Для соблюдения сроков хранения
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия обратилось в суд с заявлением об оспаривании акта проверки использования средств ОМС, составленного ТФОМС Республики Мордовия. В ходе проверки ТФОМС установил нецелевое расходование денежных средств в виде заработной платы фармацевта и провизора за 2021–2022 годы в сумме 4 407 312,21 руб.
В обосновании своих возражений медорганизация ссылалась на соответствие расходов законодательству о здравоохранении. Действующие нормы предусматривают возможность вводить в штатное расписание медицинской организации должности фармацевта и провизора.
Работники, принятые на эти должности, действительно не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, однако их деятельность необходима для ее надлежащего предоставления. Указанные сотрудники обеспечивают учет и хранение лекарственных средств, следят за отпуском и использованием препаратов. Их функционал неразрывно связан с деятельностью медучреждения.
Таким образом, оплата труда фармацевтов и провизоров за счет средств ОМС соответствует территориальной программе и законодательству об обязательном медицинском страховании. Действующие порядки оказания медицинской помощи также предусматривают должность фармацевта.
Фармацевт не медработник
ТФОМС возражал против требований медучреждения. По мнению фонда, расходование средств ОМС на выплату заработной платы признается целевым только в случае, если работник непосредственно участвует в оказании медпомощи, что соответствует его должностным обязанностям.
Фармацевт и провизор являются работниками фармацевтических организаций, которые не входят в систему ОМС. Их должностные обязанности не относятся к медицинской деятельности, а сами должности нельзя отнести к общебольничному персоналу. А значит, расходование средств ОМС на их зарплату не может быть признано целевым.
Не определен – значит не ОМС
Суды двух инстанций доводы медучреждения не поддержали и встали на позицию ТФОМС. Действующими порядками оказания медицинской помощи действительно допускается введение в штатное расписание должностей «фармацевт» и «провизор». Однако источник их финансирования не определен.
К тому же в целях соблюдения порядка хранения и выдачи медицинских препаратов в медучреждении введена должность «заведующий складом». А определение необходимости закупки препаратов и их количества входит в задачи отделения клинической фармакологии, которое также имеется в медучреждении.
Суды обратили внимание, что территориальной программой установлено, что граждане обеспечиваются лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в список жизнеугрожающих, бесплатно, за счет средств республиканского бюджета. Провизор и фармацевт в медицинском учреждении согласно должностной инструкции осуществляли отпуск лекарственных средств населению. Таким образом, финансирование выплат заработной платы фармацевту и провизору должно происходить за счет средств республиканского бюджета.
Мы уже рассматривали вопрос, когда заработная плата была признана нецелевыми расходами. В первом случае вопрос касался расходов на оплату труда специалиста по связям с общественностью, во втором – воспитателей в детской больнице.
Приказ Минздрава России от 20.10.2020 №1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю “акушерство и гинекология” пункт 10 Приложение №20 “Рекомендуемые штатные нормативы перинатального центра».
Утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.12.2021 №646.
Приказ Минздрава России от 20.10.2020 №1030н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю “акушерство и гинекология”».
П. 14. ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Решение арбитражного суда Республики Мордовия от 06.12.2023 №А39-3808/2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 №01АП-685/2024.