Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Пост-релиз
17 ноября 2023
1039

Парламентский контроль регионов: доступность диагностики и лечения онкозаболеваний в Самарской области

Автор: Фонд «Вместе против рака»
Парламентский контроль регионов: доступность диагностики и лечения онкозаболеваний в Самарской области
В Самарской Губернской Думе 25 октября 2023 года состоялось рабочее совещание законодателей федерального и регионального уровней, посвященное персонализированной медицине и сопроводительной терапии в онкологии. Это третье из цикла тематических мероприятий в регионах России, организованное рабочей группой по онкологии, онкогематологии и трансплантации Комитета Госдумы по охране здоровья.

На парламентском контроле

Рабочее совещание на тему «Персонализированная медицина и сопроводительная терапия в онкологии» прошло в формате круглого стола. К депутатам Госдумы и Самарской Думы присоединились руководители министерства здравоохранения и ТФОМС Самарской области, представители Самарского государственного медицинского университета, главные внештатные специалисты (ГВС) Минздрава России и региона, специалисты Самарского областного клинического онкологического диспансера, представители ЦЭККМП Минздрава России и др.

Парламентский контроль регионов: доступность диагностики и лечения онкозаболеваний в Самарской области

Г. А. Котельников, академик РАН, д.м.н., профессор, почетный ректор ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России

Открывая встречу, председатель комитета Самарской Губернской Думы по здравоохранению, демографии и социальной политике Марина Сидухина отметила символичность и неслучайность выбора Самары в качестве площадки: региональный законодательный орган в настоящее время возглавляет почетный ректор Самарского государственного медицинского университета академик РАН, д.м.н., профессор Геннадий Котельников. В своих приветственных обращениях член Комитета Госдумы по охране здоровья академик РАН, д.м.н., профессор Александр Румянцев и председатель Самарской Губернской Думы Геннадий Котельников подчеркнули необходимость подобных встреч для решения правовых и финансовых вопросов, связанных с персонализированной медициной и сопроводительной терапией.

Парламентский контроль регионов: доступность диагностики и лечения онкозаболеваний в Самарской области

А.Г. Румянцев, академик РАН, д.м.н., профессор, член Комитета Госдумы по охране здоровья

Модератором выступила вице-президент фонда «Вместе против рака» к.ю.н. Полина Габай. Она пояснила, что круглый стол организован рабочей группой по онкологии, онкогематологии и трансплантации Комитета Госдумы по охране здоровья с целью исполнения решений, принятых на заседаниях рабочей группы в 20222023 годах. Совещание проходило в рамках парламентского контроля, оно призвано в том числе помочь в оценке параметров работы самарской онкослужбы и выработке общих рекомендаций для ее совершенствования.

Онкослужбе нужны кадры и деньги

О результатах деятельности онкослужбы Самарской области рассказал ГВС онколог Самарской области, главный врач ГБУЗ «СОКОД» д.м.н. Андрей Орлов. Он сообщил, что в настоящий момент показатели заболеваемости и абсолютные числа впервые выявленных злокачественных новообразований постепенно возвращаются к доковидному уровню. Показатели смертности от онкозаболеваний в регионе с каждым годом снижаются: с 201,3 человека на 100 тыс. населения в 2017 году до 189,2 – в 2022 году. Сегодня самарские цифры ниже средних по России.

Парламентский контроль регионов: доступность диагностики и лечения онкозаболеваний в Самарской области

Слева направо: А.А. Федоров, эксперт Всероссийского союза пациентов; П.Г. Габай, к.ю.н., адвокат, вице-президент фонда «Вместе против рака»; А.Е. Орлов, д.м.н., ГВС онколог Самарской области, главный врач ГБУЗ «СОКОД»

В то же время уровень онкозаболеваемости в регионе выше среднего по России: 515,8 человека на 100 тыс. населения в 2022 году. В период пандемии в регионе ежегодно недовыявляли порядка 2 тыс. больных ЗНО, образовался большой контингент запущенных больных. И теперь для решения проблемы требуется дополнительное финансирование. При этом действующая методика распределения субвенций бюджетам ТФОМС не зависит от уровня заболеваемости в регионе.

В субъекте реализуется региональная программа «Борьба с онкологическими заболеваниями в Самарской области» на 2019–2024 годы. По словам Андрея Орлова, благодаря этой программе удалось повысить выявляемость, улучшить качество диагностики и лечения онкозаболеваний, поэтому срок действия программы необходимо продлить.

Парламентский контроль регионов: доступность диагностики и лечения онкозаболеваний в Самарской области

В центре: П.Г. Габай, к.ю.н., адвокат, вице-президент фонда «Вместе против рака»; М.Г. Сидухина, председатель комитета Самарской Губернской Думы по здравоохранению, демографии и социальной политике

В рамках региональной программы происходит переоснащение сети медицинских организаций, оказывающих помощь онкобольным, создаются центры амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), призванные снять нагрузку со специализированных онкоучреждений: в 2024 году их будет 12. Но со своей задачей ЦАОП справляются не до конца: всему виной кадровый дефицит и ограниченность применяемых там схем лекарственной терапии. Совершенствование кадрового обеспечения первичного звена, в том числе за счет целевой ординатуры, и расширение спектра схем терапии – среди приоритетных направлений развития онкослужбы региона.

Отдельно докладчик рассказал о ситуации с сопроводительной терапией. На сегодняшний день онкокойка «перегружена», финансовые возможности онкоучреждений ограничены, но общая больничная сеть не всегда готова принять пациента, нуждающегося в грамотном купировании осложнений. Амбулаторная «региональная» льгота в части поддерживающей терапии тоже не помогает: для ее финансирования недостаточно областного ресурса. По мнению главного онколога, на федеральном уровне должна быть санкционирована возможность выполнять сопроводительную терапию в отделениях медицинской реабилитации онкоучреждений, в том числе в межкурсовой период.

Онкогематологическая служба ищет свою долю

С докладом о работе региональной онкогематологической службы выступил проректор по научной работе Самарского государственного медицинского университета, ГВС гематолог Самарской области д.м.н., профессор Игорь Давыдкин. Он отметил, что в Самарской области разработана региональная программа по развитию гематологической службы до 2030 года, активно и эффективно применяется передовая эпигенетическая, таргетная и иммунологическая терапия.

Но есть факторы, препятствующие развитию онкогематологической службы. Ключевой из них – неопределенность по вопросу доли, предназначенной для оказания медпомощи пациентам с онкогематологическими заболеваниями в соответствии с клинреками, от общей массы финансовых средств, выделяемых на федеральную программу «Борьба с онкологическими заболеваниями».

Маршрутизация с осложнениями

Согласно порядку онкопомощи №116н регионы разрабатывают свои схемы маршрутизации онкопациентов – путь от диагностики до реабилитации. В Самарской области такой алгоритм утвержден, но он не учитывает особенности «передвижения» онкопациента в случае возникновения у него осложнений.

По словам заместителя главного врача по медицинской профилактике, реабилитации и связям с общественностью ГБУЗ «СОКОД» к.м.н. Татьяны Золотаревой, необходимо разработать четкие критерии движения онкопациентов с сопутствующими патологиями в системе медорганизаций региона. С учетом того, что в 99% случаев осложнений госпитализация в круглосуточный стационар (в том числе на реанимационные койки) не требуется – а значит, можно задействовать первичное звено и общую сеть.

Парламентский контроль регионов: доступность диагностики и лечения онкозаболеваний в Самарской области

Слева направо: О.И. Каганов, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой онкологии ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России; Т.Г. Золотарева, к.м.н., заместитель главного врача по медицинской профилактике, реабилитации и связям с общественностью ГБУЗ «СОКОД»

Антон Жигулев, заместитель главного врача по организационно-методической работе Пермского краевого онкологического диспансера, также обратил внимание на очевидную целесообразность маршрутизации в общую сеть пациентов с осложнениями, не нуждающихся в специализированном лечении. Так не будут «съедаться» деньги на онкопомощь. У страховщиков не должны возникнуть вопросы о непрофильной госпитализации – профиль оказания медпомощи употребляется разработчиками исключительно в целях группировки КСГ и никак не связан с профильностью стационарных коек.

Сопроводительная терапия готовится к лучшему

Участники круглого стола уделили большое внимание проблемам сопроводительной терапии в онкологии. Их целый комплекс – от отсутствия клинических рекомендаций в регуляторной плоскости до недостаточности тарифов в финансовой.

О перспективах решения проблем сообщила и. о. начальника отдела способов оплаты медпомощи ЦЭККМП Минздрава России Оксана Плахотник. По словам представителя учреждения, ответственного за разработку тарифов, в 2024 году ожидаются серьезные изменения. Во-первых, должна быть введена дифференциация значения коэффициента сложности лечения пациента (КСЛП) в зависимости от применяемой схемы лекарственной терапии. Во-вторых, перечень схем применения КСЛП (сейчас их 12) будет расширен за счет препаратов для терапии анемии. В-третьих, в новые схемы противоопухолевого лечения в качестве обязательного компонента планируется включить препараты сопроводительной терапии.

Необходимая калькуляция расчетным центром произведена – слово за регулятором.

Диагностика просит тарифы

С докладами об организации диагностических служб выступили ГВС Самарской области – ГВС по клинической лабораторной диагностике Елена Потякина и ГВС по лучевой и инструментальной диагностике Александр Капишников, а также заведующая патологоанатомическим отделением ГБУЗ «СОКОД» Оксана Югина.

Парламентский контроль регионов: доступность диагностики и лечения онкозаболеваний в Самарской области

Слева направо: С.З. Аглетдинов, заведующий рентгеновским отделением ГБУЗ «СОКОД»; А.В. Капишников, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, ГВС по лучевой и инструментальной диагностике Самарской области; Н.Е. Торопова, д.б.н., заведующая клинико-диагностической лабораторией ГБУЗ «СОКОД»

Самарская область в целом демонстрирует успешную практику в деле диагностики. Установлены тарифы на МГИ и ПАИ, КТ- и МРТ-диагностику (с контрастом и без). По словам замдиректора ТФОМС Самарской области Станислава Соколова, тарифы ежегодно индексируются, исследования фактически проводятся, нормативы «выбираются». В случае необходимости результаты направляются на пересмотр в федеральные референс-центры, организовано двойное чтение маммограмм. Идет работа по межтерриториальным и межучрежденческим расчетам.

Парламентский контроль регионов: доступность диагностики и лечения онкозаболеваний в Самарской области

Слева направо: Е.Е. Потякина, заведующая отделением лабораторной диагностики ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина», ГВС по клинической лабораторной диагностике; С.В. Соколов, заместитель директора ТФОМС Самарской области; С.А. Вдовенко, первый заместитель министра здравоохранения Самарской области, руководитель департамента организации медицинской помощи населению

Проблемы, как обычно, в финансах: например, тариф на МРТ-исследование с контрастным усилением недостаточен, а тариф на МГИ методом NGS отсутствует.

В настоящее время готовится совместный протокол, включающий рекомендации региону по совершенствованию проведения диагностических исследований и сопроводительной терапии в онкологии и онкогематологии.

Программа мероприятия и видеозапись – здесь.
telegram protivrakaru

Приказ Минздрава России от 19.02.2021 №116н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях».

Сидухина Марина Геннадьевна
Сидухина Марина Геннадьевна
председатель комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской Губернской Думы
  • заместитель секретаря Самарского регионального отделения партии «Единая России» по проектной деятельности
Румянцев Александр Григорьевич
Румянцев Александр Григорьевич
депутат Госдумы РФ
  • академик РАН
  • доктор медицинских наук
  • профессор
  • член Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
  • научный руководитель ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все