Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Во все нетяжкие: снизится ли число уголовных дел против врачей

/

Оплата перелета к месту лечения: почему НКО вынуждены открывать сборы на дорогу

/

Завершился XIX Ежегодный конгресс РООУ — один из самых масштабных профессиональных мероприятий в области отечественной онкоурологии

/

Проблемы и пути решения в сопроводительной терапии онкологических пациентов

/

Вице-президент Фонда «Вместе против рака» Полина Габай ответила на вопросы врачей сообщества «Врачи РФ»

/

Судебная практика «исключила» оплату обучения немедицинского персонала из структуры тарифа ОМС

/

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/
13 мая 2025
576

Врач, физраствор и приговор: дело о подмене препаратов

Автор: Фонд «Вместе против рака»
Врач, физраствор и приговор: дело о подмене препаратов
Судебной практике известны случаи, когда нехватка лекарств в больнице приводит к «внутреннему перераспределению» и пациентам вместо дорогих препаратов достается физраствор. Но подмену невозможно скрывать вечно, и для участвующего в подобных схемах врача это может быть чревато не только профессиональными рисками, но и реальным сроком за должностное преступление. Об одном из таких дел мы расскажем сегодня и разберем, почему суд усмотрел в действиях врача превышение полномочий.

Колите то, что есть

В районной больнице случилась недостача дорогостоящих препаратов для лечения онкобольных, о чем знал работавший в этой больнице врач-онколог, в последующем назначенный заведующим отделением противоопухолевой лекарственной терапии. Несмотря на это, доктор продолжал принимать пациентов, а медсестрам велел разбавлять препараты физраствором либо вводить его больным в чистом виде. Незаконные распоряжения он начал давать, будучи рядовым врачом, и продолжил после назначения на должность заведующего.

«Замена» препаратов практиковалась больше года и вскрылась при проверке минздрава, когда сопоставили данные о закупках препаратов для больницы, их остатках и данные журналов предметно-количественного учета и учета процедур: в наличии было 84 флакона лекарств, а «израсходовали» 190.

Следствие и суд решили, что врач превысил свои должностные полномочия и сделал это для сокрытия недостачи и искусственного улучшения показателей работы как медучреждения, так и своих собственных, чем существенно нарушил права пациентов. Действия медика квалифицировали по п. «е» ч. 3 ст. 286 УК РФ. По приговору, с которым согласилась апелляция, назначено 4 года лишения свободы и лишение права заниматься медицинской деятельностью на 2 года.

Субъект преступления

Отметим, что привлекать за превышение полномочий можно только должностных лиц: тех, кто выполняет административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в государственном и муниципальном учреждении (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

Организационно-распорядительные функции связаны с руководством коллективом либо находящимися в служебном подчинении виновного отдельными работниками.

Но это вовсе не означает, что субъект преступления во всех случаях определяет принадлежность к руководящему составу.

В нашем деле суд согласился с тем, что даже будучи рядовым врачом подсудимый – надлежащий субъект преступления, поскольку руководит работой подчиненного ему среднего медперсонала. Доказательством тому стало дополнительное соглашение к трудовому договору.

О действиях

Для того чтобы был состав превышения должностных полномочий, действия лица должны явно выходить за пределы таких полномочий.

Согласно Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях тактику лечения онкологических заболеваний устанавливает и изменяет консилиум врачей. Кроме того, врач обязан оказывать медпомощь в соответствии с клиническими рекомендациями (ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Учитывая, что замена конкретного препарата относилась к полномочиям врачебного консилиума, явный выход за пределы полномочий имел место и медсестрам давались заведомо незаконные указания.    

Умысел и мотивы

Доводы врача о том, что его действия представляют собой халатность, суд отверг.

Отметим, что превышение полномочий совершается умышленно – то есть, виновный осознает их характер и последствия. Очевидно, что, заменяя препарат на физраствор и умалчивая о недостаче, врач, имевший большой опыт, действовал с полным осознанием происходящего.

В отличие от злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), для которого обязательно наличие корыстной или иной личной заинтересованности, мотив превышения должностных полномочий для привлечения к ответственности за неквалифицированный состав (ч. 1 ст. 286 УК РФ) не имеет значения, хотя и должен быть установлен по правилам уголовного процесса (ст. 73 УК РФ).

Но если иная личная или корыстная заинтересованность при превышении полномочий доказана, это дает основание вменить квалифицирующий признак: п. «е» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Его влияние существенно – санкция строже.

Как следовало из показаний медсестер, для врача было значимым, что их медучреждение принимает больше пациентов, чем другие, и это влияло на оценку показателей его работы. Одна из свидетелей отмечала, что действовал он «ради славы», в том числе личной – репутации хорошего врача, который ведет много больных.

Кроме того, за перевыполнение плана и интенсивный труд подсудимый получал доплаты.

О последствиях и вреде

Еще одно обязательное условие для привлечения к уголовной ответственности по ст. 286 УК РФ – существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций или охраняемых законом интересов общества и государства.

Конституционный Суд отмечает, что существенное нарушение прав и законных интересов — оценочное понятие, которое получает содержание в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела.

При этом Верховный Суд разъяснил, что под таким нарушением следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права.

Ни следствие, ни суд не усмотрели причастности врача к недостаче дорогих лекарств и причинения пациентам вреда, однако того, что были нарушены конституционные права пациентов на охрану здоровья, оказалось достаточным для вывода о наличии упомянутого условия.

В приговоре упоминается о правовой позиции Конституционного Суда: право на охрану здоровья − высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение от 19.05.2009 № 816-О-О).

Ответственны ли врач, клиника и ее руководители за смерть неизлечимо больного, можно прочитать в журнале «ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник» 2024. №2(3) – экспертный разбор ятрогенного дела читайте здесь.

Выводы

Тот факт, что медработник не занимает руководящую должность, вовсе не означает, что он не является должностным лицом и не подлежит уголовной ответственности в этом качестве.

Как показывает наш пример, определяющим в этом вопросе будет выполнение конкретных функций, которые относятся к организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным. Применительно к врачам такие функции предполагают право давать среднему медперсоналу указания, обязательные для исполнения.

Кроме того, следует учитывать, что для подобных составов преступлений имеет значение характер причиненного вреда, при этом не менее существенно и другое: насколько значимо право потерпевшего, нарушенное действиями виновного.

telegram protivrakaru

Превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, из корыстной или иной личной заинтересованности.

Приговор Семеновского районного суда Нижегородской области от 17.07.2024 по делу № 1-51/2024.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 17.10.2024 по делу № 1-51/2024.

Пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009  № 19 оговорено четыре таких ситуации.

  • действия относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
  • могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;
  • совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
  • никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Утвержден приказом Минздрава России от 19.02.2021 № 116н.

Срок лишения свободы по ч. 1 ст. 286 УК РФ – до 4 лет, по ч. 3 ст. 286 УК РФ – от 3 до 10 лет.

Пункт 4.3 мотивировочной части постановления от 24.05.2021 № 21-П.

Пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009  № 19.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все