Условия ТФОМС
Приморская краевая детская клиническая больница №1 (ГБУЗ) попыталась в суде оспорить акт проверки ТФОМС, которая признала нецелевыми расходы на заработную плату воспитателям в сумме более 3,7 млн руб. Медорганизация ссылалась на соответствие этих расходов законодательству об обязательном медицинском страховании.
Объем расходов, входящих в тариф ОМС, определяется базовой программой оказания медицинской помощи и соответствующей территориальной программой. В документах прописаны в том числе требования к условиям оказания медицинской помощи и нормативы ее предоставления.
В соответствии с правилами ОМС в состав расходов включаются расходы, как непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи, так и сопутствующие ей. В том числе учитываются затраты сотрудникам, принимающим участие в оказании медицинской помощи.
Фонд возражал против требований медучреждения. По его мнению, расходование средств ОМС на выплату заработной платы признается целевым только при соблюдении двух условий: 1) если работник участвует в оказании медицинской помощи застрахованным лицам; 2) должность включена в штатное расписание и соответствует номенклатуре медицинских работников.
Воспитатели не принимают непосредственного участия в оказании услуги, которая предоставляется застрахованным лицам за счет средств ОМС. Следовательно, оплачивать труд таких работников больница должна из других источников финансирования.
При этом фондом не принято во внимание, что медицинская помощь в проверяемом учреждении оказывается несовершеннолетним. Логично предположить, что больница принимает ответственность за жизнь и здоровье пациентов на время их нахождения в стационаре, а значит, должны быть сотрудники, осуществляющие присмотр.
Воспитатели предусмотрены стандартом и порядками
Суд первой инстанции поддержал позицию медицинского учреждения. В решении указывалось, что стандарты и порядки оказания медицинской помощи являются основанием для установления размера страхового обеспечения территориальной программы госгарантий и расчета тарифов на оплату медицинской помощи.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. А стандарты, в свою очередь, принимаются на основании клинических рекомендаций, утвержденных уполномоченными органами власти.
Стандартом в спорном случае предусмотрено участие в оказании медицинской помощи несовершеннолетним воспитателя. Это также предусмотрено в порядках оказания помощи по профилям «детская хирургия», «детская урология-андрология», «детская кардиология». Медицинское учреждение должно соблюдать такие стандарты и порядки, а следовательно, вправе расходовать в целях их соблюдения средства ФОМС.
Присмотр – не консультации
Вышестоящий суд, куда ТФОМС направил апелляционную жалобу, позицию первой инстанции не поддержал. Он подчеркнул, что целевым использование средств ОМС для выплаты зарплаты признается только при соблюдении определенных условий:
- работник участвует в оказании медицинской помощи застрахованным лицам в рамках территориальной программы ОМС;
- должность работника должна быть включена в штатное расписание и соответствовать номенклатуре должностей медицинских и фармацевтических работников;
- оказываемые работником услуги должны быть предусмотрены лицензией медорганизации.
Суд установил, что оказываемые спорные услуги не являются консультациями, которые предусмотрены стандартом оказания медицинской помощи, поскольку воспитатели по факту осуществляют присмотр за пациентами. Такие услуги не предусмотрены и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае.
Таким образом, расходы на оплату труда воспитателей признаны нецелевыми. Медицинская организация обязана вернуть средства фонду. При рассмотрении дела ни судами, ни одной из сторон не ставился вопрос о том, могут ли медицинские учреждения оказывать услуги несовершеннолетним гражданам в отсутствие персонала, осуществляющего за ними присмотр.
Отметим, что Правила обязательного медицинского страхования позволяют включать в состав затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (п. 195, пп. 6). Такие затраты определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда (п. 206).
Соответствующие разъяснения также дал ФФОМС: в письме «Об использовании средств обязательного медицинского страхования» разбирается вопрос оплаты труда административно-управленческого персонала (конкретно – специалиста по охране труда). Фонд сообщает, что зарплата таким сотрудникам «за выполненные в соответствии с условиями трудовых договоров функции может осуществляться за счет средств ОМС с учетом пропорциональности распределения затрат между источниками финансирования». Такие затраты не относятся к нецелевым. Логично предположить, что данная позиция ФФОМС должна распространяться и на других сотрудников, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи – например, на воспитателей, работающих в детских стационарах.
Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Приказ Минздрава России от 28.02.2019 №108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования».
Решение Арбитражного суда Приморского края по делу от 12.12.2023 №А51-6922/2023.
Приказ Минздрава России от 31.10.2012 №562н.
Приказ Минздрава России от 31.10.2012 №561н.
Приказ Минздрава России от 25.10.2012 №440н.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024 по делу №АА51-6922/2023.
Постановление Администрации (Правительства) Приморского края от 27.12.2019 №017-ПА на 2020 год, от 28.12.2020 №1080-пп на 2021 год и от 29.12.2021 №885-пп на 2022 год.
Административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).