Несмотря на четкое требование профстандарта, Минздрав России ранее давал разъяснения о том, что это требование к опыту работы относится только к врачам, которые стали онкологами путем профпереподготовки, т. е. к тем, кто не проходил интернатуру (ординатуру) по онкологии. По этой причине нами и был направлен соответствующий официальный запрос регулятору.
В своем ответе фонду Минздрав России подтвердил данную версию, дословно сообщив следующее в последнем абзаца письма: «Таким образом, специалист, прошедший подготовку в интернатуре или ординатуре по специальности “Онкология” имеет право осуществлять медицинскую деятельность без опыта практической работы. Требования к опыту практической работы предъявляются только к тем специалистам, которые в соответствии с вышеперечисленными образовательными траекториями для обобщенных трудовых функций В и С, прошли профессиональную переподготовку по специальности “Онкология” без наличия подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по специальности “Онкология”».
Все бы хорошо, но вот только…
…Ответ Минздрава противоречит профстандарту «Врач-онколог», из которого очевидно, что требование к опыту работы распространяется на все, как это называет Минздрав, образовательные траектории в рамках трудовых функций В и С.
…Финальный аккорд Минздрава противоречит предпоследней ноте. Абзацем выше Минздрав сам же указывает, что «для осуществления медицинской деятельности в части профессиональных компетенций соответствующих обобщенным трудовым функциям В и С предъявляются требования к опыту практической работы», далее перечислены идентичные профстандарту требования про 5 лет и перечень специальностей.
Ничего не понимаю, пусть и другие не понимают
По всей видимости, Минздрав не совсем понимает термин «обобщенная трудовая функция», распространяя его исключительно на специалистов, не прошедших профильную интернатуру (ординатуру) по онкологии. В реальности же обобщенная трудовая функция В и С касается всех без исключения врачей, планирующих работать в стационаре в качестве химиотерапевтов или хирургов соответственно.
Возможно, Минздрав осознал, что поспешил с такой регуляторикой и что желание во что бы то ни стало насытить ЦАОПы амбулаторными онкологами приведет к кадровому коллапсу и жестко ограничит приток новых кадров в онкологию. Почему бы тогда просто не внести поправки в приказ и не привести написанное в соответствие с нынче подразумеваемым?
Скорее всего, подобные откаты просто не характерны для нашей системы. В конце концов, такая раскоординация норм и практики всегда оставляет место для маневра, ведь не зря пресс-служба Минздрава информирует о том, что не уполномочена разъяснять нормы законодательства. Если уж так говорить, то Минздрав вообще не уполномочен разъяснять данные нормы. Это должен делать Минтруд России, утвердивший профстандарт. Однако на наш запрос Минтруд не ответил, любезно порекомендовав (устно по телефону) обратиться за разъяснениями в Минздрав, т. е. к фактическому разработчику. На повторный запрос фонда от 17 марта Минтруд пока что тоже официально не ответил.
Что в итоге?
Если ориентироваться на ответ Минздрава, то после интернатуры (ординатуры) по онкологии можно, как и раньше, работать онкологом без наличия опыта. Через профпереподготовку попасть в онкологию теперь можно только после 5 лет работы в стационаре по другой специальности.
Так что живем пока так, а дальше жизнь покажет.
И напоследок
Предугадываем ваши вопросы:
Что делать тем, кто уже работает после профпереподготовки, но не имеет требуемого в профстандарте опыта работы?
Что делать работодателям с такими сотрудниками, имеют ли они право/обязаны ли уволить их или отстранить от работы?
Ответим на эти вопросы в ближайшее время отдельной заметкой.
Читайте также:
Каста брахманов, или О профессиональном стандарте «Врач-онколог»
Уволить нельзя оставить: как быть с онкологами, не соответствующими новому профстандарту?
Онкологи без пятилетнего стажа смогут продолжить работу в стационаре