Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
12 октября 2023
1024

Как избежать штрафа за «нецелевку»? Спроси ТФОМС!

Автор: «Факультет медицинского права»
Как избежать штрафа за «нецелевку»? Спроси ТФОМС!
Вопросы правильного расходования целевых средств ОМС – один из краеугольных камней в финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций. В случае их использования не по назначению наступают ощутимые последствия – нужно вернуть всю сумму в бюджет ТФОМС и уплатить немалый штраф. Может ли медорганизация избежать ответственности (и самое главное – как это сделать), даже если потратила средства не на те цели? Ответим на эти вопросы на примере показательного судебного спора, произошедшего в Иркутской области.

Как больница возмещала ущерб за своего работника

ТФОМС провел плановую комплексную проверку городской больницы. В ходе проверки, в частности, установили, что медорганизация возместила за счет ОМС ущерб, причиненный по вине ее работника.

Оказалось, что еще в 2016 году по вине водителя больницы произошло дорожно-транспортное происшествие. В тот момент он был при исполнении служебных обязанностей. Водитель был признан виновным в преступлении – ДТП, повлекшем по неосторожности смерть человека. Суд обязал больницу возместить близким погибшего материальный ущерб и моральный вред в связи с потерей кормильца.

Медорганизация исполнила решение суда и выплатила в качестве возмещения вреда более 600 тыс. руб. за счет средств ОМС. При этом больница не попыталась взыскать деньги со своего водителя в порядке регресса.

Фонд разобрался в ситуации, ожидаемо признал расходы нецелевым использованием средств ОМС и потребовал от медорганизации вернуть потраченные деньги в бюджет ТФОМС и уплатить штраф в размере около 60 тыс. руб.

Больница не согласилась и обратилась в суд с заявлением о признании недействительным требования ТФОМС. Суд первой инстанции в этой части встал на сторону фонда, признал расходы нецелевыми, а штраф – обоснованным.

Медорганизация обжаловала решение суда в апелляции, а впоследствии – в кассации.

ТФОМС подскажет, как поступить

Сначала апелляционный, а затем и кассационный суды также признали расходы на возмещение материального ущерба и компенсацию морального вреда по потере кормильца, которые больница понесла во исполнение судебных актов, нецелевым использованием средств ОМС.

Таким образом, суды подтвердили, что указанные расходы не входят в состав затрат, установленных Правилами ОМС, не связаны с оказанием бесплатной медпомощи по программам ОМС, а следовательно, не могут быть оплачены за счет целевых средств.

В отношении вышесказанного возражать суду, в общем-то, бессмысленно. Но как быть со штрафом? И здесь мы подходим к самому интересному.

Суд отметил, что перед тем, как произвести выплаты в счет возмещения вреда, больница направляла запрос в ТФОМС. Она просила разъяснить, за счет каких именно средств это можно сделать.

Фонд в своем ответе не только не запретил провести такую оплату за счет средств ОМС. Наоборот, он пояснил: возмещение вреда по потере кормильца отражается по ст. 290 «Прочие расходы» КОСГУ и включается в структуру тарифа на оплату медпомощи по ОМС в соответствии с ч. 7 ст. 35 федерального закона №326-ФЗ. В обоснование своего ответа ТФОМС сослался в том числе на приказ Минфина России от 29.11.2017 №209н.

Больница так и поступила, руководствуясь официальным разъяснением фонда.

Из-за этого обстоятельства судам пришлось обратиться к давнему мнению Конституционного Суда РФ (КС РФ), которое не перестало быть актуальными и по сей день.

Вспомним о конституционных принципах

Правовые позиции КС РФ устанавливают:

  • любые меры госпринуждения за несоблюдение требований законодательства должны быть ограничены требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общеправовыми принципами. Это касается как мер по восстановлению прав, так и штрафных санкций;
  • принцип соразмерности означает, что публично-правовая ответственность возможна лишь за виновное деяние. Она должна дифференцироваться в зависимости от тяжести и характера правонарушения, размера ущерба, степени вины нарушителя. Следует учитывать и иные существенные обстоятельства.

Разъяснения КС РФ о мерах публично-правового принуждения универсальны. Следовательно, они имеют основополагающее значение и при рассмотрении судами споров о привлечении медорганизаций к ответственности за нарушения законодательства об ОМС. Ведь штраф по ч. 9 ст. 39 федерального закона №326-ФЗ – особый вид финансовой санкции публично-правового характера.

«И все-таки она работает!»: как суд применил аналогию права и закона

Суды отметили, что ни положения бюджетного законодательства, ни нормы федерального закона №326-ФЗ не регламентируют принципы ответственности при установлении признаков состава публично-правового правонарушения.

В этой связи «в дело вступает» ч. 6 ст. 13 АПК РФ: если спорные отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и нет применимого к ним обычая делового оборота, то действуют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). Если и таковых нет – применяется аналогия права, т. е. дело рассматривается исходя из общих начал и смысла законодательства.

В споре между ТФОМС и больницей суды применили по аналогии нормы налогового законодательства об общих принципах публично-правовой ответственности в сфере налогообложения. Последняя имеет схожий правовой характер. В частности, это касается принципа виновности.

Так, вина налогоплательщика в правонарушении по общему правилу исключается, если окажется, что он выполнял письменные разъяснения уполномоченного госоргана, а равно должностного лица, данное в пределах их компетенции. То же касается случая, когда налогоплательщик следовал мотивированному мнению налогового органа (пп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса РФ).

«Невиноватая я»: нарушение есть, вины нет

Суды учли все изложенное и пришли к выводу, что поскольку больница допустила нецелевое использование средств ОМС, выполняя письменные разъяснения ТФОМС, то в ее действиях нет вины – одного из ключевых элементов состава правонарушения.

Суды встали на сторону медорганизации и признали требование фонда недействительным в части обязанности больницы уплатить штраф (см. постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.09.2023 по делу №А19-27640/2022).

Доводы ТФОМС о том, что он не полномочен давать разъяснения по запросам медорганизаций, как и об отсутствии смягчающих ответственность обстоятельств, суды отклонили. Формальный подход к привлечению получателя средств ОМС к ответственности недопустим, подчеркнули они.

Что же касается расходов по возмещению ущерба и компенсации морального вреда по потере кормильца, то всю сумму нецелевого использования средств ОМС больница все-таки обязана вернуть в бюджет ТФОМС.

Выводы и рекомендации

За последние годы, увы, стали редкостью ситуации, когда по каким-то действительно значимым «денежным» вопросам суды встают на сторону медорганизаций, а не на сторону ТФОМС.

Рассмотренное дело стало одним из таких немногочисленных проблесков на фоне сурового формализма судебной практики. Его итоги позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций для лечебных учреждений.

  1. Если есть сомнения насчет того, допустимо ли осуществлять финансовую операцию за счет целевых средств ОМС, – обращайтесь с письменным запросом в ТФОМС. Просите дать вам письменные же разъяснения, а затем действуйте в соответствии с ними.
  2. Если вы так и поступили, но ТФОМС все-таки признал использование средств ОМС нецелевым, направьте ему письменные возражения с обоснованием своей позиции.
  3. Когда спор все же дойдет до суда, ссылайтесь на судебные акты, которые мы рассмотрели в этой статье, и настаивайте на применении аналогии закона (права) и позиций КС РФ.
  4. Надеемся, что этот кейс станет значимым судебным прецедентом, который в дальнейшем поможет медорганизациям отстаивать свои права в подобных спорах с ТФОМС.
telegram protivrakaru

За использование не по целевому назначению средств ОМС медорганизация уплачивает фонду штраф в размере 10% от соответствующей суммы, а также пени 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – федеральный закон №326-ФЗ)).

Средства, которые получает медорганизация за оказание медуслуг застрахованным по ОМС лицам, относятся к целевому финансированию (абз. 19 пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

Медорганизация обязана использовать средства ОМС, полученные за оказанную пациентам медпомощь, в соответствии с программами ОМС (п. 5 ч. 2 ст. 20 федерального закона №326-ФЗ).

Средства, использованные не по целевому назначению, медорганизация обязана вернуть в бюджет ТФОМС в течение 10 рабочих дней со дня, когда последний предъявил требование (ч. 9 ст. 39 федерального закона №326-ФЗ).

Непосредственно связаны с оказанием медпомощи (медуслуг) следующие затраты:

  • на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые участвуют в оказании медпомощи;
  • на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медпомощи;
  • на амортизацию основных средств, которые используются при оказании медпомощи;
  • иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (п. 193 Правил ОМС, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 №108н).

Затраты, которые необходимы для обеспечения деятельности медорганизации в целом, но не потребляются в процессе оказания медпомощи, перечислены в п. 194–195 Правил ОМС.

См. подробнее: постановления КС РФ от 15.07.1999 №11-П, от 05.11.2003 №349-О, от 25.02.2014 №4-П, 19.01.2016 №2-П и др.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все