство) лиц, участвующих в исполнении контракта.

Федеральный закон № 44-ФЗ разрешает увеличить цену контракта до 30%, если:

  • возникли обстоятельства, не зависящие от сторон контракта и влекущие невозможность его исполнения;
  • по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости сметная стоимость строительных работ превышает цену контракта (п. 8, 11 ч. 1 ст. 95, пп. «а» п. 1 ч. 62, ч. 65.1 ст. 112).

Подпункт «ж» п.1 постановления от 16.04.2022 № 680.

Письмо от 10.06.2021 № 24‑06‑06/45785, 24044‑АП/09, ПИ/47490/21.

Согласно п. 5 Правил использования типовой проектной документации, типового проектного решения, утв. постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 № 278, государственные (муниципальные) заказчики обязаны использовать разработанную ими типовую проектную документацию, включенную в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, при проектировании строительства объекта, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории строительства.

Необходимость использования типовой проектной документации при проектировании и строительстве с использованием бюджетных средств подчеркнул Минстрой РФ в письме от 04.062024 № 31361-СМ/08 и поручил организациям, осуществляющим государственную экспертизу проектной документации, проверять сведения об использовании типовой проектной документации.

Отметим, что работы, связанные со строительством и подготовкой к нему, допускается объединять в одну закупку либо разбивать на несколько (ч. 16.1, 16.3 ст. 34 закона № 44-ФЗ).

Статьи 758-760 ГК РФ.

Дело № А53-41335/2020.

Дело № А43-13931/2025.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все