Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Закон
19 октября 2021
4306

Каста брахманов, или О профессиональном стандарте «Врач-онколог»

Автор: Фонд «Вместе против рака», «Факультет медицинского права»
Каста брахманов, или О профессиональном стандарте «Врач-онколог»
С 1 марта 2022 года начнет действовать профессиональный стандарт «Врач-онколог» (приказ Минтруда России от 02.06.2021 № 360н). Новые требования уже вызвали широкий резонанс в онкосообществе – например, тот факт, что с 2022 года онколог сможет приступить к работе в стационаре только через 9 лет после окончания медицинского вуза. Ряд положений приказа к тому же противоречат новому онкологическому порядку. Рассмотрим подробно, каким требованиям теперь должны будут соответствовать онкологи и с какими трудностями могут столкнуться.

Перечень онкологических заболеваний, которыми должен будет заниматься врач-онколог с 2022 года, определен новым онкологическим порядком, утвержденным приказом Минздрава России от 19.02.2021 № 116н (далее – Порядок № 116н).

В зависимости от вида и условий оказания медпомощи профстандарт выделил три направления работы врача-онколога (или три обобщенные трудовые функции):

  • работа в первичном звене при оказании медпомощи в амбулаторных условиях и в дневном стационаре (код А);
  • работа в стационаре в качестве химиотерапевта (оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медпомощи) (код В);
  • работа в стационаре в качестве онкохирурга (оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медпомощи) (код С).

По каждому из направлений работы врача приказ предусмотрел требования к квалификации и опыту, а также описал трудовые функции с перечислением конкретных действий и умений, которые должен выполнять врач. На них остановимся подробнее.

Изменения в первичном звене

Первичное звено открывает двери. В первую очередь изменяются требования к врачу-онкологу, работающему в амбулаторных условиях и в дневном стационаре. Так, доступ к должности онколога первичного звена после профпереподготовки теперь открыт для врачей более широкого круга специальностей. Наравне с хирургами, терапевтами и гинекологами в первичном онкозвене смогут работать гематологи, урологи, нейрохирурги, офтальмологи, семейные врачи и др.

По-прежнему для допуска к работе врачу требуется сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации по специальности «Онкология», прохождение медосмотров и отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью. И так же, как раньше, врачи-онкологи обязаны регулярно повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в стажировках, тренингах, конгрессах и пр.

Решение кадрового вопроса. По новому стандарту претендентам на работу в первичном звене не требуется практический опыт, в отличие от требований к врачам стационара. И это условие возможно хоть как-то повлияет на недостаток специалистов в поликлиниках. После двухлетней ординатуры они смогут приступить к работе в амбулаторном онкозвене. Для работы в стационаре им потребуется еще как минимум 7 лет, о чем мы подробно расскажем далее.

По всей видимости, такой фокстрот связан с дефицитом врачей-онкологов в поликлиниках, о котором было объявлено еще в августе 2019 года, когда Минздрав назвал регионы с минимальным количеством таких специалистов. В феврале 2020 года главный онколог России Андрей Каприн уточнил, что в российских поликлиниках не хватает около 2 тысяч врачей-онкологов. Полагаем, что с целью исключить кадровый голод, в том числе в центрах амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), регулятор прибегнул к процедуре, которую опробовал еще в 2016 году: тогда кадровые дыры в поликлиниках «заткнули» специалистами без постдипломного образования после первичной аккредитации. Сейчас же регулятор решил насытить первичное звено необходимым количеством врачей-онкологов, здраво полагая, что немногие вступят на альтернативный путь длиною в 9 лет.

Основные функции врача-онколога первичного звена. По замыслу разработчиков профессионального стандарта, в первичном звене у врача-онколога должно быть 8 трудовых функций: диагностика, лечение и контроль его эффективности, направление на реабилитацию, медицинская экспертиза, проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, анализ медико-статистической информации и ведение документации, оказание экстренной медпомощи и паллиативной помощи.

За некоторыми исключениями аналогичные трудовые функции установлены и для специалистов, работающих в стационаре.

Рассмотрим две наиболее важные, на наш взгляд, трудовые функции врача-онколога:

  • диагностика в целях выявления онкологического заболевания, его прогрессирования;
  • лечение пациентов с онкологическими заболеваниями, контроль его эффективности и безопасности.

Трудовая функция «диагностика». В акте подробно описаны трудовые действия и необходимые умения врача-онколога на этапе диагностики. Сюда входит составление плана и направление пациента на инструментальное обследование и лабораторные исследования, постановка диагноза в соответствии с МКБ, МКБ-О и TNM (международная классификация стадий злокачественных новообразований). Кроме того, профстандартом установлен закрытый перечень диагностических манипуляций, которые онколог выполняет самостоятельно. Так, он обязан уметь и выполнять тонкоигольную аспирационную биопсию и трепанобиопсию поверхностно расположенных опухолей (кожи и мягких тканей, периферических лимфоузлов, молочной железы, щитовидной железы), диагностический лапароцентез и торакоцентез для получения жидкости из полости, стернальную пункцию для получения костного мозга, мазки – отпечатки опухолей наружных локализаций с целью последующего лабораторного исследования.

Следует отметить, что норма о постановке диагноза онкологом единолично принята без учета положений Порядка № 116н. Согласно этому документу в случае невозможности установить диагноз пациент направляется в онкодиспансер или другие медорганизации, в том числе федеральные (п. 13 Порядка № 116н). Полагаем, что профстандарт в указанной части противоречит новому онкопорядку и требует уточнения.
Трудовая функция «лечение». Чтобы определить план лечения и принять решение об оказании специализированной помощи, врач-онколог направляет пациента на врачебный консилиум, что согласуется с нормой Порядка № 116н. Далее врач-онколог самостоятельно проводит противоопухолевую терапию по назначению консилиума или врача-онколога.

В соответствии с положениями нового онкологического порядка тактика лечения будет определяться медицинским консилиумом в составе врачей-онкологов и врача-радиотерапевта, а при опухолях нервной системы еще и врача-нейрохирурга. Также в консилиум при необходимости будут привлекаться другие врачи-специалисты. Минздрав предписывает, что консилиум может проводиться только в той медицинской организации, в составе которой есть три обязательных отделения: отделение хирургических методов лечения злокачественных новообразований, противоопухолевой лекарственной терапии, радиотерапии. Более подробно о консилиумах читайте в нашей статье.

Самостоятельно врач-онколог сможет назначать симптоматическую терапию, диетотерапию и ряд медицинских манипуляций (цитобиопсия и core-биопсия периферических лимфоузлов, поверхностно расположенных опухолей мягких тканей и др.). Также врачу-онкологу передано в руки назначение лучевой терапии, фотодинамической терапии и других методов немедикаментозного лечения. Отметим, что указанные виды лечения относятся к специализированной помощи и предполагают участие врачебного консилиума. В указанной части составители документа решили этот момент почему-то опустить. Полагаем, что в этой части следовало бы привести в соответствие положения профстандарта и Порядка № 116н и дать врачу-онкологу право принимать решения с учетом заключения врачебного консилиума. Если все-таки никаких изменений в нормативы внесено не будет, врачам придется строго следовать Порядку № 116н.

Изменения в работе в стационаре

9 лет пути к стационару. Профстандартом установлены отдельные требования к работе врача-онколога в стационаре (в том числе дневном стационаре) при оказании специализированной медицинской помощи. Работа в указанных условиях выделяет два направления: по лекарственной терапии и по хирургии.

Как уже было отмечено, в отличие от первичного звена, для работы врача-онколога в стационаре установлены более жесткие критерии, ключевым из них является 5-летний опыт работы в стационаре по другой специальности.

Например, работать онкологом-химиотерапевтом можно будет только в том случае, если врач до этого отработал не менее пяти лет в стационарных условиях по одной из таких специальностей, как «Терапия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Гематология» или «Акушерство и гинекология». Хирургу-онкологу понадобится 5-летний опыт в стационаре по специальности «Хирургия» либо «Урология», «Колопроктология», «Нейрохирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Офтальмология», «Оториноларингология», «Акушерство и гинекология».

В общей сложности выпускникам медицинских вузов потребуется как минимум 9 лет с момента выпуска из медвуза до выхода на работу в стационар в качестве химиотерапевта или хирурга-онколога: 2 года ординатуры по другой специальности, 2 года ординатуры по онкологии и 5 лет общей практики в стационаре.

Переходный период для адаптации к новой системе законодатель не предусмотрел. Поэтому как только профстандарт вступит в силу в марте 2022 года, молодым специалистам, намеревавшимся в том же году приступить к работе в стационаре, придется поменять свои планы. Получить должность химиотерапевта или хирурга-онколога они смогут не раньше 2029 года. Регулятор не пожалел и онкологов со стажем в стационаре менее 5 лет: им также придется менять место работы, пройти обучение по другой специальности, чтобы набрать необходимый по стандарту опыт.

Такие условия могут создать ситуацию дефицита медицинских кадров, а, следовательно, затруднить доступ пациентов к онкологической помощи. Каким образом в этой ситуации будут обеспечены показатели национального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», остается только догадываться.

В то же время расширен перечень специальностей, после которых возможно перейти на работу врачом-онкологом в стационар. Так, химиотерапевтами смогут работать гематологи и семейные врачи. А стать онкологом-хирургом смогут урологи, колопроктологи, нейрохирурги, челюстно-лицевые хирурги, офтальмологи и оториноларингологи. При этом ограничения тоже есть: например, специалист, который прошел интернатуру/ординатуру по терапии, уже не будет допущен до онкохирургии. Также профстандарт, с учетом разделения на 3 обобщенные трудовые функции, предусматривает различные сценарии «преобразования» в онколога.

Более подробно информация о требованиях представлена в таблице.

Сообщаем, что Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России высказал позицию относительно положений профстандарта в части требований к опыту работы онколога в стационаре. Так, по мнению федерального органа, требования к опыту работы касаются лиц, не прошедших обучение по программе ординатуры по специальности «Онкология», а завершивших программу профессиональной переподготовки по специальности «Онкология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по другим специальностям.

Конечно, это прекрасно, однако данная позиция расходится с положениями самого приказа от 02.06.2021 № 360н, где черным по белому написано, что требования к опыту работы предъявляются ко всем лицам. И к тем, кто завершил интернатуру/ординатуру по онкологии, и к тем, кто прошел профпереподготовку. При этом норма не содержит каких-либо оговорок или сносок, подтверждающих позицию Минздрава России. Таким образом, по нашему мнению, раз позиция официального органа такова, то приказ Минтруда требует внесения изменений. В противном случае на практике у онкологов и медорганизаций могут возникнуть проблемы с надзорными органами, а возможно, и следственными органами.

Также следует обратить внимание на то, что акт был принят Минтрудом России, а не Минздравом России. При этом позиция первым официально не высказана.

Трудовая функция химиотерапевта «лечение». Среди трудовых функций онколога-химиотерапевта по лечению нет упоминаний о направлении пациента на консилиум врачей. Более того, профстандарт предполагает, что решение о назначении и проведении всех вариантов противоопухолевой терапии онколог принимает самостоятельно. Таким образом, в этой части профстандарт противоречит положениям Порядка № 116н, согласно которым тактику лечения может определить только врачебный консилиум. К слову, понятие «тактика лечения» не раскрыто в онкопорядке, поэтому в правоприменительной практике оно может толковаться достаточно широко.

Кроме того, онколог-химиотерапевт находится в неравном положении по сравнению с онкологом первичного звена: в отличие от последнего, химиотерапевт обязан проводить ряд медицинских манипуляций, но не имеет права их назначать. Это касается лапароцентеза и торакоцентеза, введения препаратов через катетер, подкожный венозный порт и др. Выглядит это еще более странным, если учесть жесткие требования к стажу работы онколога стационара. Предполагаем, что регулятор при написании профстандарта попросту забыл включить функцию назначения указанных манипуляций.

Так же выглядит и ситуация с немедикаментозной терапией (лучевой терапией, фотодинамической терапией и др.).

Кроме того, необходимые умения для выполнения цитобиопсии и core-биопсии периферических лимфоузлов, поверхностно расположенных опухолей мягких тканей не отражены в трудовых действиях химиотерапевта. Следовательно, он не сможет выполнять перечисленные манипуляции на законных основаниях.

Документ содержит ссылку на порядок по паллиативной медицинской помощи взрослому населению. Между тем порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению утратил силу в 2019 году. В настоящее время паллиативная помощь для взрослых и детей оказывается на основании положения, утвержденного приказом Минздрава России № 345н, Минтруда России № 372н от 31.05.2019 «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья».

Хирургическое лечение в стационаре. Как и химиотерапевт, хирург-онколог будет вынужден выполнять медицинские манипуляции, не имея права назначать их. Это касается лапароцентеза и торакоцентеза, введения препаратов через катетер, подкожный венозный порт и др. К кому в этом случае должен обращаться онкохирург для назначения перечисленных процедур, не поясняется.

А вот применять хирургические методы онкохирург сможет только в соответствии с решением консилиума врачей-специалистов.

Химиотерапевт теперь может назначить лечение без проведения консилиума, и в этом профстандарт противоречит положениям Порядка № 116н. Кроме того, химиотерапевт и онкохирург теперь обязаны проводить ряд медицинских манипуляций, хотя не имеют права их назначить.

Угроза молекулярной диагностике и другие странности профстандарта

Остановимся еще на некоторых моментах профстандарта, вызывающих вопросы и сомнения.

Многие трудовые действия и необходимые умения врача-онколога регулируются, помимо профстандарта, также порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями и стандартами медицинской помощи. Как действовать онкологу в случае противоречий, вызванных несогласованностью между собой указанных нормативных документов, остается только догадываться.

Например, профстандарт не содержит положений об участии онкологов в консилиумах и врачебных комиссиях. В то же время Порядок № 116н предполагает участие в консилиуме врача-онколога.

Также, согласно клиническим рекомендациям для взрослых «Рак мочевого пузыря» (утверждены в 2020 году), в качестве первичной и уточняющей диагностики названо проведение ПЭТ-КТ. В то время как новый стандарт медицинской помощи взрослым при раке мочевого пузыря предусматривает услугу ПЭТ. Отметим, что это разные виды диагностики.

Еще один сомнительный момент – это предусмотренный профстандартом учет онкологических пациентов с применением информационной системы «Региональный сегмент Федерального ракового регистра». Канцер-регистр, несомненно, является важной составляющей системы онкологической медицинской помощи, но на сегодняшний день отсутствует нормативный акт, адекватно регулирующий порядок его ведения. Хочется верить, что до 1 марта 2022 года с включением положений функции учета онкопациентов в профстандарт регулятор намерен отладить работу канцер-регистра. Кроме того, необходимо наконец определиться с наименованием указанной системы, так как в Порядке №116н она названа «раковым регистром», а в профстандарте – канцер-регистром. Подробнее о канцер-регистре читайте в нашей статье.

Вызывает вопросы и перечень наследственных синдромов, указанных в профстандарте в связи с исполнением онкологом функции проведения и контроля эффективности мероприятий по формированию здорового образа жизни. Здесь в качестве трудовых действий онколога заявлено в том числе направление на лабораторные исследования онкопациентов или пациентов с подозрениями на онкозаболевания для исключения наиболее частых наследственных синдромов с онкозаболеваниями (значимые терминальные мутации генов BRCA1/2, CHEK2, синдром Линча, наследственный полипозный рак толстой кишки). Полагаем, что не все частые наследственные синдромы перечислены законодателем. Так, например, пациентам, имеющим в семейном анамнезе медуллярный рак щитовидной железы или синдром МЭН 2-го типа, рекомендовано прохождение генетического исследования для определения мутации RET. Почему в этом случае профстандарт решил ограничиться закрытым перечнем наследственных синдромов, остается гадать. Но возможно, формулировка «в том числе» снимет ненужные вопросы.

Таким образом, до вступления в силу профстандарта его необходимо привести в соответствие с действующим законодательством и устранить ряд недочетов. Одно из ключевых положений, вызывающих тревогу онкологического сообщества и нуждающихся в изменении, – требования к стажу врачей-онкологов для работы в стационаре.

telegram protivrakaru

К ним отнесены все злокачественные новообразования (по кодам МКБ-10 С00–С97), новообразования in situ (D00–D09) и некоторые доброкачественные новообразования (соединительной и других мягких тканей (D21), глаза и его придаточного аппарата (D31), мозговых оболочек (D32), головного мозга и других отделов ЦНС (D33), других и неуточненных эндокринных желез (D35), других и неуточненных локализаций (D36). Кроме того, в перечень вошла группа доброкачественных опухолей неопределенного или неизвестного характера (D37–D48) (п. 1 Порядка № 116н).

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Профессиональные стандарты обязательны к применению в отношении врачей в части требований к образованию, обучению, уровню знаний и навыков (ст. 195.1, ч. 1 ст. 195.3 Трудового кодекса РФ).

Квалификационные требования (приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н)

Профессиональный стандарт «Врач-онколог» (приказ Минтруда России от 02.06.2021 № 360н)

Высшее образование – специалитет по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Онкология»


ИЛИ



Высшее образование – специалитет по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и профессиональная переподготовка по специальности «Онкология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Акушерство и гинекология», «Терапия», «Хирургия».

Высшее образование – специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия» и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Онкология» (подготовка в ординатуре допустима в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенной трудовой функции кода А)

ИЛИ 

Высшее образование – специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Терапия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Гематология», «Хирургия», «Урология», «Колопроктология», «Нейрохирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Офтальмология», «Оториноларингология», «Акушерство и гинекология» и дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка по специальности «Онкология» в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенной трудовой функции кода А.

  • диагностика в целях выявления онкологического заболевания, его прогрессирования;
  • лечение пациентов с онкологическими заболеваниями, контроль его эффективности и безопасности;
  • направление на медицинскую реабилитацию пациентов с онкологическими заболеваниями, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов;
  • проведение медицинских экспертиз в отношении пациентов с онкологическими заболеваниями;
  • проведение и контроль эффективности мероприятий по формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению населения с целью профилактики онкологических заболеваний;
  • проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала;
  • оказание медицинской помощи в экстренной форме;
  • оказание паллиативной медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями.

Трудовые действия

Необходимые умения

Организация и проведение скрининга граждан из групп риска (по возрасту, полу, наследственности) для выявления злокачественных новообразований

Организовать и проводить скрининг населения из групп риска (по возрасту, полу, наследственности) для выявления злокачественных новообразований 

Сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов (их законных представителей) 

Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов (их законных представителей)

Интерпретация и анализ информации, полученной от пациентов (их законных представителей) 

Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от пациентов (их законных представителей) 

Осмотр и физикальное обследование пациентов

Проводить осмотр и физикальное обследование пациентов 

Выявление клинических симптомов и синдромов у пациентов 

Выявлять клинические симптомы и синдромы у пациентов 

Проведение дифференциальной диагностики, формулирование, обоснование и постановка диагноза в соответствии с МКБ, МКБ-О и TNM и составление плана лабораторных исследований и инструментальных обследований пациентов

Проводить дифференциальную диагностику, формулировать, обосновывать и устанавливать диагноз в соответствии с МКБ, МКБ-О и TNM и составлять план лабораторных исследований и инструментальных обследований пациентов в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи

Направление пациентов на инструментальное обследование и лабораторные исследования (в том числе морфологические, иммуногистохимические, иммунологические, молекулярно-генетические исследования) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи, в том числе при организации и проведении скрининга для выявления онкологических заболеваний 

Обосновывать и планировать объем инструментальных обследований и лабораторных исследований (в том числе морфологические, иммуногистохимические, иммунологические, молекулярно-генетические исследования) пациентов в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи, в том числе при организации и проведении скрининга для выявления онкологических заболеваний

Интерпретация и анализ результатов осмотра, физикального обследования, инструментальных обследований и лабораторных исследований (в том числе морфологических, иммуногистохимических, иммунологических, молекулярно-генетических исследований) пациентов 

Интерпретировать и анализировать результаты скрининговых исследований, осмотра, физикального обследования, инструментального обследования и лабораторных исследований (в том числе морфологических, иммуногистохимических, иммунологических, молекулярно-генетических исследований) пациентов

Выполнение тонкоигольной аспирационной биопсии и трепанобиопсии поверхностно расположенных опухолей (кожи и мягких тканей, периферических лимфоузлов, молочной железы, щитовидной железы), диагностического лапароцентеза и торакоцентеза для получения жидкости из полости, стернальной пункции для получения костного мозга, мазков – отпечатков опухолей наружных локализаций с целью последующего лабораторного исследования 

Выполнять тонкоигольную аспирационную биопсию и трепанобиопсию поверхностно расположенных опухолей (кожи и мягких тканей, периферических лимфоузлов, молочной железы, щитовидной железы), диагностический лапароцентез и торакоцентез для получения жидкости из полости, стернальную пункцию для получения костного мозга, мазки – отпечатки опухолей наружных локализаций с целью последующего лабораторного исследования

Направление пациентов на консультацию к врачам-специалистам в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи

Обосновывать необходимость направления к врачам-специалистам пациентов в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи

Интерпретация и анализ результатов осмотров врачами-специалистами пациентов 

Интерпретировать и анализировать результаты осмотров врачами-специалистами пациентов

Выявление симптомов и синдромов осложнений онкологического заболевания, а также побочных действий и нежелательных реакций, возникших в результате диагностических процедур у пациентов

Выявлять симптомы и синдромы осложнений онкологического заболевания, а также побочных действий и нежелательных реакций, возникших в результате диагностических процедур у пациентов

Выявление и формирование групп повышенного риска развития онкологических заболеваний 

Выявлять и формировать группы повышенного риска развития онкологических заболеваний

Применение медицинских изделий в соответствии с документацией по эксплуатации, согласно порядкам оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи

Применять медицинские изделия в соответствии с документацией по эксплуатации, согласно порядкам оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи

Обеспечение безопасности диагностических манипуляций

Обеспечивать безопасность диагностических манипуляций 

Диагностика состояний, требующих оказания скорой медицинской помощи пациентам 

Определять медицинские показания для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи пациентам

– 

Проводить диагностику состояний, требующих оказания неотложной медицинской помощи пациентам

Трудовые действия

Необходимые умения

Разработка плана лечения пациента в зависимости от состояния пациента, диагноза и стадии заболевания в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандарта медицинской помощи

Разрабатывать предварительный план лечения пациента в зависимости от состояния пациента, диагноза и стадии заболевания в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи

Направление пациента с онкологическим заболеванием на консилиум с участием врачей-специалистов для определения плана лечения и принятия решения об оказании специализированной медицинской помощи по профилю «онкология» 

Направлять пациента с онкологическим заболеванием на консилиум с участием врачей-специалистов для определения плана лечения и принятия решения об оказании специализированной медицинской помощи по профилю «онкология»

Проведение назначенной консилиумом врачей-специалистов или врачом-онкологом противоопухолевой лекарственной терапии пациентам с онкологическими заболеваниями 

Проводить лечение пациентов с учетом рекомендаций врачей-онкологов медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями 

Назначение и проведение симптоматической терапии, в том числе диетотерапии, пациентам в соответствии с клинической картиной заболевания 

Назначать и применять лекарственные препараты, медицинские изделия и диетотерапию, включая парентеральное питание, у пациентов с онкологическими заболеваниями

Назначение и выполнение медицинских манипуляций, в числе которых:

– цитобиопсия и core-биопсия периферических лимфоузлов, поверхностно расположенных опухолей мягких тканей; 

– лапароцентез и торакоцентез с целью удаления жидкости из брюшной и плевральной полости;

– инфузия с использованием инфузоматов, внутривенных помп; 

– уход за имплантированным подкожным венозным портом; 

– введение препаратов через центральный венозный катетер, имплантированный подкожный венозный порт, в плевральную и брюшную полости 

Выполнять медицинские манипуляции: 

– цитобиопсию и core-биопсию периферических лимфоузлов, поверхностно расположенных опухолей мягких тканей; 

– лапароцентез и торакоцентез с целью удаления жидкости из брюшной и плевральной полости;

– уход за имплантированным подкожным венозным портом; 

– введение препаратов через центральный венозный катетер, имплантированный подкожный венозный порт, в плевральную и брюшную полости


Выполнять расчет инфузии лекарственных препаратов и лечебного питания для парентерального введения, в том числе с использованием инфузомата и линеомата 

Проведение профилактики побочных действий и нежелательных реакций, возникших в результате диагностических или лечебных манипуляций, противоопухолевой лекарственной и лучевой терапии у пациентов с онкологическими заболеваниями

Применять методы профилактики и лечения осложнений онкологического заболевания, в том числе синдрома кахексии, внутричерепной гипертензии, компрессии спинного мозга, гиперкальциемии, анемии, дисфагии, эвакуации пищи из желудка, нарушения мочеотделения, кишечной непроходимости 


Применять методы профилактики побочных действий и нежелательных реакций, возникших в результате диагностических или лечебных манипуляций, противоопухолевой лекарственной и лучевой терапии у пациентов с онкологическими заболеваниями

Назначение методов немедикаментозного лечения онкологических заболеваний (в том числе методы локальной деструкции опухолей, лучевая терапия, фотодинамическая терапия) в зависимости от распространенности опухолевого процесса и сопутствующих заболеваний 

Определение структуры осложнений терапии по шкале токсичности 

Определять структуру осложнений терапии по шкале токсичности 

Консультативная помощь врачам, оказывающим первичную врачебную медико-санитарную помощь пациентам, контроль проведения симптоматического лечения 

Оказывать консультативную помощь врачам, оказывающим первичную врачебную медико-санитарную помощь пациентам, контроль проведения симптоматического лечения

Назначение обезболивающих лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, в том числе наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, направленных на облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, согласно действующему порядку оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению 

Определять показания и назначать обезболивающие лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, в том числе наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, направленные на облегчение боли, связанные с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, согласно действующему порядку оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению

Оценка эффективности, переносимости и безопасности применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания у пациентов с онкологическими заболеваниями

Оценивать эффективность, переносимость и безопасность применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания у пациентов с онкологическими заболеваниями

Здесь имеется в виду онколог-химиотерапевт.

Квалификационные требования (приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н)

Профессиональный стандарт «Врач-онколог» (приказ Минтруда России от 02.06.2021 № 360н)

Врач-онколог по лекарственной терапии (оказание специализированной медицинской помощи по профилю «онкология» (лекарственная терапия))

Требования к образованию и обучению

Высшее образование – специалитет по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Онкология» 


ИЛИ

Высшее образование – специалитет по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и профессиональная переподготовка по специальности «Онкология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Акушерство и гинекология», «Терапия», «Хирургия». 

Высшее образование – специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия» и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Онкология»


ИЛИ 

Высшее образование – специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Терапия», «Хирургия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Гематология» и дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка по специальности «Онкология» в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенным трудовым функциям кода А и В профстандарта 


ИЛИ 

Высшее образование – специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», подготовка в ординатуре по специальности «Онкология» в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенным трудовым функциям кода А и В профстандарта 


ИЛИ 

Высшее образование – специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», подготовка в ординатуре по специальности «Онкология» в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенным трудовым функциям кода А и С профстандарта И профессиональная переподготовка по специальности «Онкология» в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенным трудовым функциям кода В профстандарта 

Требования к опыту практической работы

Не установлено

Не менее 5 лет по специальности «Терапия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Гематология», «Акушерство и гинекология» в стационарных условиях 

Врач-онколог по хирургии (оказание специализированной медицинской помощи по профилю «онкология» (хирургия))

Высшее образование – специалитет по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Онкология» 


ИЛИ

Высшее образование – специалитет по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и профессиональная переподготовка по специальности «Онкология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Акушерство и гинекология», «Терапия», «Хирургия». 

Высшее образование – специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия» и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Онкология»


ИЛИ 

Высшее образование – специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Хирургия», «Урология», «Колопроктология», «Нейрохирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Офтальмология», «Оториноларингология», «Акушерство и гинекология» и дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка по специальности «Онкология» в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенным трудовым функциям кода А и С профстандарта 


ИЛИ 

Высшее образование – специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», подготовка в ординатуре по специальности «Онкология» в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенным трудовым функциям кода А и С профстандарта

Требования к опыту практической работы

Не установлено

Не менее 5 лет по специальности «Хирургия», «Урология», «Колопроктология», «Нейрохирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Офтальмология», «Оториноларингология», «Акушерство и гинекология» в стационарных условиях

Указанный документ является ответом на запрос частного лица, не имеет статуса нормативного правового акта. Более того, разъяснения даны не органом, утвердившим профстандарт, а именно Минтрудом.

Трудовые действия

Необходимые умения

Разработка плана ведения пациента, включая проведение противоопухолевой лекарственной терапии, в зависимости от пациента, диагноза заболевания, степени распространенности онкологического процесса, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи

Разрабатывать план ведения пациента, включая проведение противоопухолевой лекарственной терапии, в зависимости от пациента, диагноза заболевания, степени распространенности онкологического процесса, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандарта медицинской помощи

Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания пациентам в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи

Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание пациентам в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи

Назначение и проведение всех вариантов противоопухолевой лекарственной терапии пациентам 

Назначать и проводить все варианты противоопухолевой лекарственной терапии пациентам 

Профилактика и коррекция осложнений проводимой противоопухолевой лекарственной терапии у пациентов 

Предупреждать и корригировать осложнения проводимой противоопухолевой лекарственной терапии у пациентов 

Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, включая парентеральное, в том числе назначенных другими врачами-специалистами, проведение немедикаментозной (в том числе методы локальной деструкции опухолей, лучевая терапия, фотодинамическая терапия) терапии у пациентов 

Назначать и применять лекарственные препараты, немедикаментозную терапию, медицинские изделия и лечебное питание, включая парентеральное, у пациентов, в том числе назначенное другими врачами-специалистами 

Назначение диетотерапии пациентам в соответствии с видом и клинической картиной заболевания 

Назначать диетотерапию пациентам в соответствии с видом и клинической картиной заболевания

Оценка эффективности и переносимости применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания, включая парентеральное, диетотерапии, лекарственных препаратов, немедикаментозной терапии у пациентов

Оценивать эффективность и переносимость применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания, включая парентеральное, непротивоопухолевой лекарственной терапии, немедикаментозной терапии у пациентов

Назначение и проведение поддерживающей терапии, оказание паллиативной медицинской помощи пациентам

Назначать и проводить сопроводительную терапию, оказывать паллиативную медицинскую помощь пациентам

Выполнение медицинских манипуляций, в числе которых:

– лапароцентез и торакоцентез с целью удаления жидкости из брюшной и плевральной полости;

– инфузии с использованием инфузоматов, внутривенных помп; 

– уход за имплантированным подкожным венозным портом; 

– введение препаратов через центральный венозный катетер, имплантированный подкожный венозный порт, в плевральную и брюшную полости 

Выполнять медицинские манипуляции: 

– цитобиопсию и core-биопсию периферических лимфоузлов, поверхностно расположенных опухолей мягких тканей; 

– лапароцентез и торакоцентез с целью удаления жидкости из брюшной и плевральной полости;

– уход за имплантированным подкожным венозным портом; 

– введение препаратов через центральный венозный катетер, имплантированный подкожный венозный порт, в плевральную и брюшную полости


Выполнять расчет инфузии лекарственных препаратов и лечебного питания для парентерального введения, в том числе с использованием инфузомата и линеомата 

Проведение профилактики и лечения осложнений течения онкологического заболевания 

Применять методы профилактики и коррекции осложнений онкологического заболевания (в том числе: синдром кахексии, внутричерепной гипертензии, компрессии спинного мозга, гиперкальциемии, анемии, нарушения мочеотделения, дисфагии, эвакуации пищи из желудка, кишечной непроходимости) 

Проведение профилактики побочных действий и нежелательных реакций, возникших в результате диагностических или лечебных манипуляций, противоопухолевой лекарственной и лучевой терапии у пациентов (в том числе: тошнота и рвота, цитопения, фебрильная нейтропения, мукозит, диарея, дерматологическая токсичность, флебиты, экстравазация препаратов, синдром лизиса опухоли, токсические гепатиты, пульмониты, нейротоксичность, иммуноопосредованная токсичность)

Применять методы профилактики побочных действий и нежелательных реакций, возникших в результате диагностических или лечебных манипуляций, противоопухолевой лекарственной и лучевой терапии у пациентов (в том числе: тошнота и рвота, цитопения, фебрильная нейтропения, мукозит, диарея, дерматологическая токсичность, флебиты, экстравазация препаратов, синдром лизиса опухоли, токсические гепатиты, пульмониты, нейротоксичность, иммуноопосредованная токсичность)

Определение структуры осложнений терапии по шкале токсичности 

Определять структуру осложнений терапии по шкале токсичности 

Назначение обезболивающих лекарственных препаратов, в том числе наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, направленных на облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством согласно порядку оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению 

Определять показания и назначать обезболивающие лекарственные препараты, в том числе наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, направленные на облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством согласно порядку оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению

Трудовые действия

Необходимые умения

Разработка плана хирургического лечения пациента, включая проведение лечения в рамках самостоятельного, комплексного и комбинированного лечения, в зависимости от состояния пациента, диагноза заболевания, степени распространенности онкологического процесса, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи

Разрабатывать план хирургического лечения пациента, в том числе в рамках самостоятельного, комплексного и комбинированного лечения, в зависимости от состояния пациента, диагноза заболевания, степени распространенности онкологического процесса, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи

Назначение и применение хирургических методов, в том числе в составе комплексного и комбинированного лечения, пациентам в соответствии с решением консилиума врачей-специалистов 

Назначать и применять хирургические методы, в том числе в составе комплексного и комбинированного лечения, пациентам в соответствии с решением консилиума врачей-специалистов

Назначение лекарственных препаратов (за исключением противоопухолевой терапии), медицинских изделий и лечебного питания пациентам в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи

Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и диетотерапию пациентам в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи 

Назначение лекарственных препаратов в предоперационном периоде в зависимости от вида и объема планируемого хирургического вмешательства в соответствии с клинической картиной заболевания, сопутствующей патологией 

Назначать медикаментозное (непротивоопухолевое) лечение в предоперационном периоде в зависимости от вида и объема планируемого хирургического вмешательства в соответствии с клинической картиной заболевания, сопутствующей патологией 

Назначение медицинских изделий и лечебного питания, включая парентеральное, пациентам, в том числе назначенных другими врачами-специалистами

Назначать медицинские изделия и лечебное питание, включая парентеральное, пациентам, в том числе назначенные другими врачами-специалистами

Назначение диетотерапии пациентам в соответствии с видом, объемом и сроком проведенной операции, клинической картиной заболевания, сопутствующей патологией 

Назначать диетотерапию пациентам в соответствии с видом, объемом и сроком проведенной операции, клинической картиной заболевания, сопутствующей патологией

Назначение немедикаментозной терапии (в том числе методы локальной деструкции опухолей, лучевая терапия, фотодинамическая терапия) пациентам с учетом клинической картины и стадии заболевания, сопутствующей патологии в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи

Назначать немедикаментозное лечение онкологических заболеваний (в том числе методы локальной деструкции опухолей, лучевую терапию, фотодинамическую терапию) в зависимости от распространенности опухолевого процесса и сопутствующих заболеваний 

Оценка эффективности хирургических методов лечения, в том числе в составе комплексного и комбинированного лечения, пациентов 

Оценивать эффективность хирургических вмешательств, в том числе в составе комплексного и комбинированного лечения, пациентов

Выполнение медицинских манипуляций и хирургических вмешательств, в том числе при: 

– новообразованиях кожи, мягких тканей и слизистых оболочек; 

– новообразованиях головы и шеи; 

– раке щитовидной железы; 

– раке молочной железы;

– вторичных опухолевых поражениях легких; 

– раке желудка; 

– раке кишечника; 

– первичных и вторичных опухолях печени; 

– опухолях женской половой системы; 

– опухолях мочеполовой системы

Выполнять медицинские манипуляции: 

– лапароцентез и торакоцентез с целью удаления жидкости из брюшной и плевральной полости;

– инфузии с использованием инфузоматов, внутривенных помп;

– уход за имплантированным подкожным венозным портом;

– введение препаратов через центральный венозный катетер, имплантированный подкожный венозный порт, в плевральную и брюшную полости;

– тонкоигольную аспирационную цитобиопсию и трепанобиопсию глубоко расположенных опухолей (легких, печени, почек, надпочечников, поджелудочной железы, забрюшинного пространства)


Выполнять хирургические вмешательства: 

– широкое иссечение новообразования мягких тканей; 

– иссечение новообразований мягких тканей с реконструктивно-пластическим компонентом;

– иссечение новообразований мягких тканей, в том числе с определением «сторожевого» лимфатического узла; 

– удаление слюнной железы; 

– резекция языка; 

– резекция губы;

– гемитиреодэктомию и тиреодэктомию;

– шейную лимфаденэктомию; 

– резекцию молочной железы с биопсией сигнального лимфоузла; 

– радикальную резекцию молочной железы;

– мастэктомию с биопсией сигнального лимфоузла; 

– радикальную мастэктомию по Маддену; 

– удаление новообразования легкого (атипичная резекция); 

– гастростомию, в том числе с формированием обходного анастомоза тонкой кишки; 

– иссечение толстой кишки с анастомозом «конец в конец» и «конец в бок», в том числе с формированием обходного анастомоза толстой кишки; 

– колостомию; 

– резекцию печени атипичную; 

– овариэктомию; 

– аднексэктомию; 

– экстирпацию матки, в том числе с придатками;

– радикальную нефрэктомию; 

– резекцию мочевого пузыря

Обеспечение безопасности при применении хирургических методов лечения пациентов

Обеспечивать безопасность при применении хирургических методов лечения пациентов

Проведение мероприятий, направленных на профилактику осложнений лечения

Проводить мероприятия, направленные на профилактику осложнений лечения

Разрабатывать план послеоперационного ведения пациентов с онкологическими заболеваниями и (или) состояниями 

Проводить профилактику или устранение послеоперационных осложнений в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи

Назначение и проведение сопроводительной терапии, оказание паллиативной медицинской помощи пациентам 

Проводить профилактику побочных действий и нежелательных реакций, возникших в результате диагностических или лечебных манипуляций, противоопухолевой лекарственной и лучевой терапии у пациентов (в том числе: тошнота и рвота, цитопения, фебрильная нейтропения, мукозит, диарея, дерматологическая токсичность, флебиты, экстравазация препаратов, синдром лизиса опухоли, токсические гепатиты, пульмониты, нейротоксичность, иммуноопосредованная токсичность) 

Определение структуры осложнений терапии по шкале токсичности

Определять структуру осложнений терапии по шкале токсичности

Оценка эффективности и переносимости применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания, включая парентеральное, диетотерапии, непротивоопухолевой лекарственной терапии, немедикаментозной терапии у пациентов 

Оценивать эффективность и переносимость применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания, включая парентеральное, диетотерапии, непротивоопухолевой лекарственной терапии, немедикаментозной терапии у пациентов

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Гость
Гость
2 лет назад

В ЕС общий онколог, неоперирующий – резидентура 5 лет. Если хочет быть оператором, тогда сначала резидентура по хирургии, гинекологии, урологии 5 лет + резидентура 5 лет по онкологии для общего хирурга, и 3 года резидентура онкогинекология или онкоурология. Гематолог, куда входит и онкогематология – резидентура 5 лет. Нельзя никого подготовить за 2 года в ординатуре, а тем более онколога, это невозможно.

Гость
Гость
2 лет назад

Очередной шедевр из под пера минздравовского менагера. Мне жаль больных россиян и коллег что попадут через полгода

Ольга
Ольга
2 лет назад

5-летний стаж предусмотрен для специалистов-терапевтов, хирургов и т.д., которые хотят пройти профессиональную переподготовку по онкологии. Сейчас любой вчерашний ординатор-хиргург, терапевт или акушер-гинеколог, не проработав ни дня, может пройти профпереподготовку за 4 месяца и стать онкологом. У этого профстандарта много странностей, но про 9 лет уважаемые авторы статьи не вполне разобрались. Чтобы стать онкологом первичного звена, выпускнику ВУЗа по новому профстандарту надо пройти 1 год общей ординатуры по онкологии (как раньше интернатуру), а если уже имеется другая специальность, то переподготовку. Для того, чтобы работать онкологом-хирургом или химиотерапевтом, надо будет пройти еще 2 года ординатуры по этим специальностям. Если уже есть 5 лет стажа, то можно стать специалистом через профпереподготовку. Если стаж менее 5 лет – добро пожаловать в ординатуру. Что касается уже работающих специалистов, не совсем понятно, как будут отделять овнов от козлищ. Мне сложно представить химиотерапевта, который рвется оперировать или делать лапаро-торакоцентез, прописанный в стандарте. Но хирурги-онкологи порой химиотерапию назначают и проводят, особенно если являются экспертами в лечении той либо иной онкопатологии.

Фонд «Вместе против рака»
Администратор
Ответить на  Ольга

Ольга, благодарим за интерес, проявленный к нашей публикации.

Профессиональный стандарт не содержит каких-либо оговорок или сносок относительно положений, на каких медицинских работников распространяется требование к опыту работы. Следовательно, данное требование касается всех без исключения.

Профессиональный стандарт принят Минтрудом, а не Минздравом. Также, как мы отмечали в публикации, последний придерживается позиции о том, что требования к опыту работы касаются только лиц, не прошедших обучение по программам ординатуры по специальности «Онкология», а завершивших программу профессиональной переподготовки по специальности «Онкология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по другим специальностям. Мы полностью поддерживаем эту позицию, однако, во избежание проблем в будущем, необходимо внести изменения в приказ Минтруда.

Гость
Гость
2 лет назад

Я правильно понимаю, выпускник после окончания медуниверситета и ординатуры по онкологии, пойдет в поликлинику, а хирургом онкологом в стационаре сможет работать только через 5 лет? Он же все навыки хирурга за 5 лет потеряет. Или он вообще не сможет работать в стационаре, для стационара нужен стаж работы хирургом 5 лет?

Актуальное
все