Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

Минздрав ставит целевые показатели по улучшению здоровья россиян. А когда не достигает их — манипулирует статистикой

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Закон
13 февраля 2024
669

Как легализовать использование препаратов вне инструкции

Автор: Экспертно-аналитический вестник «ЭХО онкологии»

Как легализовать использование препаратов вне инструкции

Проблема применения препаратов вне инструкции (офф-лейбл) требует законодательного регулирования. Несмотря на то что вступили в силу нормы, закрепляющие правовой статус офф-лейбл для несовершеннолетних, в целом применение таких препаратов остается вне закона, поскольку механизмов реализации этих норм по-прежнему нет. Почему буксует одно из важнейших направлений правового регулирования в сфере здравоохранения и как это преодолеть?

Понятие и виды применения офф-лейбл

В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 № 87 «Об утверждении Правил надлежащей практики фармаконадзора Евразийского экономического союза» off-label — это намеренное применение лекарственного препарата с медицинской целью не в соответствии с условиями, определяемыми общей характеристикой лекарственного препарата или инструкцией по медицинскому применению.

Помимо намеренного применения, многие специалисты также относят к офф-лейбл и случаи неосторожного назначения и применения лекарственных препаратов. Важно помнить, что под понятие офф-лейбл не подпадает применение лекарственного препарата, не зарегистрированного в России.

Выделяют следующие виды применения офф-лейбл:

  • В дозировке, комбинации или режиме, отличных от указанных в инструкции.
  • За пределами возрастных ограничений, указанных в инструкции.
  • Вопреки установленным инструкцией противопоказаниям.
  • По показаниям, расходящимся с показаниями, указанными в инструкции (т. е. по незарегистрированным показаниям).
  • За пределами иных параметров или вопреки другим критериям применения, указанным в инструкции.

Первая попытка

Условия легального применения препаратов офф-лейбл не были регламентированы практически до 2019 года. Врачи назначали такие препараты на свой страх и риск, поскольку каждый отдельный случай мог квалифицироваться как оказание медицинских услуг, не отвечающее требованиям безопасности и качества.

Наиболее остро проблема проявлялась в сфере детской онкологии, где большинство инструкций к противоопухолевым препаратам не содержат указаний на возможность их применения в отношении детей с онкологическими заболеваниями. Таким образом, если соблюдать нормы закона, лечебный процесс потерял бы всякий смысл, поскольку лечение детей с онкологическими заболеваниями фактически основывалось исключительно на препаратах офф-лейбл.

Первым шагом законодателя в сторону легализации офф-лейбл стал приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 103н, допустивший включение в клинические рекомендации лекарственных препаратов офф-лейбл под специальным символом «#». К сожалению, препараты офф-лейбл так и не получили правового статуса. Дальнейшего развития законодательства в этом направлении не последовало: такие препараты не были внесены в стандарты медицинской помощи.

Клинические рекомендации не регламентируют порядок, правила и условия назначения препаратов офф-лейбл, поэтому законность назначений выглядит весьма спорной.

Детям: призрак закона

Наконец, 30 декабря 2021 года был принят Федеральный закон № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”» (далее — федеральный закон № 482-ФЗ). Суть нововведений, касающихся темы офф-лейбл, сводилась к следующему:

  • в стандарты медпомощи детям и в клинические рекомендации допускается включение лекарственных препаратов офф-лейбл — при условии, что такие препараты зарегистрированы на территории РФ и соответствуют требованиям, установленным Правительством РФ;
  • перечень заболеваний или состояний, при которых допускается применение лекарственных препаратов офф-лейбл, устанавливается Правительством РФ;
  • несовершеннолетним при оказании им медицинской помощи могут быть назначены лекарственные препараты, включенные в стандарты медицинской помощи детям и в клинические рекомендации, применяемые не в соответствии с инструкцией.

Правительство РФ должно было определить список заболеваний, при которых детям можно будет назначать лекарства офф-лейбл, и требования к таким лекарствам. Кроме того, препараты и схемы их применения должны были быть включены в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи.

29 июня 2022 года федеральный закон № 482-ФЗ вступил в силу. В этот же день вступило в силу распоряжение Правительства РФ от 16.05.2022 № 1180-р, утвердившее тот самый перечень заболеваний. Но требования к препаратам офф-лейбл, необходимые для их включения в клинические рекомендации и стандарты медпомощи, так и не были определены.

Существует проект постановления Правительства РФ «Об утверждении требований к зарегистрированному на территории РФ лекарственному препарату, применяемому в соответствии с показателями (характеристиками) лекарственного препарата, не указанными в инструкции по его применению, включение которого допускается в стандарты медицинской помощи детям и клинические рекомендации». Предполагается, что постановление вступит в силу 1 марта 2024 года. А до того времени применение и назначение детям препаратов офф-лейбл по закону невозможно. Что признал даже Минздрав в письме № 2-127989 от 04.07.2022.

Таким образом, формально закон есть, но он не исполняется, поскольку отсутствуют необходимые для его реализации механизмы.

Взрослым: комиссия без полномочий

Итак, федеральный закон № 482-ФЗ подтвердил легальность детского офф-лейбл — пусть и с не решенными в части реализации проблемами. После чего возник справедливый вопрос: будет ли принят аналогичный акт в отношении взрослых? Ведь с легкой руки законодателя действие п. 14.1 ст. 37 федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — федеральный закон № 323-ФЗ), разрешающего включение препаратов офф-лейбл в стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации, распространяется только на несовершеннолетних.

В Минздраве считают, что решение, хотя и временное, есть. В письме № 2-127989 от 04.07.2022 ведомство указало, что назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи или не предусмотренных клиническими рекомендациями, допускаются по решению врачебной комиссии при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям).

Его доводы неубедительны. В этом же письме Минздрав отметил, что применение препарата офф-лейбл до его включения в стандарты медицинской помощи детям и в клинические рекомендации противоречит действующему законодательству.

Кроме того, многие юристы считают, что назначение препаратов офф-лейбл взрослым пациентам решением врачебной комиссии может расцениваться как превышение ею своих полномочий.

Часть 15 ст. 37 федерального закона № 323-ФЗ предоставляет врачебной комиссии полномочие назначать препараты, не входящие в стандарт медпомощи или не предусмотренные клиническими рекомендациями, при наличии медицинских показаний. Но ничего не говорится о применении препаратов именно офф-лейбл. В приказе Минздравсоцразвития от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» такое полномочие также отсутствует.

Полагаем, что и статья федерального закона № 323-ФЗ, и письмо Минздрава нуждаются в дополнительных разъяснениях относительно полномочий врачебной комиссии.

Так, в законе должно быть разъяснено, входит ли назначение препаратов офф-лейбл в полномочия врачебной комиссии или нет. При положительном ответе функции врачебной комиссии, установленные приказом № 502н, должны быть дополнены соответствующим образом.

В свою очередь письмо Минздрава № 2-127989 нуждается в дополнительном разъяснении, которое конкретизирует позицию ведомства. Пока что она выглядит двусмысленно. Из письма в действующей редакции нельзя понять, что Минздрав считает правильным в отношении не включенных в клинические рекомендации и стандарты препаратов офф-лейбл: их назначение невозможно ни при каких условиях или же это запрещено врачу в единоличном порядке, но врачебной комиссии — разрешено.

А пока что в отсутствие нормативно-правового акта, регламентирующего особые условия, порядок и правила назначения препаратов офф-лейбл, их назначение взрослым пациентам даже решением врачебной комиссии остается за пределами правового поля.

Как оплачивать

Вопрос оплаты применения лекарственных препаратов офф-лейбл так же неоднозначен, как и ситуация с их правовым статусом в целом.

С одной стороны, действующая в России модель оплаты медицинской помощи в системе ОМС не препятствует тому, чтобы применение офф-лейбл было частично оплачено. Это возможно в условиях стационара и дневного стационара на основе групп заболеваний, в том числе КСГ болезней. С другой стороны, препараты, указанные в КСГ, но не включенные в клинические рекомендации или не внесенные в стандарты медицинской помощи, средствами ОМС оплачены быть не могут. Также не будут оплачены препараты, схемы применения которых предусмотрены клиническими рекомендациями и (или) стандартами, но отсутствуют в КСГ или указаны в иной дозировке.

Подчеркнем: любые несоответствия между клиническими рекомендациями, стандартами медпомощи и КСГ являются препятствием для оплаты применения препаратов офф-лейбл в системе ОМС.

В сложившейся ситуации для осуществления страхового обеспечения больных по программе ОМС только конкретные разъяснения законодателя и четкая регламентация порядков и условий оплаты применения препаратов офф-лейбл (начиная от клинических рекомендаций и заканчивая тарифами ОМС) позволят пациентам получать необходимую лекарственную терапию бесплатно.

Что сделать?

Суть проблемы назначения офф-лейбл пациентам любой возрастной категории состоит в отсутствии нормативно-правового акта, определяющего требования к данным лекарственным препаратам. Только такой акт приведет механизмы реализации правового статуса офф-лейбл в движение.

На основании этого акта лекарства офф-лейбл должны быть включены в стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации. (Что касается лечения несовершеннолетних пациентов, необходимо будет проверить уже включенные в клинические рекомендации препараты на предмет их соответствия утвержденным требованиям.) Далее следует определить тарифы, порядки и условия оплаты применения препаратов офф-лейбл в системе ОМС.

Для придания правового статуса взрослому офф-лейбл, плюс к вышесказанному, нужно утвердить перечни заболеваний и состояний, при которых допускается применение таких препаратов, для лиц, достигших 18 лет, и законодательно распространить действие п. 14.1 ст. 37 федерального закона № 323-ФЗ на пациентов всех возрастов.

Если легализация офф-лейбл для взрослых пойдет другим путем — через врачебную комиссию, — то потребуется законодательное закрепление за ней права назначать такие препараты.

Источник: ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник. 2023. №1 (подписано в печать 13.11.2023).

telegram protivrakaru
Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Камолов Баходур Шарифович
Камолов Баходур Шарифович
Главный редактор
Потерянные и забытые
Потерянные и забытые
И снова о документе, который уже больше года никому не дает покоя – приказе №116н – порядке оказания онкологической помощи взрослым, который начал действовать с 2022 года. В адрес этого документа высказано так много замечаний и организаторами здравоохранения, и руководителями лечебных учреждений, и рядовыми врачами, что, казалось бы, говорить больше не о чем. К сожалению, это не так: тема оказалась неисчерпаемой. Эксперты фонда «Вместе против рака» тоже и уже не раз давали оценки новому порядку. Сегодня хочу остановиться на одном аспекте, имеющем колоссальную важность: речь пойдет о двух категориях онкологических больных, которым не нашлось места в новом порядке. Фактически о них просто забыли. Однако не забыл о них следственный комитет. Как раз на днях «Медицинская газета» осветила уголовное дело в отношении врача-хирурга, выполнившего спасительную резекцию ректосигмоидного отдела толстой кишки.

Если человека нельзя вылечить, то это не значит, что ему нельзя помочь

Таков основной посыл паллиативной помощи. Однако ее возможности ограничены: в частности, для онкологических пациентов не предусмотрена хирургическая помощь. Равно как не предусмотрена она и соответствующим порядком онкологической помощи. Речь о пациентах с распространенным раком, которые не могут быть прооперированы радикально, но нуждаются в паллиативном хирургическом вмешательстве. Такая помощь обеспечивает более высокое качество дожития, например, онкобольных с кишечной непроходимостью, кровотечениями при распространенном процессе, с нарушением оттока мочи, скоплением жидкости в плевральной или брюшной полости и т. д. Химиотерапевты не могут без стабилизации состояния провести таким пациентам лекарственное лечение. В специализированных онкологических учреждениях симптоматическая хирургия не предусмотрена. Да и вообще система паллиативной помощи не подразумевает хирургию. В неспециализированных учреждениях таких пациентов теперь тоже не ждут, если стационар не включен в региональную систему маршрутизации онкобольных.

С вступлением в силу приказа №116н такой больной может быть госпитализирован в многопрофильный стационар только как неонкологический пациент. Чтобы не нарушать никакие порядки и получить оплату за данный клинический случай, врачи вынуждены хитрить и фантазировать, выдумывая обоснования для госпитализации.

Часть людей обращается за такой помощью в частные клиники. Еще часть – в хосписы и паллиативные отделения, но вот только там нет хирургии. Таким образом, сформировалась когорта онкобольных, на которых действие нового порядка не распространяется. Подсчитать число таких пациентов сложно, так как теперь они находятся вне зоны внимания онкослужбы.

Между небом и землей

Ситуация вокруг этих больных нередко обрастает и дополнительными сложностями, которые недавно освещала наша редакция по результатам большого аналитического исследования, посвященного вопросам паллиативной помощи в России.

Во-первых, не все онкологи сообщают пациенту, что возможности лечения заболевания исчерпаны. Из-за этого не выдают направление в специализированные паллиативные отделения или хосписы. А некоторые просто не знают, что требуется дополнительное заключение. И складывается ситуация, когда пациент не получает онкологическое лечение, поскольку показаний уже нет, но и нет возможности получить паллиативную помощь, поскольку отсутствует направление от врача-онколога. Но наиболее важно то, что в контексте хирургической паллиативной помощи такие пациенты попросту вне курации обеих служб, т. е. без гарантий и помощи.

Во-вторых, имеются интересные особенности в преемственности онкологической и паллиативной помощи, а именно: странное «блуждание» пациентов между паллиативом и онкологией. Это обусловлено тем, что сопроводительная терапия в онкологическом секторе, в том числе уход за пациентом, обезболивание, устранение тошноты и рвоты, толком не регулируется и не оплачивается по программе госгарантий. Поэтому тяжелые, фактически умирающие от осложнений, пациенты попадают в паллиатив. А там при грамотном подходе буквально оживают и возвращаются в онкологические учреждения, чтобы продолжить основное лечение. С клинической точки зрения это нонсенс.

Сопровожден до осложнений

Означенные проблемы онкослужбы дали почву для появления другой когорты онкологических пациентов, оказание помощи которым не предусмотрено ни новым минздравовским порядком, ни иными нормативными актами, регулирующими данную сферу здравоохранения.

Я говорю о тех, кто нуждается в сопроводительной терапии осложнений, наступающих во время лечения онкологических заболеваний. По большому счету к их числу относятся все 100% онкобольных, поскольку те или иные неблагоприятные последствия «химии» возникают у каждого. Таких состояний много: тошнота, рвота, нейтропения, тромбоцитопения, анемия, инфекции, мукозиты, болевой синдром и т. д.

Да, онкологи назначают пациентам препараты, снижающие негативные проявления последствий химиотерапии, в частности противорвотные средства. Но, во-первых, такие препараты покупаются обычно за средства пациентов, во-вторых, состояния могут быть куда более серьезными, они не снимаются приемом таблетированных лекарств и требуют проведения инфузионной либо иной терапии в стационарных условиях. Однако попасть туда не так просто. В онкологической службе вся помощь исключительно плановая, поэтому онкобольной с осложнениями может поступить только в общелечебную сеть, где не всегда знают, как помочь пациенту с диагнозом «онкология» в случае резкого снижения гемоглобина, высокого лейкоцитоза и пр.

Иными словами, из поля зрения авторов порядка оказания онкологической помощи и разработчиков клинических рекомендаций выпала не просто группа больных, а целый раздел лечения. Хотя справедливости ради надо сказать, что «проведение восстановительной и корригирующей терапии, связанной с возникновением побочных реакций на фоне высокотоксичного лекарственного лечения» предусмотрено как одна из функций онкологических учреждений, однако соответствующих условий для реализации нет.

До сих пор нет ни отдельного тома клинических рекомендаций по сопроводительной терапии осложнений онкологических заболеваний, ни соответствующих разделов в профильных клинических рекомендациях по злокачественным новообразованиям, за редким исключением, которое еще больше подтверждает правило. А коль скоро нет клинических рекомендаций по оказанию данного вида медицинской помощи, нет и тарифов на него. А если нет тарифов, медицинские организации не могут заниматься сопроводительной терапией осложнений онкологических заболеваний. Круг замкнулся.

Безусловно, некая положительная тенденция к решению этой проблемы есть. Для начала в последние годы она довольно активно обсуждается. Кроме того, с 2023 года введен подход по использованию коэффициента сложности лечения пациента (КСЛП), который «удорожает» базовый тариф, доплата предназначена для возмещения расходов на сопроводительную терапию. Однако механизм крайне выборочно покрывает препараты, используемые для лечения осложнений, да и сумма в 16–18 тыс. руб. зачастую меньше реальных расходов.

Если бы данный вид медицинской помощи нашел полноценное отражение в клинических рекомендациях и новом порядке, это позволило бы создать в онкодиспансерах отделения сопроводительной терапии, которые принимали бы пациентов с осложнениями в режиме 24/7, в том числе по экстренным показаниям.

Что же происходит в реальности? То же, что и в случае с первой категорией онкобольных: человек сам приобретает нужные препараты и (или) ищет врача или медсестру, которые готовы ему помочь. Какими в случае неблагоприятных событий могут быть юридические последствия такой помощи «по договоренности», несложно представить.

21/03/2023, 12:05
Комментарий к публикации:
Потерянные и забытые
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все